Источники по истории Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Среди источников по древней и средневековой истории Африки можно выделить три основные категории: устные, вещественные и письменные.
Существование отлаженного механизма передачи информации о прошлом является характерной чертой бесписьменных обществ. Ключевым элементом передаваемой информации является сведения о традиционных правителях, совершённых ими завоевательных походах, проведённых ими реформах и пр. Как правило, при традиционном правителе был специальный назначенец, отвечающий за функции хранения и передачи устной информации. В Западной Африке эти же функции часто исполняли (бродячие певцы). В качестве примера долго хранящейся устной исторической традиции можно привести « » , обнаруженную в начале XX в . и записанную в середине XIX в . Однако, события, отображённые в ней, охватывают период с начала X в. и до начала XX в.
В связи с особенностями климата ( пустынные области или области влажных тропических лесов ), вещественные источники плохо сохраняются.
Однако из раскопанных артефактов интересным является китайская (эпохи Мин ) и арабская керамика XII — XV веков , обнаруженная в Восточной Африке и в Северо-Восточной Африке : в Египте , Эфиопии , Кении и Танзании .
Для Африки характерно наличие небольшого количества внутренних письменных источников, и преобладание внешних письменных источников.
Наличие небольшого количества внутренних письменных источников связано не только с тем, что многие общества до начала XX в. оставались бесписьменными: одни письменные источники не выдержали климатических условий, другие уничтожались людьми. Так например, многие записанные исторические предания хаусанских городов-государств при Усмане дан Фодио были уничтожены. Эту же участь постигли письменные источники, находящиеся в библиотеке Тимбукту ( Сонгаи ), после захвата государственного образования в 1591 г. султаном Марокко. В XV в. Тимбукту был одним из главных центров исламского учения в Западной Африке. В библиотеке содержались религиозные тексты, которые были либо вывезены в Марокко, либо сожжены. Учёные, кстати, также были вывезены в Марокко или убиты.
Некоторые этносы, проживающие на территории современного Камеруна ( вай , менде , бамум ), использовали систему пиктографического письма слогового типа для фиксирования исторических преданий и торговых сделок. Однако эти записи не сохранились до сегодняшнего дня.
Наиболее древние внутренние письменные источники — на языке геэз (II в. до н. э.) — надписи на топоре царя Герады, на каменных тронах. К IV—VI вв. относятся надписи на каменных стелах в Аксуме .
В средневековой Эфиопии были созданы хроники.
Что касается внешних источников по истории Африки южнее Сахары , то самые ранние из них относятся к XVI веку до н. э. и находятся на погребальном храме царицы Хатшепсут в (к западу от Фив ). Надписи, высеченные на стене храма, повествуют о путешествии в Пунт, организованного по приказу царицы Хатшепсут.
Территория Пунта — это, по разным данным, либо Африканский рог , либо Суданское побережье Красного моря . Кроме Пунта, в надписях упомянуты другие чужеземные страны, отдельные народы и их божества.
Ранние античные источники описывают только северо-восточные области Африки. В « Истории » Геродота ( V века до н. э. ) повествуется об областях Африки к северу от экватора. Эти сведения автор собрал в 50-40-е голах V века до н. э. в Кирене и в Египте . Впервые Африка описывается как континент, Геродот даёт схему расселения народов, описывает их материальную культуру, хозяйство, религию и пр. Впервые античный мир знакомится с Мероэ .
Арабские авторы в рамках существующей традиции составления дорожных справочников, в которые также включались сведения по этнографии и экономике, оставили существенное количество сведений о северном, западном и восточном регионе африканского континента.
Наиболее ранее описания внутренних областей Африканского континента принадлежат Аль-Якуби , который в 70-х годах IX века совершил путешествие в Индию , затем в Египет . Информация об увиденном записана в «Книге стран» , представляющий из себя географический справочник маршрутов и полезных ископаемых. Область в верховьях Нила и Нубия названа страной беджа.
К X веку упоминания об Африке сделаны Аль-Масуди в книге «Промывальни золота и россыпи драгоценных камней» (области южного Египта и Нубии), Ибн Хаукалом в «Книга облика Земли» , который лично побывал в Сиджильмасе и в Южном Марокко .
Сведения о событиях в Северо-Западной Африке, а также об средневековой Гане и Мали XI века оставлены в «Книге путей и государств» .
В XII веке в книге « Развлечение тоскующего о странствии по областям » Аль-Идриси были собраны все сведения известные к тому времени об Африке, которые стали в тот период основным источником знаний об Африке не только в арабском мире, но и в Европе. К книге прилагалась карта, где Индийский океан был ошибочно изображён внутренним морем, а устье Нила было определено в Лунных горах . Такое представление, основанное на трудах Птолемея бытовало вплоть до открытий Ливингстона .
В 30-е годы XIV века Ибн Баттута , впервые из арабских авторов лично побывавший в Мали, а также на восточной побережье континента (в Могадишо, Килве и Момбасе) оставил обширные сведения об этнографии внутренних областей в книге «Подарок созерцающим относительно диковин городов и чудес путешествий» .
На произведении Ибн Халдуна «Книга назиданий и сборник начал и сообщений о деяниях арабов, персов и берберов и тех, кто были их современниками из числа носителей высшей власти» , долгое время находившегося в Западном Судане , основывается хронология правителей Мали.
Завершает традицию описаний Африки в средневековой арабоязычной литературе Лев Африканский , который между 1511 и 1515 годами дважды побывал в Западном Судане в составе марокканских посольств к местным дворам. В его книге « Об описании Африки и о примечательных вещах, которые там имеются » даётся информация, в том числе, о Сонгае и Борно.
Первые описания прибрежных областей Африки относятся к XV—XVI в., например — «История ангольских войн» , «Удивительные приключения Э. Беттала» , описывающие жизнь английского моряка прожившего более 30 лет на территории современной Анголы , «Хроника открытия Гвиней» придворного португальского хрониста Азурары . Ранние португальские попытки колонизации африканских берегов отражены в «Декалогии Азии» Барруша .
Источниками по истории работорговли служат отчёты капитанов и владельцев невольничьих судов.
К XVII—XIX вв. относятся записи, сделанные миссионерами, учёными и колониальными чиновниками.