Interested Article - Караманов, Алемдар Сабитович

Алемда́р Саби́тович Карама́нов ( 10 сентября 1934 , Симферополь , РСФСР 3 мая 2007 , Симферополь , Украина ) — советский и украинский композитор, основоположник музыкального направления «Религия в симфонизме». [ источник не указан 1043 дня ] Автор музыки к кинофильму Михаила Ромма « Обыкновенный фашизм » и другим кинолентам, создатель 24 симфоний, в том числе «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REKVIEM», «Херсонес». Народный артист Украины (1994) и лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (2000), Почётный крымчанин , автор Государственного гимна Республики Крым .

Биография

Ранние годы

Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 года . Его отец — Сабит Темель Кагырман (Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), в 14 лет приехавший в Крым из Турции , окончил Коммунистический университет народов Востока в Москве и занимал в Симферополе пост партийного секретаря обкома партии Крыма (до 30-х годов) . Мать Алемдара, Полина Сергеевна Караманова (девичья фамилия Величко) , «дочь донского казака» , работала в библиотеке . Алемдар был первенцем. Позднее в семье Карамановых родились ещё двое детей: дочь Севиль (1936—2014 ) и сын Александр . В 1944 году отца депортировали в Казахстан , где через несколько лет, освободившись, но не получив разрешения вернуться к семье в Крым, он умер .

В семье имелся рояль, и Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес старшего сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано. Они занимались по несколько часов не только в выходные дни, но и в будни — перед тем, как пойти в детский сад . У мальчика был абсолютный слух, и в семь лет, осенью 1941 года, его приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище. Невзирая ни на какие обстоятельства, даже в то время, когда Крым был оккупирован немецкими войсками, Полина Сергеевна водила Алемдара на занятия в музыкальную школу, где с ним в течение двух лет занималась Ева Павловна Сеферова, опытный педагог музучилища, а позднее — Ирина Аркадьевна Брискина, юная выпускница Ленинградской консерватории. В семилетнем возрасте мальчик записал своё первое музыкальное сочинение Когда Алемдару было десять лет, он положил на музыку стихотворение об освобождении Севастополя, опубликованное в газете «Крымская правда» .

Он блестяще занимался в музыкальной школе, и по решению педсовета был освобождён от оплаты за обучение; ему даже назначили стипендию, паёк и выдали хлебную карточку (подобное обычно практиковалось лишь для успешных студентов музучилища) — это стало хорошим материальным подспорьем для семьи. В 1949 году, окончив общеобразовательную семилетку, Алемдар поступил в Симферопольское музыкальное училище , а в 1953 году он вошёл в число его выпускников, которым было рекомендовано поступать в консерваторию .

Московский период творчества

В 1953 году Алемдар Караманов поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского . Окончив два отделения : композиторское (у С. С. Богатырёва ) и фортепианное (у В. А. Натансона ), он продолжил обучение в аспирантуре (педагоги Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников , 1958—1963) .

В консерватории Алемдар сочинил десять симфоний . В это время молодой композитор был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие [ что? ] из которых впоследствии были отнесены [ кем? ] к «золотому фонду советской музыкальной культуры»: [ источник не указан 1043 дня ] Седьмая симфония «Лунное море» (1958), Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» (1957), фортепианные концерты — Первый (1958) и Второй (1961), «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром (1961), Второй струнный квартет, Ave Maria для фортепиано. А. Караманов и Е. Крылатов написали музыку для балета «Комсомолия» (Большой театр, 1957). В Ленинграде был поставлен балет А. Караманова «Сильнее любви» (1961). Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого исполнил песню молодого композитора «Родина» , и она нередко передавалась в радиоэфире .

В начале 60-х годов (1962—июль 1964) Караманов увлёкся музыкальным авангардом и стал заметным представителей этого музыкального течения в СССР, наряду с Андреем Волконским , Альфредом Шнитке , Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной . К этому периоду его творчества относятся такие произведения для фортепиано как «Музыка» (№ 1 и № 2, 1962), триптих «Пролог, Мысль и Эпилог» (1962), детские пьесы «Окно в музыку» (1963), концертные фуги (1964) .

Симферопольский период

По окончании аспирантуры этот «феноменально одарённый человек» столкнулся с непониманием «со стороны музыкального руководства» (в особенности Д. Б. Кабалевского) , и осознал, что наступили не самые лучшие времена для творческой самореализации. И хотя его сочинения одобряли такие крупные композиторы как Д. Шостакович и Т. Хренников, он принял решение покинуть столицу и в 1965 году уехал в родной Симферополь :

Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру.

Караманов А. С. Музыка – проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8

.

Исполнение цикла «Совершишася» по Евангелию в день открытия XXI Собиновского фестиваля (2008)

Ещё живя в Москве, Караманов обратился к вере. В 1965 году в Симферополе он был крещён и «осознанно принял христианство» ; он стал прихожанином церкви Всех Святых . С того времени Караманов почти перестал сочинять камерные и фортепианные произведения. Он начал писать духовную музыку — симфоническую и вокально-симфоническую. Им были созданы симфонические циклы по мотивам Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть») , а также несколько вокально-симфонических произведений ( Stabat Mater , 1967; Реквием, 1971; Мессе, 1973), фортепианный концерт Ave Maria (1968) и симфонический цикл Et in amorem vivificantem , отвечающие латинской духовной традиции . В 1994 году А. Караманов говорил о том, что собирается продолжить свой апокалиптический цикл , написав ещё одну, седьмую, симфонию — «Николай — Кришну», проникнутую и христианской, и индуистской духовностью .

Но всё же творчество «крымского отшельника» не ограничивалось лишь религиозными произведениями. Так, В 1975 году он написал Семнадцатую симфонию «Америка», а в 1980-е и 1990-е годы — несколько сочинений на тему истории Крыма: ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», Двадцать четвертую симфонию «Аджимушкай» (1983), ораторию «Херсонес» (1994), — и Гимн Крымской республики (1992) .

Известность

В 1991 году прошли гастроли Караманова в Чехословакии. В 1995 году британские импресарио Евгений Касевин и Диана Роделл ( англ. Kasevin, Rodell ) организовали премьерное исполнение музыки Алемдара Караманова в Лондоне. 3 октября 1995 года в Центральном Вестминстерском зале прозвучали Третий фортепианный концерт Ave Maria и Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Произведения исполняли пианист Константин Щербаков, вокалисты Клэр Раттер (сопрано), Сюзан Макензи-Парк (альт), Вёрнон Кёрк (тенор); Лондонское хоровое общество (хормейстер Рональд Корп) и Софийский филармонический оркестр (дирижёр Эмиль Табаков). Вскоре вышли три авторских компакт-диска:

  • Двадцать вторая и Двадцать третья симфонии в исполнении Немецкого симфонического оркестра под руководством Владимира Ашкенази (1995) ;
  • Двадцатая и Двадцать третья симфонии в исполнении Большого симфонического оркестра под руководством Владимира Федосеева (1996, архивная запись) .
  • Третий концерт Ave Maria для фортепиано с оркестром (солист В. Виардо) и Третья симфония (Московский симфонический оркестр под руководством Антонио де Альмейды ) (1998) .

Караманов написал музыку к документальному фильму М. Ромма « Обыкновенный фашизм » (1965) , телесериалу « Стратегия победы », а также к художественным фильмам « Любовь с привилегиями » (1989) и «Хоровод» (1994) .

Последние годы жизни

В последние годы Караманов испытывал материальные затруднения:

… я работаю, делаю эскизы к ещё одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…

А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции "Эхо Москвы" Е. Дудину (1994)

Вместе с тем, первые годы XXI века ознаменовались пробуждением интереса к творчеству композитора. Прошло более сорока лет после создания симфонического цикла «Совершишася» — и наконец он впервые прозвучал в концертном зале (Дворец «Украина», Киев) . Премьерные концерты его произведений прошли в Москве, Санкт-Петербурге , Краснодаре , Саратове и ряде других городов . Последним сочинением А. Караманова стала незавершённая опера «Прощания Хризостома» (либретто А. Караманова) .

Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе. Похоронен на кладбище « Абдал » .

Сын — Караманов Олег Алемдарович (1956), пианист, живёт и работает в Ялте.

Дочь — Караманова Кристина Алемдаровна (1971), живёт и работает в Москве.

Награды и признание

Симфонические произведения А. Караманова входят в репертуарный список ряда известных дирижёров, в том числе Владимира Ашкенази , Антонио де Альмейды, Владимира Федосеева , Геннадия Проваторова , Эдуарда Гулбиса . Его сочинения исполняются Академическим симфоническим оркестром Крымской государственной филармонии (дирижёры Алексей Гуляницкий, Александр Долинский , Игорь Каждан ).

Творчество композитора рассматривается в ряде научных публикаций . Популяризацией произведений Караманова занималась крымский музыковед М. М. Гурджи .

В представлении композитора на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко отмечалось:

Алемдар Караманов — выдающийся композитор XX столетия, творчество которого обрело мировое признание… Произведения, которые представляются на соискание высокой премии, особенно ярки, это настоящее откровение музыкальной культуры конца XX столетия. Музыка такого масштаба и духовной концентрации может и должна находить отклик в сердцах людей. Это настоящее национальное достояние, которым Украина может по праву гордиться!

Национальный Союз композиторов Украины, 2000

Память

Международный конкурс молодых пианистов имени А. Караманова

Конкурс проводится в Симферополе каждые два года. Эта традиция возникла ещё при жизни композитора, в 1996 году . К 2010 году через конкурс прошли несколько сотен участников из 23 стран мира .

Именем композитора названы
  • астероид 4274 Karamanov ;
  • музыкальная школа № 2 и улица в Симферополе , эта улица находится за парком им. Т. Г. Шевченко (огибает его);
  • детская школа искусств в г. Гурьевске (Калининградская область) .

В Симферополе установлена мемориальная доска на доме, где жил композитор.

Благотворительный фонд А. Караманова, созданный в 2000 году, опубликовал несколько сборников его произведений для фортепиано; предполагается издание полного собрания сочинений .

Список основных произведений А. Караманова (по Ю. Холопову )

1953
  • Первая соната для фортепиано.
  • Первый струнный квартет.
1954
  • «Времена года» для фортепиано.
  • «Сказка». Симфоническая поэма.
  • Первая симфония в пяти частях.
1954—1955
  • Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
1955—1975
  • Вторая симфония в двух частях.
1956
  • «Лесные картинки». Сюита для оркестра.
  • Третья симфония в четырех частях.
  • Четвёртая симфония «Майская» в семи частях.
1957
  • Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях (на слова В. Маяковского).
  • «Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр. В. Варковицкого ).
  • «Ангарстрой». Симфоническая поэма.
  • Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
1958
  • Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
  • Первый фортепианный концерт.
1959
  • «Времена года». Хоровой цикл a cappella.
1950-е годы
  • Четыре пьесы для кларнета и фортепиано. Второй струнный квартет. Ave Maria для фортепиано. Два танца для фортепиано (изд. в 1959) «Родина» для хора на текст К. Симонова.
1960
  • Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
  • «Славянам» для хора.
  • Сюита для джаз-оркестра.
1960—1962
  • Шесть этюдов для фортепиано.
1960
  • Третья соната для фортепиано.
1961
  • Четвертая соната для фортепиано.
  • «Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
  • «Сильнее любви». Балет по Б.Лавреневу.
  • Второй фортепианный концерт.
  • Первый скрипичный концерт.
  • Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
1962
  • Девятая симфония в четырех частях.
  • «Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
  • Музыка для фортепиано № 1.
  • Музыка для фортепиано № 2.
1963
  • Музыка для виолончели и фортепиано.
  • «Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.
  • «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.
  • Музыка для скрипки и фортепиано.
  • Третий струнный квартет.
  • «Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.
  • «Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
1964
  • Десятая симфония в трех частях.
  • «Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
  • Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»),
  • Праздничная увертюра для оркестра.
  • Второй скрипичный концерт.
  • Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).
  • «Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
1965—1966
  • Концерт для трубы и джаз-оркестра. Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
1967
  • «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
1968
  • Третий фортепианный концерт «Ave Maria».
1970
  • Вокальный цикл «Звёзды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.
  • Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня». Вокализ для голоса и фортепиано.
1971
  • Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
1974
  • Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
  • «Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
1975
  • Семнадцатая симфония «Америка».
  • «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.
  • «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.
1976—1980
  • Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
1982
  • Крымская увертюра для оркестра.
1983
  • «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
  • Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
  • Весенняя увертюра для оркестра.
1992
  • Гимн Крымской республики.
1994
  • Мистерия «Херсонес».
Музыка к спектаклям
  • «Блистающий мир» по А. Грину, поставлен в Крымском музыкально-драматическом театре, Симферополь, 1962-65;
  • мюзикл «Фонтан любви» по А. Пушкину, поставлен в Киеве, 1982.
Музыка к кинофильмам

Комментарии

  1. Одни источники указывают, что Полина Сергеевна была украинкой , другие сообщают, что она была русской .
  2. Окончила юридический факультет МГУ. В 1957 году вышла замуж за Евгения Крылатова , однокурсника Алемдара по Московской консерватории .
  3. По другим источникам, в Сибирь .
  4. Если верить другим источникам, Алемдар сочинял музыкальные пьесы, будучи шестилетним ребёнком .
  5. На слова К. Симонова
  6. По другим источникам, ещё в детстве его крестили в православном храме .
  7. 1965—1966, полное название: «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа».
  8. 1976—1980, шесть симфоний.
  9. «И во любовь животворящую», 1974
  10. «Бысть»
  11. Принят в годы обучения в Консерватории .
  12. 1992
  13. На интернет-портале конкурса доступны для скачивания ноты сочинений А. Караманова для фортепиано и примеры их исполнения
  14. Бывшая ул. Войкова
  15. В марте 2013 года здесь состоялся Всероссийский открытый музыкальный конкурс, посвящённый А. Караманову

Примечания

  1. Alemdar Karamanov // (фр.)
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. . Дата обращения: 11 декабря 2017. 28 ноября 2017 года.
  9. .
  10. .
  11. .
  12. , с. 1.
  13. .
  14. .
  15. , с. 2.
  16. .
  17. .
  18. .
  19. .
  20. .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. .
  25. .
  26. .
  27. .
  28. .
  29. . Новости Крыма, крымская служба новостей . 2009-09-05. из оригинала 3 июля 2020 . Дата обращения: 2 июля 2020 .
  30. .
  31. .
  32. Дата обращения: 18 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  33. Валит М. // Брега Тавриды. — Симферополь, 2016. — С. 304.
  34. .
  35. .
  36. .
  37. . нвремя.рф (28 февраля 2013). Дата обращения: 26 марта 2013. 22 сентября 2020 года.

Литература

  • Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба: воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С. С. Крылатова. — М. : Классика-XXI, 2005. — 364 с. — ISBN 5-89817-082-0 .
  • Жизнь есть дух. Композитор Алемдар Караманов: воспоминания, беседы, интервью, статьи, радиопередачи, автобиограф. проза. — Феодосия: Коктебель, 2009. — 360 с.
  • Караманов А. С. Музыка — проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — № 8 .
  • Клочкова Е. Алемдар Караманов. От библейских текстов к симфониям-«видениям» // Музыкальная академия. — 2010. — № 4 . — С. 104—111 . — ISSN .
  • Холопов Ю. Аутсайдер советской музыки Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1 : сборник. — М. : Композитор, 1994. — С. 120—138 .
  • Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — 572 с. — ISBN 5-86793-157-9 .
  • Шнитке А. В поисках своего пути // Советская музыка. — 1961. — № 9 . — С. 8 . (цит. по: Языкова, 2011)

Ссылки

  • . hotnews-crimea.ru. Дата обращения: 7 октября 2015. 7 октября 2015 года.
  • (укр.) . Портал Национального союза композиторов Украины . >composersukraine.org. Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • . Портал Верховного Совета Автономной республики Крым . rada.crimea.ua. Дата обращения: 28 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • . karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
  • Караманова П.С. . karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
  • . karamanov.at.ua; archive.org. — Приведена ссылка на архивную копию, поскольку антивирус указывает на фишинговую ссылку на оригинальной странице. . Дата обращения: 26 марта 2013. 26 января 2012 года.
  • . karamanov.at.ua; archive.org. — Приведена ссылка на архивную копию (из-за фишинга) . Дата обращения: 26 марта 2013. 11 января 2012 года.
  • . karamanov.narod.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
  • O. van Rijen. (англ.) . wanadoo.nl. Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • . muzcentrum.ru. Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из 20 ноября 2011 года.
  • Дудин Е. scriabin.eu. — Радио «Эхо Москвы», конец ноября 1994 г. Дата обращения: 8 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Поспелов П. . Коммерсантъ-Daily . proarte.ru; archive.org (5 ноября 1994). Дата обращения: 26 марта 2013. 14 января 2005 года.
  • Стадниченко В. . gazeta.zn.ua (21 января 2000). Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Клочкова Е. Истина и жизнь (сборник), 2002, №11 . karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
  • Кожемякин В. . АиФ-Суббота-воскресенье . nepokiny.narod.ru (24 апреля 2002). — Интервью с Е. Крылатовым, женатым на сестре А. Караманова . Дата обращения: 26 марта 2013.
  • Касьяненко Н. . День, №218 . day.kiev.ua (12 декабря 2006). Дата обращения: 8 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Обуховская Л. . Крымская правда, №226(24089) . c-pravda.ru (9 декабря 2006). Дата обращения: 7 октября 2015. 7 октября 2015 года.
  • Полищук Т. . День, №221 . day.kiev.ua (15 декабря 2006). Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Силинг И. . allisdone.narod.ru. — Статья И. Силинг и подборка других статей о мировой премьере симфонического цикла «Свершишася» (Киев, декабрь 2006) . Дата обращения: 26 марта 2013.
  • Михайлова Л. . Крымское эхо . kr-eho.info (14 ноября 2007). — О VI Международном конкурсе молодых пианистов им. А. Караманова . Дата обращения: 28 марта 2013.
  • Андреева Н. . novayagazeta.ru (16 мая 2008). Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  • Силинг И. karamanov.at.ua; archive.org. — Последнее интервью с Алемдаром Карамановым (ссылка заменена архивной из-за обилия рекламных баннеров на оригинальной странице) . Дата обращения: 26 марта 2013. 5 апреля 2012 года.
  • Когонашвили Г. . Газета «Республика Крым» . rk.crimea.ua (3 сентября 2009). Дата обращения: 8 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Семена Н. . День . day.kiev.ua (9 сентября 2009). — На сайте ошибочно указана дата публикации: статья была опубликована не в 1996, а в 2009 г. . Дата обращения: 26 марта 2013. 28 марта 2013 года.
  • Гусарова М. . «КВ» № 125 . crimeatime.blogspot.ru (10 ноября 2011). Дата обращения: 8 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Клочкова Е.В. . gnesin-academy.ru (1 марта 2010). Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Языкова Н. . «Музичне мистецтво і культура», 2011, вып. 13 . archive.nbuv.gov.ua. Дата обращения: 26 марта 2013.
  • Караманова К. (февраль 2012). — Примечания И. Легкодух . Дата обращения: 8 марта 2013.
  • Кулик А. . «Капитал страны» (федеральное интернет-издание) . rus-ks.ru (18 марта 2012). — Интервью с Владимиром Нарманским . Дата обращения: 26 марта 2013. 4 апреля 2013 года.
  • Караманов А. . karamanov.at.ua; archive.org. — Шуточное стихотворение 17-летнего А. Караманова (1951) . Дата обращения: 28 марта 2013. 5 апреля 2012 года.
  • . Официальный портал, посвящённый конкурсу молодых пианистов . karamanov.at.ua; archive.org. Дата обращения: 28 марта 2013. 26 января 2012 года.
  • Александр Осминин
Диски с произведениями композитора на Amazon.com
Источник —

Same as Караманов, Алемдар Сабитович