Лиепа, Анита
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́рис-Рудо́льф Эдуа́рдович Лие́па ( латыш. Māris Rūdolfs Liepa ; 27 июля 1936 , Рига — 26 марта 1989 , Москва ) — советский артист балета , балетный педагог и киноактёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге .
Был вторым ребёнком в семье Эдуарда Андреевича и Лилии Лиепы . Отец в молодости пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге. В доме родителей бывал директор театра , который и предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы « Кармен ». Так состоялся сценический дебют. Однако по совету ещё одного друга отца, , Мариса отдали в Рижское хореографическое училище на улице Смилшу , где бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.
В училище преподавали артисты балета; солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в « Бахчисарайском фонтане », сегидилью в « Дон Кихоте », китайского кули в « Красном маке », половецкого мальчика в опере « Князь Игорь », страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута , друга Тибальда , слугу Монтекки и юношу из толпы . Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.
Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из « Щелкунчика » и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. Три года спустя, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса и 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии ) . Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться. И за два года учёбы Марис не пропустил ни одного урока, аккуратно приходя за 10 минут до начала. Первое время его прочили на амплуа характерного танцовщика, не ведая, что в своём дневнике он уже записал: «Я буду танцевать принца Зигфрида в „ Лебедином озере “». И в конце первого полугодия заработал «пятёрку» по классическому танцу. Ему разрешили подготовить два па-де-де — из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». 1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты ). В рецензии значилось: «из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте». Однако отличника не приняли в Большой театр , разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу. В Москву он вновь приехал через полгода; в столице проходила декада латышского искусства. Марис был занят в балете «Лайма», где танцевал русского воина Никиту , и в «Сакте свободы», где предстал в роли деревенского музыканта Тотса , в финале гибнувшего от ножа злодея. Юноша понравился М. Плисецкой ; её отзыв в « Известиях » был весьма благосклонным, а вслед за отзывом последовало приглашение в партнёры для участия в Днях культуры СССР в Венгрии . В Будапеште Марис танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени . Летом Марис лечил ногу в Сочи , куда приехал на гастроли МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко . Прямо в Сочи главный балетмейстер В. Бурмейстер принял Лиепу на работу с окладом премьера в 2000 дореформенных рублей. С Ригой Марис простился надолго. Под началом В. Бурмейстера он работал 4 года, станцевав Зигфрида , Конрада в « Корсаре », Лионеля в «Жанне д’Арк», Синдбада в « Шехеразаде ». Московские балетоманы начали ходить «на Лиепу» и после спектакля дожидаться у подъезда, протягивая программки для автографа. А участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Г. Уланова .
Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике , где танцевал с О. Лепешинской . После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот»; вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: « Тропою грома », « Жизель », « Раймонду », «Лебединое озеро», « Золушку », « Шопениану », «Ночной город», « Ромео и Джульетту » и « Спартака » в своеобразной постановке Л. Якобсона . В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году ; в том же году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище , где он преподавал до 1980 года. «Уча других, я учился сам», — заявил артист позднее. Выпустив шесть учеников из взятого класса, стал преподавать классический дуэт. В 1973 году его ученики приняли участие в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала «Россия» .
В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Ю. Григорович . Поначалу сотрудничество складывалось удачно; в балете « Легенда о любви » Марис станцевал Ферхада . В «Спартаке» он получил партию заглавного героя, но вскоре Ю. Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии. В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина « Видение розы » на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли по всему миру, работа с зарубежными и советскими знаменитыми танцовщицами, масса поклонников, в семье подрастают дочь Илзе и сын Андрис ; они тоже учатся в Московском хореографическом училище. Английская критика нарекает Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.
В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.
Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Ю. Григоровичу, а статью, опубликованную в « Правде » в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Он не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в « Иване Грозном », в « Ангаре ». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в « Анне Карениной », Принц Лимон в « Чиполлино » и Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Он пытался найти себя в новом деле, благо опыт был. В кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноимённом фильме-балете. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме « Могила льва », в 1973 году — Джека Уиллера в фильме « Четвёртый ». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал « В одном микрорайоне », несомненная удача — роль Хиггинса в фильме-балете « Галатея » по пьесе Б. Шоу « Пигмалион » и целый букет забавных образов в « Бенефисе Людмилы Гурченко ». После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру заявляют: «Нам за тебя стыдно!» Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах , впервые исполняя партию Хозе в балете « Кармен-сюита » на сцене античного театра. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете « Любовью за любовь ». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом , танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года; в этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.
Заканчивая ГИТИС , Марис ставит в Днепропетровске «Дон Кихота». Конечно, гастроли. [ источник не указан 4072 дня ] В Ригу, куда Лиепа едет с молодой балериной Н. Семизоровой , срочно звонят из Большого, запрещая ей танцевать Жизель . Спектакль заменяют «Лебединым озером», а на следующий день Жизелью становится С. Яксе. Вскоре Лиепа оставляет семью и переезжает в крохотную комнатушку Н. Семизоровой в доме на Большой Спасской улице . Роскошная квартира на улице Неждановой остаётся предыдущей жене и детям. Новый брак оказывается крайне неудачным и недолговечным; он распадается по инициативе Н. Семизоровой. 30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии . В Софийской народной опере (в 1983—1985 годах — художественный руководитель балетной труппы) он ставит « Дон Кихота » и « Спящую красавицу » и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана . Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Большого. 28 марта 1982 года он танцует Красса , его последний партнёр - Спартак — техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов . Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желают или не могут противостоять всесильному Ю. Григоровичу.
Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на улице Клуса , зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В « Советской культуре » 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Конкурс должен был состояться 15 марта. А 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог об умершем накануне Марисе Лиепе. В Москве говорят: охранник не впустил артиста в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердце и не выдержало.
Опубликованы фрагменты его дневника: «Бесперспективность… Для чего ждать, жить, быть?» Последняя московская квартира Мариса Лиепы находится на улице Матросская Тишина — «между тюрьмой и сумасшедшим домом», как горько шутил он сам. Почти неделю идёт борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалёку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (12 уч.) . На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».
Новый этап творчества М. Лиепы начался с углубленного изучения языка танца в Большом театре. В классе А. Мессерера Лиепа работает над всеми элементами мужского танца вплоть до мелких связующих па, оттачивая технику до виртуозности. Официальный дебют на сцене Большого состоялся в «Дон Кихоте», где Лиепа исполнил партию Базиля . Неподражаемым юмором была отмечена сцена «самоубийства». А вариацию первого акта Лиепа танцевал, прищёлкивая кастаньетами, чего не делал никто со времен В. Чабукиани . Партию Юноши в балете «Ночной город» на переосмысленную музыку Б. Бартока Л. Лавровский ставит «на Лиепу». Балет в репертуаре не удержался, похвалы были кислыми, а критика обидной, но работу Марис Лиепа оценил как весьма интересную. Ещё одним балетом «с разоблачениями» стал «Тропою грома» на музыку К. Караева , где балетмейстер К. Сергеев гневно осуждал апартеид в Южной Африке . Однако Лиепа сумел сделать роль интересной как в пантомимных сценах, так и в танцевальном дуэте негра Ленни с белой девушкой Сари (О. Лепешинская). А роль заглавного героя в балете «Спартак», поставленном Л. Якобсоном в 1962 году, приносит Лиепе медаль имени К. Станиславского за выдающееся актёрское мастерство. В Нью-Йорке писали, что такой герой способен разить врага не мечом, а испепеляющим взглядом.
Роль Альберта в «Жизели», полученная в 1961 году, становится одной из любимейших как для самого актёра, так и для его поклонников. Марис Лиепа творил образ аристократа, влюблённого романтика и настоящего мужчины. Каждый спектакль был неповторим. Не надо было прижимать руки к сердцу и показывать на героиню, передавая «слова» «Я тебя люблю». Об этом говорил танец Лиепы. За исполнение Альберта Парижская академия танца удостоила Мариса Лиепу премии имени Вацлава Нижинского.
В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы « Фауст », Армена в « Гаянэ », Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео . «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.
Несколько лет Марис Лиепа отдает восстановлению балета М. Фокина « Видение Розы », беседуя со старыми исполнителями, со зрителями, собирая фотографии и рисунки. Премьера состоялась в Гаване ; аплодировали не только зрители, но и коллеги, стоявшие за кулисами. Сын М. Фокина Виталий в знак благодарности преподнес Лиепе фотопортрет отца и две головки фавна, вылепленные им же.
В «Сказке о Солдате и Чёрте», поставленной Э. Суве, Лиепа получил не одну роль, а целых 8. Он перевоплощался на сцене вместе с Чёртом, прикидываясь Старухой , Генералом , Певцом , Министром , Хозяином … Но через каждый образ сквозил Чёрт. А танцуя под волшебную скрипку Солдата , Чёрт не мог остановиться и прыгал все выше с криками: «Подождите!» Как Лиепе удавалось сохранять ритм дыхания, непостижимо!
В 1964 году в Большой театр приходит Ю. Григорович. Марису Лиепе он поручает роль Ферхада в « Легенде о любви ». Лиепа оценил её как идеальное слияние музыки и движений и утверждал, что плохо станцевать и сыграть Ферхада попросту невозможно. Однако на то, чтобы добиться в высоком прыжке «парения духа» уходили часы. Немудрено, что в новой постановке балетмейстер видит Лиепу отважным и благородным Спартаком — «Ферхадом в Древнем Риме». Однако на репетиции Ю. Григорович неожиданно увидел, как Лиепа показывает коллеге кусочек «текста», предназначенного для Красса . И тут же предлагает «порепетировать немножко Красса». 9 апреля 1968 года М. Лиепа вышел на сцену в доспехах римского полководца. Хотя была договоренность, что В. Васильев со временем станцует Красса , а Лиепа — Спартака , такого обмена не произошло. Ни один из последующих исполнителей партии Красса не мог даже приблизиться к уровню М. Лиепы, а неплохих Спартаков было немало. За 14 лет Лиепа сразился со всеми Спартаками Большого театра. Творческая победа была отмечена Ленинской премией, врученной 9 июня 1970 года. В костюме Красса написал портрет Лиепы Александр А. Шилов .
После «Спартака» Ю. Григорович нашёл роли для М. Лиепы в новых версиях «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». В отношениях артиста и балетмейстера начинается пока малозаметное охлаждение. Но диапазон творчества Лиепы расширяется. Он проводит творческие вечера и встречи со зрителями. Снимается в кино. Ставит танцы в спектаклях Театра им. Е. Вахтангова «Антоний и Клеопатра» и «Степан Разин». Работает над танцевальными эпизодами в спектаклях Е. Еланской «Почта на Юг» и « » по Ф. Достоевскому . В Театре им. А. Пушкина ставит танцы в спектакле «Шоколадный солдатик», где занята жена — М. Жигунова. И пока ещё получает роли в премьерных спектаклях Большого театра, правда, поставленных уже не Ю. Григоровичем. В «Анне Карениной» в 1972 году танцует Вронского , 4 года спустя — Каренина . Необычно забавен его Принц Лимон в балете «Чиполлино» (1977 год). В 1978 году М. Лиепа выступает Первым танцовщиком в балете В. Васильева «Эти чарующие звуки» на музыку композиторов XVIII века. Лиепа готовит новые роли в гастрольных спектаклях; советские зрители его Клавдио , Гирея , Ганса не видят. Зато гастролируя по Греции с латышским балетом, Лиепа танцует в «Кармен-сюите» партию Хозе , несколько «потеснившего» заглавную героиню в постановке А. Лемберга . Позже танцовщик включит «Кармен-сюиту» в программу своих творческих вечеров в Москве. Известно балетное изречение: «Приходит опыт — уходит прыжок». Но за великими танцорами интересно наблюдать, даже если они пешком ходят по сцене. Таких ролей в балетном репертуаре мира немало. Одно время М. Лиепа надеется на приглашение М. Бежара , намекавшего на совместную работу. Приглашения не последовало. На нетактичные вопросы: «Долго ли ещё думаете танцевать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля». В 1978 году увидела свет книга Н. Рославлевой «Марис Лиепа». На будущее героя книги автор смотрит весьма оптимистично.
Вечную жажду творчества М. Лиепа выразил и в содержании, и в названии своей книги «Я хочу танцевать сто лет». В 1981 году её издали в Риге на латышском языке; на русский перевели и издали только в 1996 году — к 60-летию актёра. А в 1982 году на русском языке вышла книга под названием «Вчера и сегодня в балете». В ней автор повествует о последних творческих успехах . К ним относится работа с Б. Эйфманом над балетами «Идиот» и «Автографы»; защита диплома в ГИТИСе и «Дон Кихот» в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма «Я начинаю новый монолог»; «Спартак» в Большом театре 28 марта 1982 года. Вместе с отцом на сцену выходит Андрис Лиепа; в первом акте гладиатором , во втором — патрицием .
А потом была София , где состоялось 4501-е выступление М. Лиепы и отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Большой театр, сцену которого Лиепа считал балетной сценой мира № 1, юбилея «не заметил».
В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.
27 июля 2001 года в Латвийской Национальной опере в Риге состоялся памятный концерт в честь 65-летия со дня рождения танцовщика: в первом отделении был представлен спектакль Андриса Лиепы «Музей Оскара Шлеммера», во втором — гала-выступление артистов Большого и Мариинского театров, лондонского Ковент-Гардена , Американского театра балета. В доме по ул. Сколас , 18, где прошли детство и юность Мариса Лиепы, а затем регулярно гостили на каникулах у его тёти Эдите Розите его дети Андрис и Илзе, прошла выставка, посвящённая артисту .
Андрис Лиепа мечтает устроить в этом доме мемориальный музей отца, однако имущество находится в частной собственности .
5 сентября 2013 года благотворительный фонд Бориса и Инары Тетеревых открыл в сквере возле Латвийской Национальной оперы памятник Марису Лиепе, выполненный эстонскими концептуалистами Яаном Тоомиком и Йири Оявером по приглашению куратора фонда, экс-министра культуры Латвии Хелены Демаковой . Дети Мариса Лиепы считают выполненный из нержавеющей стали монумент позорищем, на его открытие не приехали, а Андрис Лиепа даже заявил, что из-за этого памятника ему неприятно стало приезжать в Ригу .