Деловые газеты
- 1 year ago
- 0
- 0
Деловые шахматы (шахматы по Интерактивному когнитивному сценарию) — командный вариант шахмат , предложенный московским врачом Грачя Овакимяном в 1992 году с целью повышения зрелищности шахматной партии .
По мнению автора деловых шахмат, увеличение зрелищности игры обеспечивают:
Для того, чтобы обеспечить активное командное обсуждение и эффективный процесс принятия решений был разработан Интерактивный когнитивный сценарий .
Этот вариант шахмат автор относит к спортивным деловым играм .
Доска, фигуры, их расположение и порядок перемещения соответствуют правилам классических шахмат . При этом в рамках одной партии возможно обыгрывание нескольких ветвей (параллельных вариантов игры) на нескольких демонстрационных досках, дополненных указателями рейтинга (значимости) каждой конкретной ветви (красные метки вверху доски на ). Играют две команды. Рекомендованный состав — по 5 человек. В ходе партии члены команды могут не только обсуждать её, но и активно выдвигать, а затем и формировать альтернативные (параллельные) ветви. Они также могут изменять рейтинги ветвей путём перемещения соответствующих цветных меток. За счёт возможности изменять в рамках одной партии количество её ветвей и их рейтинги, в игре появляются качественно новые, присущие только данному варианту шахмат, тактические и стратегические приёмы борьбы .
В Интерактивном когнитивном сценарии предусмотрены следующие механизмы (смотри и ):
На 5 расположенных рядом демонстрационных досках (№ 1-5) могут разыгрываться параллельные варианты партии ( ветви ), каждая из которых имеет свой рейтинг ( ). Команды своими решениями могут изменять число ветвей и их рейтинги. Счёт игры в каждой ветви (на конкретной доске) равен её шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветви. Окончательный счёт в партии равен сумме результатов всех ветвей.
Игра начинается на одной демонстрационной доске — ветвь № 1 (смотри ) с рейтингом 10. Для увеличения числа ветвей используются правила Ветвления (смотри ).
Для того чтобы выполнить Ветвление команда перед очередным ходом дублирует позицию демонстрационной доски № 1 на свободной демонстрационной доске № 2. На разных досках применяют отличающиеся продолжения (например, на демонстрационной доске № 1 ход e4 , а на доске № 2 — g3 ). При этом рейтинг исходной материнской ветви распределяется между дочерними ветвями в соответствии с командным решением ветвящейся команды ( ). В результате следующих ветвлений появятся ветви № 3, № 4, № 5 ( ).
Если в процессе игры одна из команд считает позицию ветви проигрышной (например, ветвь № 1 на ), команда может в этой ветви сдаться и перенести все фишки её рейтинга на демонстрационную доску другой параллельной ветви с выигрышной для этой команды позицией (например, ветвь № 2). Это Отбор , который создаёт возможность для команды отыграться за поражение.
В результате такого перераспределения рейтинг проигранной ветви прибавляется к рейтингу остающейся, а соперник получает количество очков, равное рейтингу выигранной им ветви (в примере — 3 очка).
Дерево партии в деловые шахматы, возникающее в результате применения Ветвлений и Отборов, показано на Схеме № 4.
На показано увеличение числа ветвей (после 7 хода — две ветви, после 11 хода — три ветви, после 12 хода — четыре ветви, после 18 хода — пять ветвей). Затем в результате отборов и ничьей (соответственно на 24, 25, 29 и 37 ходе) число ветвей постепенно уменьшается. После 37 хода до конца игры остаётся только одна ветвь с рейтингом 8.
Важным тактическим элементом сценария деловых шахмат является шахматный Пас — возможность переместить за один ход одну фишку рейтинга от одной ветви к другой без потери очков ( ). Это способ коррекции рейтингов ветвей для отражения изменившейся силы их позиций. Дерево партии с использованием паса имеет более сложную форму (смотри ).
Перемещать фигуры и рейтинги на демонстрационных досках после принятия коллективного решения разрешается только одному представителю команды. Эта мера предотвращает излишнее скопление игроков перед демонстрационными досками. Для этого зона перед рядом демонстрационных досок отделяется от зон расположения команд красными линиями, пересекать которые разрешается только одному представителю команды.
Каждой из команд для свободного обсуждения позиций и расчёта вариантов предоставляется по 5 обычных шахматных досок (см. ). За каждой такой доской команда (или её часть) обсуждает позицию одной из ветвей партии (см. и видеофрагменты обсуждений и ). Формы организации дискуссии и процесса принятия решений определяются командами самостоятельно. Интерактивный когнитивный сценарий лишь предполагает возможность альтернативных действий каждого члена команды (с помощью Ветвления) в сочетании с возможностью последующего отказа от них, когда команде становится очевидной их ошибочность (с помощью Отбора).
Число возможных версий реализации Интерактивного когнитивного сценария достаточно велико. В каждом конкретном случае надо заранее обговорить следующие параметры игры в деловые шахматы:
Все элементы зрелищности деловых шахмат можно объединить в две группы:
На протяжении всей партии зрители имеют возможность наблюдать за обсуждением командой хода игры. При этом можно слышать и видеть, какую информацию и какой её объём анализируют участники игры, сколько и какие варианты продолжения предлагаются, на какую глубину они рассчитываются, как меняются оценки позиций при пасах и какие окончательные решения в результате этого принимаются. Все это впервые становится доступным для зрительской оценки непосредственно во время игры только в деловых шахматах.
На демонстрационных досках разыгрываются несколько конкурирующих вариантов шахматной игры (ветвей). Их число и рейтинги меняются на протяжении всей игры и непосредственно влияют на текущий и окончательный счёт в партии.
Деловые шахматы создают в командах колоритную эмоциональную и социально-психологическую атмосферу, не специфическую для шахмат. Она может вызвать интерес даже у зрителей, не имеющих к шахматам прямого отношения.
Во время игры в деловые шахматы перед командами встают знакомые всем социальные проблемы лидерства и психологической совместимости , разделения труда и специализации , выбора эффективных в тех или иных условиях форм управления (авторитарных, демократических и т. п.) и принятия решения, генерирования новых идей, их обсуждение, реализации и развития в конкурентной среде, и многое другое.
Также можно наблюдать практически все многообразие ситуаций, характерных для групповой конкурентной борьбы , их непрерывное изменение в зависимости от наличия или отсутствия преимущества, времени, альтернативных путей развития и т. п.
Турниры по деловым шахматам проводятся регулярно с 1997 года , . Репортаж с одного из них транслировался по центральному телеканалу Армении . В Москве в двух показательных матчах принимали участие ведущие российские гроссмейстеры . Первый прошёл в Центральном доме шахматиста им. М. М. Ботвинника в 2004 году , сюжет о котором показал Телеканал «Спорт» . Второй — в московском Шахматном клубе им. Т. В. Петросяна в 2005 году , .
Помимо спортивного применения деловые шахматы могут быть использованы также в качестве модели для научных исследований психической деятельности , процесса принятия решения и выбора стратегии , общеобразовательной деловой игры , метода психодиагностики , психотренинга и игротерапии . Такая возможность обусловлена активным командным обсуждением и многоэтапным процессом принятия группового решения на фоне эволюции социальной группы (команды) в зависимости от изменяющихся условий ( игры ). Можно заметить, что основные механизмы Интерактивного когнитивного сценария (ветвление и отбор) напоминают биологические механизмы эволюции (генетическую мутацию и естественный отбор ).
Эти аспекты деловых шахмат подробно обсуждаются в научных статьях , опубликованных в академическом журнале Мир психологии , , (Официальный орган Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук) и обобщены в книге «Деловые шахматы» . Содержание всех материалов доступно на .
Деловые шахматы как научную модель можно эффективно использовать для проведения исследований в следующих областях: теория игр , теория бифуркаций , теория информации , теория управления и принятия решений , теория диффузии инновации, теория менеджмента , социальная эволюция , когнитивная и социальная психология , исследование естественного и искусственного интеллекта и т. п. При этом в качестве экспертных систем возможно применение существующих шахматных компьютерных программ .
Специалисты в области педагогической психологии сходятся в том, что система народного школьного образования призвана, прежде всего, социализировать учащихся, то есть приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе . С этой целью целесообразно использование деловых шахмат в качестве общеобразовательной деловой игры. Основной задачей подобных занятий является проведение интеллектуального и социально-психологического тренинга для обучения учащихся навыкам конструктивного общения , коммуникативной компетентности , эффективного управления , социальной самоорганизации , психологической борьбы и адаптации в группе. Предполагается, что это способствует эффективной социализации и гармоничному развитию информационно-мыслительного ( когнитивного ), поведенческого ( интерактивного ) и эмоционального ( мотивационного ) компонентов личности учащихся общеобразовательных школ .
Также показана целесообразность использования деловых шахмат для проведения школьной психодиагностики . Возможность одновременно регистрировать целый ряд индивидуальных и групповых психологических параметров, наблюдать за их изменениями в динамике позволяет осуществлять комплексную оценку интеллекта , способностей , уровня достижений, личностно-ситуационных взаимоотношений и психического развития. Наличие экспертных систем в виде современных шахматных компьютерных программ повышает достоверность таких исследований.
Ряду других аспектов социальной значимости деловых шахмат посвящён на сайте Шахматной федерации Москвы , блог автора на , а также целый ряд популярных статей, которые вошли в сборник «Спортивные деловые игры: деловые шахматы, го, рэндзю и другие», 2007 .