Interested Article - Роялистка

« Роялистка » ( фр. L'Anglaise et le Duc ) — исторический фильм режиссёра Эрика Ромера , вышедший на экраны 7 сентября 2001.

Сюжет

Внесерийный фильм Ромера и его третья картина на историческую тематику. Сценарий основан на изданных в 1859 году мемуарах англичанки Грейс Эллиотт (1754?—1823) «Моя жизнь при революции» ( Ma vie sous la Révolution ) , и охватывает события Великой Французской революции с лета 1790 по весну 1793.

Грейс Эллиотт, бывшая любовница принца Уэльского и герцога Орлеанского , роялистка по убеждениям, проживает в Париже, поддерживая дружеские отношения с герцогом, вставшим на сторону революции. После восстания 10 августа 1792 она вынуждена бежать из Парижа в Мёдон , но 3 сентября, в разгар массовых убийств , возвращается в город, чтобы спасти , бывшего управляющего Тюильри . Она испытывает шок, когда грязные санкюлоты суют в окно кареты отрезанную голову принцессы де Ламбаль , но ей удается вывезти раненого аристократа из города, скрыть его в своем загородном доме от революционеров, проводящих обыски, и собственной служанки, поддерживающей якобинцев , а затем при помощи герцога переправить в Англию.

В отличие от бывшего любовника, ставшего депутатом Конвента под именем Филиппа Эгалите, Грейс не находит оправдания политическому оппортунизму. Казнь Людовика XVI , за которой она вместе с горничной наблюдает из Мёдона через подзорную трубу, становится для роялистки сильным потрясением, и ещё большим ударом — известие о том, что Филипп Эгалите, обещавший голосовать за тюремное заключение, нарушил слово.

В беседах с аристократами и генералами, служащими республике, она не скрывает своего возмущения их позицией, и оказывается права, поскольку никакие заслуги перед новым режимом не могут спасти этих людей от гильотины.

После бегства Дюмурье и ареста Филиппа Эгалите в доме Грейс Эллиотт проводят очередной обыск, изымая всю корреспонденцию, и, обнаружив письмо к лидеру вигов Фоксу , арестовывают хозяйку и подвергают допросу в одном из революционных судилищ. При этом революционеры демонстрируют хамство, невежество и жестокость, характерные для представителей социальных низов, дорвавшихся до власти. Благодаря поддержке Верньо и вмешательству Робеспьера Эллиотт освобождают, но к моменту казни Филиппа Эгалите вновь арестовывают. Она выходит из тюрьмы после термидорианского переворота и прекращения террора.

В ролях

  • Грейс Эллиотт
  • герцог Орлеанский
  • герцог де Бирон
  • Шарлотта Вери — Пульхерия, кухарка
  • Даниель Таррар — Жюстен, портье
  • Фаншетта
  • Леонар Кобьян —
  • Дюмурье
  • Каролин Морен — Нанон
  • Элена Дюбьель — мадам Мейле
  • Франсуа-Мари Банье Робеспьер
  • Верньо
  • Мишель Демьер — Шабо
  • Кристиан Амери — Гаде
  • служащий секции Миромениль
  • Жорж Бенуа — председатель секции Миромениль
  • Серж Вольфшпергер — ассистент секции Миромениль
  • уличный певец
  • Эрве-Аксель Коломбель — зевака у монастыря кармелитов
  • Жерар Мартен — зевака у монастыря кармелитов
  • Мари Ривьер мадам Лоран
  • Анри Амбер — посланец мэрии Мёдона
  • Шарль Бор — служащий Вожирара
  • Клод Кёнер — служащий Вожирара
  • Жан-Поль Рувре — служащий Вожирара
  • Анн-Мари Жабро —
  • Изабель Оруа — мадам де Шатле
  • Мишель Дюпюи — портье с улицы Ланкри
  • Паскаль Рибье — солдат

О фильме

Как и в случае с «Персевалем Валлийцем» , Ромер отказался от натурных съемок. Действие происходит в декорациях, воссоздающих облик Парижа конца XVIII века по картинам того времени. Рисованные задники при помощи цифровых технологий были превращены в перспективные планы, позволившие ввести в кадр группы статистов на заднем плане . При этом компьютерные декорации сохраняли впечатление искусственности и театральности, названное режиссёром «живописностью» ( picturalité ). У многих зрителей подобные кинематографические изыски вызвали раздражение , но специалисты их высоко оценили .

Эпизод с подзорной трубой, решенный в резких и мрачных цветовых тонах, получился особенно выразительным. По мнению Роджера Эберта , никакие иные спецэффекты не смогли бы сообщить этой сцене столько визуальной информации .

По словам Эрика Ромера:

Я обратился к эстетике больших исторических фресок немого времени, таких как « Кабирия » и « Нетерпимость ». В этом случае живопись мне показалась более подходящей, чем чисто кинематографические способы, вроде монтажа или кадра-контркадра, которые не могли ничего дать…

Содержание фильма вызвало споры, автора упрекали в анти-революционности и выборе монархического лагеря. Более умеренные критики все же заметили, что кроме ленты Жана Ренуара «Марсельеза» , ни один французский фильм не становится полностью на сторону революции , и даже в «Марсельезе» Людовик XVI показан как вполне симпатичный персонаж .

Эберт высказывает предположение, что для Ромера, католика и человека правых убеждений, было вполне логично наделить героиню верой в превосходство божественного права над человеческим .

Фильм номинировался на премию Европейской киноакадемии 2001 года в категории лучший режиссёр , а в 2002 году на премию «Сезар» в категориях «лучшие декорации» (Антуан Фонтен) и «лучшие костюмы» (Пьер-Жан Ларрок).

Комментарии

  1. «Англичанка и герцог»
  2. Оригинальное название «Дневник моей жизни во время Французской революции» ( Journal of My Life During the French Revolution )
  3. По прошествии двухсот лет только упразднение сословных привилегий и Декларация прав человека оцениваются безусловно положительно, целесообразность остальных революционных преобразований вызывает сомнения, а то, что революция довольно быстро скатилась к массовому террору, «пожрав собственных детей», сильно скомпрометировало ее в глазах и современников и потомков ( (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 1 апреля 2016. 3 апреля 2015 года. )

Примечания

  1. Kaganski S. (фр.) . (1 января 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016. 17 июня 2015 года.
  2. Sitruk A. (фр.) . Film de culte (1 января 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016. 5 августа 2017 года.
  3. (англ.) . Roger Ebert (7 июня 2002). Дата обращения: 1 апреля 2016. 6 апреля 2016 года.
  4. (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 1 апреля 2016. 3 апреля 2015 года.

Литература

  • Bernard de Courville F. L’Anglaise et le Duc: le réel et le tableau // Rohmer et les Autres, p. 169-181. — Presses universitaires de Rennes, 2007. — ISBN 978-2-7535-0409-7 .

Ссылки

  • (англ.) . Internet Movie Database . Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • (фр.) . Ciné-ressources. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • Morice J. (фр.) . (5 сентября 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • (англ.) . Roger Ebert (7 июня 2002). Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • Kaganski S. (фр.) . (1 января 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • Sitruk A. (фр.) . Film de culte (1 января 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • Larané A. (фр.) . Herodote.net (7 января 2013). Дата обращения: 1 апреля 2016.
  • (фр.) . Ina.fr (6 сентября 2001). Дата обращения: 1 апреля 2016.
Источник —

Same as Роялистка