Бреннан, Коллин
- 1 year ago
- 0
- 0
Агонофеты ( лат. agonothetes , др.-греч. ὰγωνοθέτης ), а также агонорхи, агонистархи , агонодикамы, афлофеты, брабенты и эсимнеты , — у древних греков на народных играх распорядители и судьи, объявлявшие победу и определявшие награду победителям.
Первоначально агонофетом был тот, кто устраивал игры и назначал призы, например Ахиллес на погребальных играх Патрокла .
Позднее так назывался царь или другое лицо, открывшее погребальные игры . Но если игры проводились не одним лицом, а народом или несколькими племенами вместе, то агонофезия (распоряжение играми) принадлежала либо народу страны, где проходили игры, как например коринфянам на истмийских играх , либо представителям племён, участвовавших в играх, как например амфиктионам на пифейских играх . Уступка агонофезии, в первом случае одному лицу или представителю одного племени во втором, считалась выражением господства того лица или племени. Например, на восьмой олимпиаде могущественный аргосский царь Фейдон, присвоив себе вместе с писатидами председательство на олимпийских играх , выставил себя представителем всего Пелопоннеса , а писатиды представляли исключительно области Элиды . Точно также власть Филиппа Македонского , председательствовавшего на пифийских играх , была признана всеми участниками амфиктионского союза .
Избирались агонофеты из лиц, известных знанием дела и неподкупным беспристрастием, с учётом их происхождения:
Агонофеты занимались не только раздачей наград, но и наблюдали за тем, чтобы игры проходили в строго установленном и принятом порядке, и даже подвергали нарушителей порядка наказанию.
Агонофеты первыми появлялись на арене: богато одетые, на разукрашенной колеснице , держа в руках как символ власти жезл из слоновой кости. Им отводились лучшие места; только на играх в год Вакха они уступали их архонтам .