Interested Article - Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна
- 2020-04-23
- 1
Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Нобуцуна ( яп. 上泉伊勢守藤原信綱 , прибл. 1508 год , провинция Кодзукэ — прибл. после 1577 года , место смерти неизвестно), чаще сокращённо Камиидзуми Нобуцуна ( яп. 上泉信綱 ) — японский самурай периода Сэнгоку , известный своим мастерством фехтования и созданием школы Синкагэ-рю , давшей начало большому количеству различных стилей кэндзюцу .
Биография
Ранняя жизнь
Камиидзуми Нобуцуна родился приблизительно в 1508 году под именем Камиидзуми Хидэцуна в фамильном замке, расположенном в провинции Кодзукэ (современный город Маэбаси ). Его семья была малыми землевладельцами, находящимися на службе у ветви Яманоути рода Уэсуги . На момент его рождения за право управления провинцией Кодзукэ боролись кланы Уэсуги , Ходзё и Такэда . Семья Камиидзуми Нобуцуна являлась ветвью клана Ого, который переместился с целью проживания в Каигаяго Камиидзуми ( англ. Kaigayagō Kamiizumi ), взяв название местечка в качестве своего имени. Когда же основная ветвь семьи Ого перебралась в провинцию Мусаси , семья Камиидзуми обосновалась в замке Ого у южного подножия горы Акаги .
В возрасте 13—14 лет Камиидзуми Нобуцуна обучался дзэн-буддизму и другим восточным идеям у дзэн роси по имени Тэнмё ( англ. Tenmyō ) . В юношестве он отправился в провинцию Симоса (нынешняя префектура Тиба ), где изучал методы школ Нэн-рю и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю . Позже он посетил провинцию Хитати (современная префектура Ибараки ) для обучения в школе Достоверно неизвестно, кто был его учителями; в своих поздних записях Камиидзуми Нобуцуна знаменует собой начало передачи своего искусства . Генеалогия Дзикисинкагэ-рю ставит Камиидзуми вторым после Мацумото . В родословной он значится вторым или третьим после Аёдзцу Икосаи . Согласно Ягю Синкагэ-рю Камиидзуми тренировался техникам Кагэ-рю под руководством мастера Икосаи, получив от него полную передачу в возрасте около 23 лет . Несколько лет спустя он обучался боевой стратегии и прогнозированию у человека по имени Огасавара Удзитака ( англ. Ogasawara Ujitaka ) .
В свитках Эмпи-но-тати ( англ. Empi-no-Tachi ), которые Камиидзуми передал и , он писал о том, что изучал техники школ Нэн-рю , Синто-рю , Кагэ-рю и других, после чего усовершенствовав методы Кагэ-рю он создал стиль Синкагэ-рю («новая теневая школа»). В своей книге «Сёдэн Синкагэ-рю» ( англ. Shōden Shinkage-ryū ) Ягю Тосинага ( англ. Yagyū Toshinaga ) выдвинул предположение о том, что Камиидзуми Нобуцуна создал свою школу приблизительно в 30 лет .
Военная служба
В 1555 году Ходзё Удзиясу организовал нападение на родовой замок клана Ого, принадлежавшего на то время семье Камиидзуми. Нобуцуна сдал замок без боя и присоединился Удзиясу. В том же году Уэсуги Кэнсин произвёл вторжение в западную часть провинции Кодзукэ с целью захвата замка Хираи. Камиидзуми отказался от службы у Ходзё Удзиясу и отправил уведомление об этом Уэсуги . Последний согласился принять его к себе и назначил Камиидзуми в качестве одного из своих генералов. В этой должности Нобуцуна помог Уэсуги изгнать силы Ходзё . Кэнсин захватил полный контроль над Кодзукэ, сделал Нагано Наримаса губернатором в замке Минова, и вернулся на свою базу в Этиго .
Камиидзуми поступил на службу к Нагано и быстро стал одним из «Шестнадцати копий дома Нагано». В частности, он отличился во время нападения на замок Яманака, и стал известен как «лучший копейщик из провинции Кодзукэ» . Нагано сдерживал атаки Такэда Сингэна в течение трёх лет, но умер в 1561 году. Его наследником был Укё-но-син наримори ( англ. Ukyō-no-shin Narimori ),которому было всего 16 лет, поэтому смерть Нагано скрывали от него как можно дольше . В конце концов Такэда Сингэн в 1563 году (некоторые источники указывают 1566 год) вторгся в западную часть провинции Кодзукэ с армией из более чем 10 000 солдат. Кёку Гункан ( англ. Kōyō Gunkan ), записи о боевых подвигах семьи Такэда, датируют вторжение 1563 годом , в то время как записях храма Тёнэндзи ( англ. Chōnenji ), где был похоронен Нагано, указан 1566 год. Замок Минова был полностью окружён и осажен. Наримори покончил жизнь самоубийством 22 февраля, моральных дух упал, и замок был захвачен 28 февраля .
Камиидзуми силой вырвался из замка и сбежал в восточную часть провинции Кодзукэ, где присоединился к Кирю Ойносукэ Наоцуна ( англ. Kiryū Ōinosuke Naotsuna ) . Однако Наоцуна вскоре умирает и бразды правления на себя берёт его сын Матадзиро Сигэцуна ( англ. Matajirō Shigetsuna ). После этого Камиидзуми возвращается в замок Минова по неизвестным причинам . Согласно одной из версий, он вернулся в связи с тем, что у него было много друзей в замке, и он поступил на службу к Найто Сюри-но-ками ( англ. Naitō Shūri-no-kami ), губернатору, назначенного Сингэном . По другой версии Такэда Сингэн был впечатлён доблестью Камиидзуми и пригласил его присоединиться к нему после того, как замок Минова пал. По какой истинной причине Нобуцуна вернулся в замок не ясно, но достоверно известно то, что Камиидзуми стал мелким чиновником клана Такэда .
В знак признания огромных способностей, проявленных при защите замка, Такэда Сингэн разрешил Камиидзуми использовать иероглиф (читается как «син» или «нобу») в своём имени, после чего он и становится известен под именем Нобуцуна . Тем не менее, в лицензии , переданной Ягю Синкагэ-рю в 1565 году, Камиидзуми подписан как «Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Хидэцуна», однако в свитках, переданных Мунэтоси в следующем году, он подписан как «Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Нобуцуна» . Выходит, если замок Минова пал в 1563 году, то Камиидзуми всё ещё использовал «Хидэцуна» два года спустя. Если же замок пал в 1566 году, то Камиидзуми применял «Нобуцуна» ещё до разрешения Такэда Сингэна . Смена имени было довольно распространённым явлениям в ту эпоху, и вполне вероятно, что смена имени на Нобуцуна не была связана с Такэдой Сингэном .
Распространение Синкагэ-рю
После поступления на службу к Нагано Наримаса, Камиидзуми совершил несколько поездок в Киото и столицу Японии , где в 1558 году он повстречал молодого . Во время поездки в Киото в конце 1563 года, Камиидзуми встретил в деревне Ягю (недалеко от города Нара ), где и оставался на протяжении полугода, прежде чем перебраться в столицу в 1564 году . Во время одной из поездок Камиидзуми продемонстрировал техники Синкагэ-рю 13-му сёгуну Асикага Ёситэру , который остался очень доволен и даже подписал «сертификат о восхищении» (дата подписания неизвестна), говоря, что школе Камиидзуми нет равных на земле . Это событие привело к тому, что Нобуцуна, передвигаясь по Киото, обучал знаниям Синкагэ-рю различных придворных и членов знати сёгуната Асикага .
Камиидзуми собрал большое количество последователей вокруг себя. Один источник утверждает, что во время поездки в Киото в 1564 году с ним путешествовало 84-е ученика, а в следующем году уже сам Нобуцуна утверждает в своём сертификате Мунэтоси, что у него около сотни учеников . Среди его самых знаменитых учеников находится: Ягю Мунэтоси, чья линия Ягю Синкагэ-рю существует и по сей день; Хикита Бунгоро, племянник Камиидзуми и основатель ; Ходзон Ин'эи ( англ. Hōzōin In'ei ), монах, основавший Ходзоин-рю содзюцу ; , основатель Тайся-рю ; Нонака Синкуру ( англ. Nonaka Shinkura ), основатель и Комагава Куниёси, создатель Комагава Кайсин-рю .
Поздние годы и смерть
Согласно записям в дневнике советника Киото по имени Ямасина Токицугу ( англ. Yamashina Tokitsugu ), Камиидзуми Нобуцуна посетил столицу в 1570 году. Он оставался там на протяжении двух лет, обучая Ямасина техникам Синкагэ-рю. В это время он был известен под именами Камиидзуми Мусаси-но-ками Нобуцуна и Ого Мусаси-но-ками. В 1572 году он посетил деревню Ягю, а затем поехал назад в восточную Японию с рекомендательным письмом от Ямасина к клану Юки ( яп. 結城氏 ) в провинцию Симоса . Последняя известная запись о Камиидзуми Нобуцуна находится в храме Сото-сю дзэн-буддизма Сэйриндзи, который находится в городе, где когда-то стоял родовой замок Камиидзуми . Эта запись сообщает о том, что Нобуцуна помогал при сооружении храма в 1577 году, возведя надгробие и оплатив услуги. Храм до сих пор стоит в Маэбаси , префектура Гумма .
Точная дата смерти Камиидзуми Нобуцуна неизвестна. Одна запись утверждает, что он умер в 1572 году, однако это явно противоречит записи в храме Сэйриндзи. Согласно другой информации, Камиидзуми умер в 1577 году в деревне Ягю, однако в семье Ягю нет записи об этом событии. Кроме того, там находится лишь памятник, установленный в честь Камиидзуми Нобуцуна, но могилы не имеется . Документ , школы дзюдзюцу области Гумма, утверждает о том, что мастер умер в городе Одавара в 1577 году, в то время как документы семьи Камиидзуми указывают, что он умер там же, но в 1582 году .
Влияние
Камиидзуми Нобуцуна считается ключевой фигурой в истории развития кэндзюцу . Благодаря его наиболее значимым студентам были созданы и распространены по всей Японии многочисленные школы боевых искусств, включающие знания и техники Синкагэ-рю . На сегодняшний день всё ещё существуют школы, которые указывают Камиидзуми в качестве основателя, сооснователя или прародителя стиля, такие как Ягю Синкагэ-рю , Дзикисинкагэ-рю , Касима Син-рю , Тайся-рю и Комагава Кайсин-рю .
Камиидзуми Нобуцуна приписывается создание фукуро-синая — бамбукового меча, обтянутого кожей, применяемого с целью полноценных отработок техник кэндзюцу без причинения серьёзных телесных повреждений . В Ягю Синкагэ-рю такой меч известен под именем хикихада-синай ( англ. hikihada-shinai , «синай, обтянутый жабьей кожей»). Такое название связано с тем, что кожа, полученная с коровы или лошади, лакируется, тем самым напоминая хикигаэру , то есть японскую жабу.
Хонтё Бугэй Сёдэн ( англ. Honchō Bugei Shōden ), сборник исторических рассказов периода Эдо , содержит повествование об одном из путешествий Камиидзуми. Согласно ему, на подходе к какой-то деревне местные жители сказали Нобуцуна, что разбойник захватил в заложники ребёнка и укрылся в одном из домов с мечом. Нобуцуна наскоро придумал план освобождения ребёнка. По случайности в это время в деревне находился дзэнский монах, к которому Камиидзуми и обратился за помощью. Он попросил у него монашеское облачение и переоделся в него. Затем в отдалении от дома, чтобы разбойник не заметил этих приготовлений, мастер обрил голову, после чего, под видом буддистского священника, направился к хижине с двумя рисовыми колобками в руках . Он объяснил преступнику, что принёс еду для ребёнка, и бросил один шарик в приоткрытую дверь. Потом он предложил второй шарик разбойнику и покатил его по земле по направлению к нему. Разбойник потянулся за рисом и на мгновение выпустил из вида «смиренного последователя Будды». В этот момент Нобуцуна схватил разбойника за руку, вытянул наружу и «пришпилил» к земле. Ребёнок был спасён . Эта история позжё стала одним из эпизодов фильма Акиры Куросава « Семь самураев ».
В 2008 году в городе Маэбаси был проведён фестиваль в честь 500-летия со дня рождения Камиидзуми Нобуцуна. Празднования были проведены возле захоронения мастера. Во время фестиваля была возведена бронзовая статуя (2,5 метра в высоту) Камиидзуми, держащего фукуро-синай . Ягю Коити ( англ. Yagyū Koichi ), прямой потомок ученика Нобуцуна , провёл демонстрацию техник школы Синкагэ-рю совместно со своими учениками .
Примечание
- ↑ Yagyū, Toshinaga. Shōden Shinkage-ryū. — Shimazu Shobō, (1957, 1989). — ISBN 4-88218-012-X .
- ↑ Yoshio Imamura. "Gyokuei Shūi", a Yagyū family record, Kaitei Shiryō Yagyū Shinkage-ryū = 史料柳生新陰流. — Shinjimbutsu Ōraisha, 1995. — Т. 1. — 421 с. — ISBN 9784404021953 .
- ↑ Karl F. Friday, Fumitake Seki. . — University of Hawai'i Press, 1997. — 227 с. — ISBN 9780824818470 .
- (яп.) . Дата обращения: 24 февраля 2014. 2 апреля 2012 года.
- ↑ Dave Lowry. Autumn Lightning: The Education of an American Samurai. — Shambhala Publication, 2013. — 192 с. — ISBN 9780834823310 .
- Yagyū Jūbei Mitsuyoshi, Yoshio Imamura. Tsuki no Sho: Kaitei Shiryō Yagyū Shinkage-ryū = 史料柳生新陰流: 下卷. — Shinjimbutsu Ōraisha, 1995. — Т. 3. — 412 с. — ISBN 9784404021960 .
- Yagyū Hyōgo Toshinobu,, Yoshio Imamura. Yagyū Shinkage-ryū Engi: Kaitei Shiryō Yagyū Shinkage-ryū = 史料柳生新陰流: 下卷. — Shinjimbutsu Ōraisha, 1995. — Т. 3. — 412 с. — ISBN 9784404021960 .
- Stephen Turnbull. . — Tuttle Publishing, 2008. — 208 с. — ISBN 9784805309568 .
- ↑ Imamura, Yoshio. Teihon Yamato Yagyū Ichizoku = 定本大和柳生一族: 新陰流の系譜. — Shinjimbutsu Ōraisha, 1994. — 364 с. — ISBN 9784404020918 .
- ↑ Historical Group Editing Department. Nihon no Kenjutsu = 日本の剣術. — Gakken Kenkyūsha K.K, 2005. — 170 с. — ISBN 4-05-604014-1 .
- Morota Seiji. Jōmō kenjutsu-shi-chū - ken Sei kamiizumi nobutsuna shōden = 上毛剣術史 中-剣聖上泉信綱詳伝. — Kankodō, 1984.
- Kaku kōzō. Kamiidzumi Ise-no-kami Nobutsuna - bessatsu rekishi dokuhon Yagyuu ichizoku = 上泉伊勢守信綱 別冊歴史読本 柳生一族. — Shinjinbutsuōraisha, 2003.
- (яп.) . Yagyū-Kai. Дата обращения: 24 февраля 2014. 26 февраля 2014 года.
- (яп.) . Kashima Shinden Jikishinkage-ryu. Дата обращения: 24 февраля 2014.
- (англ.) . Kashima-Shinryû Federation of Martial Sciences. Дата обращения: 24 февраля 2014. 31 августа 2013 года.
- (англ.) . Yoshin Dojo. Дата обращения: 24 февраля 2014. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
- (яп.) . Дата обращения: 24 февраля 2014. 2 апреля 2012 года.
- (яп.) . Shinbukan Kuroda Dojo. Дата обращения: 24 февраля 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
- Dave Lowry. . — Tuttle Publishing, 1999. — 185 с. — ISBN 9780804831604 .
- (яп.) . Kamiizumi-isenokami Kensho Seitan 500nensai jikkouiinkai. Дата обращения: 24 февраля 2014. 27 февраля 2009 года.
Ссылки
- от 29 марта 2022 на Wayback Machine
Литература
- William de Lange. Famous Samurai: Ono Tadaaki. — Floating World Editions, 2012. — 90 с. — ISBN 978-1-891640-66-7 .
- Makoto Sugawara, John Stevens. Lives of Master Swordsmen. — East Publications, 1999. — 241 с. — ISBN 9784915645174 .
- Stephen Turnbull. . — Osprey Publishing, 2010. — С. —48. — ISBN 9781849081511 .
- Stephen Turnbull. The Samurai Swordsman: Master of War. — Tuttle Publishing, 2013. — С. 79—81. — ISBN 9781462908349 .
- 2020-04-23
- 1