Три века Санкт-Петербурга
- 1 year ago
- 0
- 0
Hexapawn («игра в шесть пешек» , «пешечная дуэль», «шахматы 3×3») — детерминированная игра для двух игроков, изобретённая Мартином Гарднером .
Игра происходит на доске 3 × 3. В начале игры у каждого игрока по три пешки в ближайшем к нему ряду. Ход и взятие пешкой осуществляются так же, как в обычных шахматах , за исключением того, что не разрешены двойной ход и взятие на проходе .
Цель игры — провести хотя бы одну свою пешку в третий ряд («в ферзи»), взять все пешки противника или объявить противнику пат (лишить хода) .
При правильной игре выигрывают чёрные (выигрыш патом обозначен как =, выигрыш проведением пешки — как Ф):
Мартин Гарднер придумал игру с целью иллюстрации на простом примере возможности построения «спичечного робота» — самообучающейся машины, состоящей из 24 спичечных коробков с разноцветными бусинками. Аналогичная машина для игры в крестики-нолики состоит из 300 спичечных коробков . Игра была описана в рубрике Mathematical Games журнала Scientific American в марте 1962 года .
В 1967 году игра была использована Д. Багли (США) в диссертации , в которой также был введён термин « генетический алгоритм » .
Игра возможна на досках других размеров , в частности, 4 × 4 («Octapawn» ) или n × 3 (ширина n клеток) . В статье Джона Р. Брауна приведён полный анализ «широкого» варианта игры; если ширина доски составляет n клеток, то игрок, делающий первый ход, имеет выигрышную стратегию тогда и только тогда , когда последняя цифра числа n равна 1, 4, 5, 7 или 8 .
Существуют версии игры для устройств на базе IOS ) и Android.