Всё это рок-н-ролл
- 1 year ago
- 0
- 0
Центониза́ция (от лат. cento — лоскут, заплата) — музыкальный термин, описывающий целостную композицию как компиляцию из заранее известных (соответственно, словесных и мелодических) типовых формул . Термин заимствован из литературоведения, где компиляция нового стихотворения из оригинальных цитат именуется центоном .
Теория центонизации прилагается к культовой монодии ( григорианскому хоралу , византийским песнопениям , знаменному распеву ) и традиционной музыке Востока ( макамо - мугамная традиция в Турции, Иране, Азербайджане и др. странах, рага в Индии и т. д.).
По отношению к григорианскому хоралу о центонизации впервые заговорил Паоло Ферретти в 1934 году . В качестве исторического аргумента теории приводят обычно цитату из (автора жития св. Григория Великого ) Иоанна Диакона (умер до 882 г.), который приписывал папе Григорию составление первого римского антифонария : Antiphonarium centonem cantorum studiosissimus nimis utiliter compilavit . Что конкретно имел в виду под «антифонарием-центоном» Иоанн, из контекста (и при полном отсутствии нотных примеров) неясно; по-видимому, речь шла скорее о компиляции литургических текстов , чем мелодических моделей. Представление о григорианском хорале как композиции, составленной с применением мелодических формул, сохраняется в науке и учебных изданиях вплоть до наших дней .
Ещё Бруно Штебляйн предостерегал от чрезмерного увлечения идеями центонизации, показывая, что «приёмы (григорианской) композиции многообразны и простираются в диапазоне от почти точной контрафактуры (если это позволяет текст) до свободного творческого варьирования мелодии-модели, оригинал которой распознаётся только при ближайшем рассмотрении (или даже точнее, при более пристальном вслушивании)» . Концепция центонизации григорианского хорала подвергалась критике в работах и других авторитетных музыковедов-медиевистов, в том числе Дэвида Хайли и (неоднократно) Лео Трейтлера .
В григорианском репертуаре центонизация, как принято считать, лучше всего прослеживается в жанрах тракта , градуала и респонсория (оффиция) , в то время как в других, более поздних, жанрах ( секвенциях и гимнах ) отмечается гораздо слабее, либо отсутствует вовсе.
Термин «центонизация» не применяется по отношению к жанрам светской музыки западноевропейской традиции, таким как пастиччо , попурри , кводлибет .