Interested Article - Лиепа, Марис Эдуардович

Ма́рис-Рудо́льф Эдуа́рдович Лие́па ( латыш. Māris Rūdolfs Liepa ; 27 июля 1936 , Рига 26 марта 1989 , Москва ) — советский артист балета , балетный педагог и киноактёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Биография

Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге .

Был вторым ребёнком в семье Эдуарда Андреевича и Лилии Лиепы . Отец в молодости пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге. В доме родителей бывал директор театра , который и предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы « Кармен ». Так состоялся сценический дебют. Однако по совету ещё одного друга отца, , Мариса отдали в Рижское хореографическое училище на улице Смилшу , где бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.

В училище преподавали артисты балета; солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в « Бахчисарайском фонтане », сегидилью в « Дон Кихоте », китайского кули в « Красном маке », половецкого мальчика в опере « Князь Игорь », страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута , друга Тибальда , слугу Монтекки и юношу из толпы . Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.

Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из « Щелкунчика » и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. Три года спустя, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса и 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии ) . Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться. И за два года учёбы Марис не пропустил ни одного урока, аккуратно приходя за 10 минут до начала. Первое время его прочили на амплуа характерного танцовщика, не ведая, что в своём дневнике он уже записал: «Я буду танцевать принца Зигфрида в „ Лебедином озере “». И в конце первого полугодия заработал «пятёрку» по классическому танцу. Ему разрешили подготовить два па-де-де — из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». 1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты ). В рецензии значилось: «из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте». Однако отличника не приняли в Большой театр , разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу. В Москву он вновь приехал через полгода; в столице проходила декада латышского искусства. Марис был занят в балете «Лайма», где танцевал русского воина Никиту , и в «Сакте свободы», где предстал в роли деревенского музыканта Тотса , в финале гибнувшего от ножа злодея. Юноша понравился М. Плисецкой ; её отзыв в « Известиях » был весьма благосклонным, а вслед за отзывом последовало приглашение в партнёры для участия в Днях культуры СССР в Венгрии . В Будапеште Марис танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени . Летом Марис лечил ногу в Сочи , куда приехал на гастроли МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко . Прямо в Сочи главный балетмейстер В. Бурмейстер принял Лиепу на работу с окладом премьера в 2000 дореформенных рублей. С Ригой Марис простился надолго. Под началом В. Бурмейстера он работал 4 года, станцевав Зигфрида , Конрада в « Корсаре », Лионеля в «Жанне д’Арк», Синдбада в « Шехеразаде ». Московские балетоманы начали ходить «на Лиепу» и после спектакля дожидаться у подъезда, протягивая программки для автографа. А участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Г. Уланова .

Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике , где танцевал с О. Лепешинской . После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот»; вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: « Тропою грома », « Жизель », « Раймонду », «Лебединое озеро», « Золушку », « Шопениану », «Ночной город», « Ромео и Джульетту » и « Спартака » в своеобразной постановке Л. Якобсона . В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году ; в том же году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище , где он преподавал до 1980 года. «Уча других, я учился сам», — заявил артист позднее. Выпустив шесть учеников из взятого класса, стал преподавать классический дуэт. В 1973 году его ученики приняли участие в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала «Россия» .

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Ю. Григорович . Поначалу сотрудничество складывалось удачно; в балете « Легенда о любви » Марис станцевал Ферхада . В «Спартаке» он получил партию заглавного героя, но вскоре Ю. Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии. В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина « Видение розы » на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли по всему миру, работа с зарубежными и советскими знаменитыми танцовщицами, масса поклонников, в семье подрастают дочь Илзе и сын Андрис ; они тоже учатся в Московском хореографическом училище. Английская критика нарекает Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.

В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.

Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Ю. Григоровичу, а статью, опубликованную в « Правде » в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Он не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в « Иване Грозном », в « Ангаре ». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в « Анне Карениной », Принц Лимон в « Чиполлино » и Солист в балете «Эти чарующие звуки».

Он пытался найти себя в новом деле, благо опыт был. В кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноимённом фильме-балете. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме « Могила льва », в 1973 году — Джека Уиллера в фильме « Четвёртый ». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал « В одном микрорайоне », несомненная удача — роль Хиггинса в фильме-балете « Галатея » по пьесе Б. Шоу « Пигмалион » и целый букет забавных образов в « Бенефисе Людмилы Гурченко ». После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру заявляют: «Нам за тебя стыдно!» Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах , впервые исполняя партию Хозе в балете « Кармен-сюита » на сцене античного театра. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете « Любовью за любовь ». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом , танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года; в этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.

Заканчивая ГИТИС , Марис ставит в Днепропетровске «Дон Кихота». Конечно, гастроли. [ источник не указан 4072 дня ] В Ригу, куда Лиепа едет с молодой балериной Н. Семизоровой , срочно звонят из Большого, запрещая ей танцевать Жизель . Спектакль заменяют «Лебединым озером», а на следующий день Жизелью становится С. Яксе. Вскоре Лиепа оставляет семью и переезжает в крохотную комнатушку Н. Семизоровой в доме на Большой Спасской улице . Роскошная квартира на улице Неждановой остаётся предыдущей жене и детям. Новый брак оказывается крайне неудачным и недолговечным; он распадается по инициативе Н. Семизоровой. 30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии . В Софийской народной опере (в 1983—1985 годах — художественный руководитель балетной труппы) он ставит « Дон Кихота » и « Спящую красавицу » и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана . Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Большого. 28 марта 1982 года он танцует Красса , его последний партнёр - Спартак — техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов . Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желают или не могут противостоять всесильному Ю. Григоровичу.

Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на улице Клуса , зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В « Советской культуре » 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Конкурс должен был состояться 15 марта. А 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог об умершем накануне Марисе Лиепе. В Москве говорят: охранник не впустил артиста в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердце и не выдержало.

Опубликованы фрагменты его дневника: «Бесперспективность… Для чего ждать, жить, быть?» Последняя московская квартира Мариса Лиепы находится на улице Матросская Тишина — «между тюрьмой и сумасшедшим домом», как горько шутил он сам. Почти неделю идёт борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалёку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (12 уч.) . На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».

Личная жизнь

Звания и награды

Творчество

1950-е годы

1960-е годы

Новый этап творчества М. Лиепы начался с углубленного изучения языка танца в Большом театре. В классе А. Мессерера Лиепа работает над всеми элементами мужского танца вплоть до мелких связующих па, оттачивая технику до виртуозности. Официальный дебют на сцене Большого состоялся в «Дон Кихоте», где Лиепа исполнил партию Базиля . Неподражаемым юмором была отмечена сцена «самоубийства». А вариацию первого акта Лиепа танцевал, прищёлкивая кастаньетами, чего не делал никто со времен В. Чабукиани . Партию Юноши в балете «Ночной город» на переосмысленную музыку Б. Бартока Л. Лавровский ставит «на Лиепу». Балет в репертуаре не удержался, похвалы были кислыми, а критика обидной, но работу Марис Лиепа оценил как весьма интересную. Ещё одним балетом «с разоблачениями» стал «Тропою грома» на музыку К. Караева , где балетмейстер К. Сергеев гневно осуждал апартеид в Южной Африке . Однако Лиепа сумел сделать роль интересной как в пантомимных сценах, так и в танцевальном дуэте негра Ленни с белой девушкой Сари (О. Лепешинская). А роль заглавного героя в балете «Спартак», поставленном Л. Якобсоном в 1962 году, приносит Лиепе медаль имени К. Станиславского за выдающееся актёрское мастерство. В Нью-Йорке писали, что такой герой способен разить врага не мечом, а испепеляющим взглядом.

Роль Альберта в «Жизели», полученная в 1961 году, становится одной из любимейших как для самого актёра, так и для его поклонников. Марис Лиепа творил образ аристократа, влюблённого романтика и настоящего мужчины. Каждый спектакль был неповторим. Не надо было прижимать руки к сердцу и показывать на героиню, передавая «слова» «Я тебя люблю». Об этом говорил танец Лиепы. За исполнение Альберта Парижская академия танца удостоила Мариса Лиепу премии имени Вацлава Нижинского.

В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы « Фауст », Армена в « Гаянэ », Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео . «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.

Несколько лет Марис Лиепа отдает восстановлению балета М. Фокина « Видение Розы », беседуя со старыми исполнителями, со зрителями, собирая фотографии и рисунки. Премьера состоялась в Гаване ; аплодировали не только зрители, но и коллеги, стоявшие за кулисами. Сын М. Фокина Виталий в знак благодарности преподнес Лиепе фотопортрет отца и две головки фавна, вылепленные им же.

В «Сказке о Солдате и Чёрте», поставленной Э. Суве, Лиепа получил не одну роль, а целых 8. Он перевоплощался на сцене вместе с Чёртом, прикидываясь Старухой , Генералом , Певцом , Министром , Хозяином … Но через каждый образ сквозил Чёрт. А танцуя под волшебную скрипку Солдата , Чёрт не мог остановиться и прыгал все выше с криками: «Подождите!» Как Лиепе удавалось сохранять ритм дыхания, непостижимо!

В 1964 году в Большой театр приходит Ю. Григорович. Марису Лиепе он поручает роль Ферхада в « Легенде о любви ». Лиепа оценил её как идеальное слияние музыки и движений и утверждал, что плохо станцевать и сыграть Ферхада попросту невозможно. Однако на то, чтобы добиться в высоком прыжке «парения духа» уходили часы. Немудрено, что в новой постановке балетмейстер видит Лиепу отважным и благородным Спартаком — «Ферхадом в Древнем Риме». Однако на репетиции Ю. Григорович неожиданно увидел, как Лиепа показывает коллеге кусочек «текста», предназначенного для Красса . И тут же предлагает «порепетировать немножко Красса». 9 апреля 1968 года М. Лиепа вышел на сцену в доспехах римского полководца. Хотя была договоренность, что В. Васильев со временем станцует Красса , а Лиепа — Спартака , такого обмена не произошло. Ни один из последующих исполнителей партии Красса не мог даже приблизиться к уровню М. Лиепы, а неплохих Спартаков было немало. За 14 лет Лиепа сразился со всеми Спартаками Большого театра. Творческая победа была отмечена Ленинской премией, врученной 9 июня 1970 года. В костюме Красса написал портрет Лиепы Александр А. Шилов .

1970-е годы

Марис Лиепа (Альберт) и Марина Кондратьева (Жизель) в балете « Жизель »

После «Спартака» Ю. Григорович нашёл роли для М. Лиепы в новых версиях «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». В отношениях артиста и балетмейстера начинается пока малозаметное охлаждение. Но диапазон творчества Лиепы расширяется. Он проводит творческие вечера и встречи со зрителями. Снимается в кино. Ставит танцы в спектаклях Театра им. Е. Вахтангова «Антоний и Клеопатра» и «Степан Разин». Работает над танцевальными эпизодами в спектаклях Е. Еланской «Почта на Юг» и « » по Ф. Достоевскому . В Театре им. А. Пушкина ставит танцы в спектакле «Шоколадный солдатик», где занята жена — М. Жигунова. И пока ещё получает роли в премьерных спектаклях Большого театра, правда, поставленных уже не Ю. Григоровичем. В «Анне Карениной» в 1972 году танцует Вронского , 4 года спустя — Каренина . Необычно забавен его Принц Лимон в балете «Чиполлино» (1977 год). В 1978 году М. Лиепа выступает Первым танцовщиком в балете В. Васильева «Эти чарующие звуки» на музыку композиторов XVIII века. Лиепа готовит новые роли в гастрольных спектаклях; советские зрители его Клавдио , Гирея , Ганса не видят. Зато гастролируя по Греции с латышским балетом, Лиепа танцует в «Кармен-сюите» партию Хозе , несколько «потеснившего» заглавную героиню в постановке А. Лемберга . Позже танцовщик включит «Кармен-сюиту» в программу своих творческих вечеров в Москве. Известно балетное изречение: «Приходит опыт — уходит прыжок». Но за великими танцорами интересно наблюдать, даже если они пешком ходят по сцене. Таких ролей в балетном репертуаре мира немало. Одно время М. Лиепа надеется на приглашение М. Бежара , намекавшего на совместную работу. Приглашения не последовало. На нетактичные вопросы: «Долго ли ещё думаете танцевать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля». В 1978 году увидела свет книга Н. Рославлевой «Марис Лиепа». На будущее героя книги автор смотрит весьма оптимистично.

1980-е годы

Вечную жажду творчества М. Лиепа выразил и в содержании, и в названии своей книги «Я хочу танцевать сто лет». В 1981 году её издали в Риге на латышском языке; на русский перевели и издали только в 1996 году — к 60-летию актёра. А в 1982 году на русском языке вышла книга под названием «Вчера и сегодня в балете». В ней автор повествует о последних творческих успехах . К ним относится работа с Б. Эйфманом над балетами «Идиот» и «Автографы»; защита диплома в ГИТИСе и «Дон Кихот» в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма «Я начинаю новый монолог»; «Спартак» в Большом театре 28 марта 1982 года. Вместе с отцом на сцену выходит Андрис Лиепа; в первом акте гладиатором , во втором — патрицием .

А потом была София , где состоялось 4501-е выступление М. Лиепы и отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Большой театр, сцену которого Лиепа считал балетной сценой мира № 1, юбилея «не заметил».

Партии

Латвийский театр оперы и балета

Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Большой театр

Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана)

  • 1981 — «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (хореография Б. Я. Эйфмана) — Рогожин
  • 1981 — «Автографы» на музыку А. Вивальди (хореография Б. Я. Эйфмана) — солист

Партии, исполненные с труппами других театров, концертные номера

Софийская народная опера

  • 1984 — « Спящая красавица » П. И. Чайковского (редакция М. Э. Лиепа по М. И. Петипа) — Король Флорестан , Фея Карабос

Фильмография

Постановка танцев

  • 1980 — Музыка ко дню рождения

Участие в фильмах

  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1964 — Майя Плисецкая (документальный)
  • 1971 — Марис Лиепа (документальный)
  • 1981 — Я начинаю новый монолог (документальный)
  • 1987 — Балет от первого лица (документальный)

Архивные кадры

  • 1987 — Балет от первого лица (документальный)
  • 1989 — А дольше всего продержалась душа (документальный)
  • 1991 — Откровения балетмейстера Фёдора Лопухова (документальный)
  • 1992 — Свет его звезды (документальный)
  • 1996 — Марис Лиепа, который вдали... (документальный)
  • 1999 — Катя (документальный) (реж. Н. Тихонов )
  • 2005 — Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
  • 2006 — MARIS (документальный) (реж. Н. Тихонов ) 1-я серия , 2-я серия
  • 2006 — Поединок с судьбой (документальный фильм) (реж. Н. Тихонов )
  • 2007 — Марис Лиепа (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)
  • 2016 — Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия (документальный фильм)

Память

В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.

27 июля 2001 года в Латвийской Национальной опере в Риге состоялся памятный концерт в честь 65-летия со дня рождения танцовщика: в первом отделении был представлен спектакль Андриса Лиепы «Музей Оскара Шлеммера», во втором — гала-выступление артистов Большого и Мариинского театров, лондонского Ковент-Гардена , Американского театра балета. В доме по ул. Сколас , 18, где прошли детство и юность Мариса Лиепы, а затем регулярно гостили на каникулах у его тёти Эдите Розите его дети Андрис и Илзе, прошла выставка, посвящённая артисту .

Андрис Лиепа мечтает устроить в этом доме мемориальный музей отца, однако имущество находится в частной собственности .

5 сентября 2013 года благотворительный фонд Бориса и Инары Тетеревых открыл в сквере возле Латвийской Национальной оперы памятник Марису Лиепе, выполненный эстонскими концептуалистами Яаном Тоомиком и Йири Оявером по приглашению куратора фонда, экс-министра культуры Латвии Хелены Демаковой . Дети Мариса Лиепы считают выполненный из нержавеющей стали монумент позорищем, на его открытие не приехали, а Андрис Лиепа даже заявил, что из-за этого памятника ему неприятно стало приезжать в Ригу .

Сочинения

  • Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. — М. : Молодая гвардия, 1982. — 192 с. — (Мастера искусств — молодёжи).
  • Лиепа М. . — 2-е. — М. : Молодая гвардия, 1986. — 190 с. — (Мастера искусств — молодёжи). — 50 000 экз.
  • Лиепа М. . — М. : Вагриус, 1996. — 238 с. — 6000 экз. ISBN 5-7027-0400-2 .
  • Лиепа М. . — 2-е. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2006. — 488 с. — ( Звёзды балета ). — ISBN 5-462-00569-5 .

Библиография

  • Эльяш Н. Марис Лиепа (фотоочерк). — М. , 1973.
  • Марис Лиепа (буклет). — М. , 1974.
  • . — М. : Искусство, 1978. — 174 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • . — М. : Издательский дом Максима Светланова, 2005. — 160 с. от 25 июня 2008 на Wayback Machine
  • Станишевский Ю. Марис Лиепа // Музыкальная жизнь : журнал. — М. , 1964. — № 19 .
  • Бочарникова Э. Кому много дано // Театральная жизнь : журнал. — М. , 1970. — № 18 .
  • Львов-Анохин Б. Марис Лиепа // Театр : журнал. — М. , 1970. — № 6 .
  • Ерофеева Е. Марис Лиепа // Театр : журнал. — М. , 1976. — № 3 .
  • Львов-Анохин Б. Лиепа // . — М. : Искусство, 1976. — С. 199—216. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Константинова М. Бремя страстей человеческих // Советский балет : журнал. — М. , 1985. — № 2 .
  • Мельникова Т. Жизнь в танце // Комсомольская правда : газета. — М. , 1989. — № 30 марта .
  • Тубинене Т. Встречи с Лиепой // Отчизна : журнал. — М. , 1989. — № 11 .
  • Львов-Анохин Б. Лоренс Оливье балета // Вечерняя Москва : газета. — М. , 1996. — № 6 июля .
  • Акимов Б. Мой учитель // Большой театр : газета. — М. , 1996. — № 27 ноября .
  • Львов-Анохин Б. Торжество и трагедия артистической воли // Большой театр : газета. — М. , 1996. — № 27 ноября .
  • Кузнецова Т. Принц Советский // GQ : журнал. — М. , 2006. — № 1 .
  • // РИА Новости : РИА. — М. , 2011. — № 27 июля .
  • Коршунова Л. // ЭтоЯ.ру : бьюти-портал. — М. , 2011. — № 27 июля .

Примечания

  1. Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Maris-Rudolf Eduardovich Liepa // (англ.)
  3. . www.freecity.lv. Дата обращения: 11 марта 2019. 1 апреля 2019 года.
  4. Рижской хореографической средней школы . Лиепа изображён танцующим Красса, в балете «Спартак»
  5. / А. Г. Галайда // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
  6. Артамонов М. Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 154.
  7. www.moscow-tombs.ru . Дата обращения: 28 марта 2022. 28 марта 2022 года.
  8. (рус.) . Изготовление памятников . Дата обращения: 28 марта 2022. 8 августа 2020 года.
  9. . Дата обращения: 26 декабря 2010. Архивировано из 23 декабря 2017 года.
  10. . Дата обращения: 9 ноября 2018. 9 ноября 2018 года.
  11. Дата обращения: 9 ноября 2018. 9 ноября 2018 года.
  12. . Дата обращения: 6 апреля 2018. 6 апреля 2018 года.
  13. . Дата обращения: 26 марта 2018. 25 сентября 2017 года.
  14. Андрей Шаврей. Марис Лиепа вернулся в свой дом на Сколас // Час : газета. — 2001. — 27 июля ( № 174 (1200) ). — С. 8 .
  15. . Фонд Бориса и Инары Тетеревых (6 сентября 2013). Дата обращения: 11 марта 2019.

Ссылки

  • на сайте
  • (недоступная ссылка)
  • на Библиографическом ресурсе «Чтобы помнили»
  • на сайте «Бельканто.ру»
Источник —

Same as Лиепа, Марис Эдуардович