Дейч, Джин
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Значимость
предмета статьи поставлена под сомнение.
|
Меер Мордухович (Михаил Максимович) Дейч ( латыш. Mejers Deičs ; 10 декабря 1920 года, Даугавпилс , Латвийская Республика — 9 января 2019 года, Рига, Латвия) — советский комсомолец-подпольщик, ветеран 201-й стрелковой дивизии (позже 43-й ), советский хозяйственник, основатель группы компаний RD (Латвия), автор книги воспоминаний «67 лет. Лучший возраст для бизнеса. Капитан Дейч из пехоты» (2016).
Меер Дейч родился 10 декабря 1920 года в Даугавпилсе в бедной еврейской семье. Его родители: мещанин Мордух Авсеевич Дейч и Роха-Фейга Давидовна Дейч, урожденная Блаер. В Российской империи фамилия писалась как Дейц. Родовые корни семьи Дейч обнаружились в Ковенской губернии , в местечке Красногорка Новоалександровского уезда. Очевидно, эта фамилия была принята родоначальником семьи Менделем Дейцем в 1804 году . Что легло в её основу, была ли она выбрана кем-то из кагального управления или самостоятельно, установить невозможно.
Меер рано осиротел: его отец умер 12 февраля 1924 года, оставив жену с 5 детьми на руках. Семья очень бедствовала, так как мать перебивалась только сезонными заработками, в летнее время подрабатывая в Юрмале поваром. Тогда за младшими братьями присматривала старшая девочка — Голда. Она же стала первой кормилицей семьи, когда ей исполнилось 18 лет.
В 5 лет мать отправила Меера в хедер — еврейскую начальную школу. Проучившись там два года, в 1927 году он поступил в первый дошкольный класс Первой еврейской семилетней школы, а через несколько месяцев был переведён во второй дошкольный класс.
В школе на углу улиц Райниса и Краславас учились дети городской бедноты, так как плату за учёбу здесь не взимали. Некоторые учителя этой школы были прогрессивно настроены, а возможно, и являлись подпольщиками, помогая созданию в школе подпольной пионерской организации . В старших классах действовала подпольная комсомольская организация. Старшие товарищи вовлекли Меера в пионеры — в возрасте 11 лет он подпольно вступил в эту детскую коммунистическую организацию. Там он получил конспиративное имя Михаил, которым пользовался всю жизнь.
В 1933 году он вступил в комсомол и был назначен старшим ячейки, несмотря на то, что в ней были ребята старше его по возрасту. Закончив пять классов, в июне 1934 года он бросил школу и поступил на работу учеником заготовщика обуви в мастерскую Цодика и Файвуша Плунгиных. Три года он работал бесплатно, зарабатывая только на сверхурочных 20 сантимов в час. На 20 сантимов можно было купить 2,5 кг картофеля или 1 кг яблок . Поэтому Меер искал другие подработки — например, нанимался на ночную работу грузчиком.
В комсомольской организации (с 1937 года — (СТМЛ), в который объединились комсомол и Союз демократической молодежи) он с 1938 года отвечал за выпуск нелегальной газеты . По конспиративным каналам юноша получал восковки, бумагу и краску для газеты, размножал ее и передавал на распространение. Работал ночью, сохраняя тайну даже от друзей. Газета выходила на русском и латгальском языках .
СТМЛ пользовался широкой поддержкой населения, причём не только бедноты. Например, материалы для подпольной газеты Дейч получал от в Даугавпиле. Там работал коммунист по фамилии Ефун, он погиб во время войны, став бойцом Латышской дивизии. Но подпольщиком был и сын «капиталиста» — владельца типографии, Абрам Клюмель. А тексты газеты Мееру передавал Мостов, он был членом партии (подпольно), хотя его семья имела мельницу.
Когда в 1939 году после массовых арестов латгальский комсомол понес чувствительные потери, были схвачены и брошены за решетку Борок, Гуревич, Мостов, Люцко и многие другие лидеры трудовой молодежи, Дейчу поручили восстановить контакты с центром в Риге.
После 17 июня 1940 года , политическая система начала меняться. Был отменён введённый после осуществлённого Карлисом Улманисом государственного переворота 15 мая 1934 года запрет на деятельность политических организаций, и около 200 членов СТМЛ взялись за организацию первых выборов. Секретарем горкома был избран популярный молодежный лидер . Голосование прошло на волне энтузиазма: соревновались, кто раньше придёт на участок для голосования. Большинство голосов получил Блок трудового народа.
К новому 1940/41 учебному году комсомол направил Меера на работу старшим пионервожатым в 1-ю еврейскую основную школу, где он раньше учился. В этой школе был открыт вечерний поток, там он продолжил учебу в шестом классе и за год освоил также программу и седьмого класса.
С началом Великой Отечественной войны Меер Дейч и его семья эвакуировались в тыл — село Цепочкино Уржумского района Кировской области. В июле 1941 года он записался добровольцем в 201-ю стрелковую Латышскую дивизию и прибыл в Гороховецкие лагеря, где получил военную специальность пулеметчика.
В декабре 1941 года дивизия была переброшена на фронт и вступила в наступательную операцию под Москвой возле Наро-Фоминска . Поскольку части Красной армии несли тяжелые потери, Меер Дейч очень скоро стал из рядового командиром отделения. Накануне Нового года он получил первое ранение и был переправлен на лечение в госпиталь, а после него прошел обучение на курсах по подготовке младших лейтенантов учебного батальона, действовавшего в Латышском запасном полку в Гороховецких лагерях с весны 1942 года. Там он получил первое офицерское звание и специальность командира минометчиков.
С боями подразделения Латышской дивизии (уже 43-й Гвардейской ) дошли до Латвии и участвовали в ее освобождении от немецко-фашистских захватчиков, а затем в боях в Курляндском котле .
В августе 1946 года Меер (Михаил Максимович) женился на Мире Хаймовне Юдельсон. У этой пары родилось трое детей: Рая, Роберт и Рахмиэль. В апреле 1947 года Дейч демобилизовался из Вооруженных сил и пошел работать по своей гражданской специальности. К 10 июня 1947 года, когда молодой человек неполных 27 лет был принят в Промкомбинат Сталинского (затем Октябрьского и Зиемельского) района Риги заготовщиком обуви, его трудовой стаж насчитывал 13 лет.
В производстве Михаил Максимович проявил организаторские таланты: уже 13 февраля 1948 года его назначили заведующим заготовочной мастерской, затем начальником кожевенно-обувного цеха, а 14 марта 1950 года — начальником цеха бытового обслуживания, галантерейно-обувного цеха.
Без отрыва от производства он в 1954 году окончил (заочное отделение).
1 мая 1955 года Дейч стал начальником обувного цеха № 1 Кожевенно-обувного комбината г. Риги и главным инженером комбината. После реорганизации системы промышленной кооперации 4 января 1957 года переведен в Кожевенно-обувной комбинат при , а 1 ноября 1958 года назначен главным инженером обувной фабрики «Ригас Апавниекс» («Рижский обувщик»). Он неоднократно награждался за успехи в социалистическом соревновании и инициативность почетными грамотами и денежными призами.
С 30 ноября 1961 года по 1 августа 1970 года Меер Дейч разрабатывал новые модели и технологии обувного производства в Нормативно-конструкторском бюро Главного управления бытового обслуживания населения Латвийской ССР, преобразованном затем в Латвийский государственный проектно-технологический институт Министерства бытового обслуживания Латвийской ССР — . В 1965 году, в возрасте 45 лет, поступил в Московский технологический институт и успешно окончил его экономический факультет. Тема его дипломной работы — «Строительство цеха по производству обуви для индпошива» — была абсолютной новинкой в истории штучного производства обуви в СССР и основывалась на собственном опыте автора в системе бытового обслуживания. «Оппонентом был Всесоюзный научно-исследовательский институт по бытовому обслуживанию населения, который считал, что моя идея невыполнима и невыгодна, а я доказал обратное. Это же была практическая работа, добытая собственными знаниями, пониманием, подходом к этому делу», — вспоминает Дейч. Ему предлагали сделать из дипломной работы диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук , однако он отказался.
Разработанная Дейчем система конвейерного пошива обуви была внедрена на предприятии « » («Рижская обувь»), однако из-за допущенных организационных ошибок производство было убыточным. Когда министр бытового обслуживания Латвийской ССР Иван Григорьевич Бастин упрекнул Дейча в том, что его идея плоха, тот предложил отдать предприятие под его руководство. 1 августа 1970 года он возглавил «Rīgas apavi» — предприятие с убытками в 300 тысяч рублей и оборотом около двух миллионов.
Уже в четвертом квартале 1970 года убыточное предприятие получило прибыль и Переходящее Красное знамя Минбыта Латвийской ССР — знак признания и почета в масштабах целой отрасли. Идея Дейча была в том, чтобы выровнять нагрузку на производство: когда нет индивидуальных заказов, загрузить конвейер обувью массового пошива. Это требовало более сложной организации труда, чем на обычной обувной фабрике.
«Rīgas apavi» стало образцовым предприятием бытового обслуживания в масштабах Советского Союза.
«В 1973 году по плану намечается изготовить 124 тысячи пар обуви, но М.Дейч и специалисты предприятия считают, что эту цифру можно довести до 160 тысяч. В первом полугодии продано 80 тысяч пар (такое количество объединение дало за весь 1970 год). Нынче сверхплановая продукция индпошива должна составить 30 %», — писала городская вечерняя газета «Ригас Балсс».
Мееру Дейчу принадлежит идея создания люкс-ателье пошива обуви — латыш' . ) Качество изготовления продукции в этом ателье было выше, чем у импортной обуви из Италии. Финляндии и Венгрии. Поскольку удовлетворить спрос при «массовой», низкой цене было невозможно, Дейч добился в Государственном комитете по ценам разрешения ставить на эту обувь цену, достойную качества и спроса на нее. Это был беспрецедентный случай в системе бытового обслуживания и личное решение председателя комитета .
На базе «Rīgas apavi» проводили семинары всесоюзный НИИ и , были мысли развивать рижский опыт по всей стране. «Rīgas apavi» было самым эффективным производством всего министерства бытового обслуживания СССР.
Впервые в республике Дейч подготовил и осуществил опыт подготовки руководящих кадров — в 1985—86 годах был создан второй эшелон руководителей, которые в течение месяца самостоятельно работали на должности, для которой служили резервом.
«Когда я принял фабрику, на ней работало около 1200 человек при объеме производства около двух миллионов рублей. Когда ушел, работало 900 человек и продукции давали на 15 млн, прибыль составляла миллион, а еще 300 тысяч было спрятано в резервах. У нас была самая высокая заработная плата среди рабочих Латвии — в среднем 280 рублей. Я думаю, что был, наверное, единственным в Латвии таким директором-долгожителем. Хотя были попытки убрать меня с этого поста. Особенно после того, как мои старшие дети подали документы на выезд в США», — вспоминает М. М. Дейч.
В 1987 году Рая с мужем Александром Гамарником и с женой подали документы на эмиграцию из Советского Союза, что означало конец карьере их отца. Министр Язеп Донатович Тумовс-Бекис предложил ему перевестись из «Rīgas apavi» в проектный институт «Латгипробыт». Однако там Дейч проработал недолго и вскоре он создал кооператив по пошиву обуви и кожгалантереи «Корд». Расширяя круг деятельности, предприятие начало торговать компьютерами, другой техникой – тем, что развилось в известную компанию (это первые буквы имен сыновей, Роберта и ).
При организации «Корда» Дейчу удалось пробить проект, способствовавший развитию кооперативного движения в Латвии: был установлен нулевой налог на добавленную стоимость для кооперативов . Свое предложение на этот счет Дейч вручил министру прямо перед заседанием правительства, где в повестке значился этот вопрос и на обсуждение был предложен проект решения, подготовленного министерством. Но в ходе дискуссии был принят альтернативный вариант.
Михаил Максимович проработал в RD до 2002 года, отвечал за экономику и организацию бизнес-процессов в холдинге, руководил компанией RD-Līzings. На пенсию вышел в 82 года.
Даже будучи в преклонном возрасте, он совершал раз в год-два многочасовые перелеты в США, чтобы повидать детей, внуков и правнуков.