Interested Article - Длугач, Григорий Яковлевич

Григорий Яковлевич Длугач ( 9 апреля 1908 , Двинск , Витебская губерния , Российская империя 12 февраля 1988 , Ленинград , СССР) — советский живописец, педагог, основатель и руководитель творческого объединения «Эрмитаж» («эрмитажная школа») . Основатель школы аналитической живописи.

Биография

Григорий Яковлевич Длугач родился 9 апреля 1908 года в Двинске (Даугавпилсе) в бедной многодетной еврейской семье, которая позднее переехала в Вологду . Отец — Янкель-Зелик Файвишевич Длугач, уроженец Двинска, и мать — Михля Вульфовна Бик, родом из Браслава , заключили брак 19 июня 1906 года в Двинске. В 1925 работал чернорабочим на складах Северосоюза, позднее — маляром в артели строителей. С 1929 — учащийся художественного рабочего факультета искусства, по окончании которого в 1932 был принят в Академию художеств на первый курс живописного факультета. Испытал сильное воздействие К. С. Петрова-Водкина , о котором вспоминал с неизменной благодарностью. Те же студенческие годы отмечены интересом к П. Н. Филонову и его школе. Академию не окончил, был отчислен «за формализм». В конце 1930-х начал преподавать в изостудии Дома пионеров . Все годы войны был на фронте. В середине 1950-х начал копировать старых мастеров в Эрмитаже , постепенно вырабатывая оригинальные принципы анализа живописно-пластической формы. Длугач был всецело предан искусству старых мастеров. Считал «Черный квадрат» Малевича смертью искусства. В копировании стремился дойти «до мельчайшего атома», на примере которого можно понять, как устроена вся композиция картины. Он выявлял внутреннюю структуру картины, интуитивно находя вертикальные горизонтальные и диагональные линии, пронизывающие картину насквозь: «Только предельная чуткость, соединенная с мастерством и творческим темпераментом, дает цельность работе, где все сказано, где ни прибавить, ни убавить ничего невозможно. Все это есть в произведениях старых мастеров. Я повторял, и буду повторять: нет ни импрессионистов, ни реалистов, ни кубистов, а есть классика» .

Со временем появились ученики, и уже в 1960-е сложилась неофициальная «эрмитажная школа» Длугача. На смену традиционной академической практике копирования пришел своеобразный метод аналитического истолкования картины. Среди любимых мастеров Длугача — Тициан , Веронезе , Рубенс , Пуссен , Рембрандт , Ван Дейк , Халс , Рейсдал . Эрмитаж стал для него всем: родным домом, мастерской, аудиторией. Работа в Эрмитаже продолжалась в течение трех десятилетий, до тех пор, пока позволяло здоровье. К концу 1980-х «эрмитажная школа» приобрела характер сильного независимого художественного движения.

Творчество и наставничество

Метод творческой интерпретации, предложенной Длугачем, так описывает его ученик искусствовед С. М. Даниэль: она «… не размывает определённость толкуемого текста, присущие ему границы, но, напротив, обостряет чувство границ, на которые только и возможно по-настоящему пережить образ и смысл иного, а вместе с тем заново открыть свое . Так, изучая чужой язык, мы обнаруживаем иное видение привычных вещей, иные принципы означивания действительности, иной, „странный“ образ мира, но в то же время глубже осознаем строй и дух собственного языка. Искусство умножает варианты такой ситуации и взывает к многоязычию».

«Школа Г. Я. Длугача, занималась аналитическим копированием шедевров Эрмитажа. Так возникла группа „Эрмитаж“. Работы их парадоксально сочетают математическую гармонию классиков и громадную экспрессию» — такую характеристику дал этому направлению искусствовед и коллекционер Н. И. Благодатов.

Теория «Эрмитажной школы» представляет собой соединение двух методов копирования. Г. Я. Длугач — автор конструктивно-интуитивного метода копирования и интерпретации картин старых мастеров.

Первое поколение учеников Длугача (1960-е гг.) — это Виктор Власов , Алексей Гавричков, Леонид Амчиславский, Вацлав Дземяшкевич, Александр Зайцев , Ярослав Лаврентьев, Ирина Соколова. Второе поколение — Вадим Филимонов , Марк Тумин , Сергей Даниэль, Альберт Бакун , Владимир Кагарлицкий, Юрий Гусев, Борис Головачев, Геннадий Матюхин. Позже, в 1990-е А. П. Зайцев привел к Г. Я. Длугачу своих учеников из студии Юсуповского дворца — Рашиида Алмаметова, Наталью Сапрыкину, Веру Соколову-Зайцеву, Владимира Крайнова.

В разные годы «эрмитажные» занятия под руководством Длугача посещали Виктор Буртас (Канадейкин), Александр Даниэль,Полина Кочубеева, Вадим Кочубеев, Гафур Мендагалиев , Александр Некрасов,Александр Рохлин, Андрей Симонов, Леонид Нейфах.

Картины художников данного объединения находятся в Государственном Эрмитаже , Государственном Русском музее , Музее нонконформистского искусства , Государственном музее «Царскосельская коллекция» , Музее современного искусства «Эрарта» , музеях США других отечественных региональных и зарубежных музейных коллекциях".

Основные выставки

  • 1989 — «От неофициального искусства к перестройке», Ленинград
  • 1998 — «Неклассическая классика», Государственный Эрмитаж
  • 1998 — «Круги от камня», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

Расположение работ

Примечания

  1. Лейкинд О. Л.; Северюхин Д. Я. . Дата обращения: 8 октября 2017. 16 сентября 2017 года.
  2. . Архивировано из 28 февраля 2004 года.
  3. Даниэль С. М. Искусство как герменевтическая практика / С. М. Даниэль // Неклассическая классика: Три поколения «Эрмитажной школы» Г. Я. Длугача. Каталог выставки. – СПб: Государственный Эрмитаж.. — 1998. — С. 8 .
  4. Благодатов Н. И. Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы: Сборник по материалам конференции 2012 года РАХ. // БуксМАрт. — 2014.

Литература

  • Власов В. Г. // Электронный научный журнал « ». — УралГАХУ , 2016. — № 3 (55).
  • Власов В. Г. Проблема композиции в отечественном искусствознании XX века / В. Г. Власов // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2009. — № 3. — С. 106—114.
  • Даниэль С. М. Сети для Протея (Памяти Григория Яковлевича Длугача) // Даугава . — 1989. — № 7. — С. 113—121.
  • Даниэль С. М. Сети для Протея : Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / Рос. ин-т истории искусств . — СПб.: Искусство-СПБ, 2002 (Серия: Территория культуры: искусствознание). — 302, [1] с., [20] л. ил. — ISBN 5-210-01551-3
  • Евгеньев М. Неклассическая классика / М. Евгеньев // Новый мир искусства (НоМИ). — 1998, № 5. — C. 55.
  • Зайцев А. П. Графика и литература. ЦЭЮЯ / А. П. Зайцев. — СПб: 2010. — 352 с.
  • Кошкина О. Ю. «Портрет Диего де Вильямайора» Хуана Пантохи де ла Круса: аналитическая интерпретация картины представителями группы «Эрмитаж» / О. Ю. Кошкина // Научные труды (Институт имени И. Е. Репина). — 2016. — Выпуск 39 «Вопросы теории культуры». — С. 275—290.
  • Кошкина О. Ю. «Маленькие книжечки» Александра Зайцева: ритмическое противостояние поэтических строк миру линий / О. Ю. Кошкина // Пушкинские чтения — 2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст. Материалы XXI международной научной конференции. — СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. — С. 168—175.
  • Кошкина О. Ю. Марк Тумин: прямая речь художника / О. Ю. Кошкина // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 43. — СПб: АИС, 2017. — С. 17-31.
  • Кошкина О. Ю. Пейзаж Марка Тумина: картины деревенской жизни / О. Ю. Кошкина // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 40. — СПб: АИС, 2016. — С. 20-29. . Неклассическая классика: Три поколения «Эрмитажной школы» Г. Я. Длугача. Каталог выставки. — СПб: Государственный Эрмитаж, 1998. — 32 с.
  • Санкт-Петербург, энциклопедия. Творческое объединение «Эрмитаж».
  • Скобкина Л. Герои ленинградской культуры. 1950—1980-е гг. / Сост. Л. Скобкина. — СПб: Центральный выставочный зал «Манеж», 2005. — 256 с.
Источник —

Same as Длугач, Григорий Яковлевич