Мерсье, Луи-Себастьян
- 1 year ago
- 0
- 0
Себастьян из Фельштына известный также как Фельштынчик ( польск. Sebastian z Felsztyna, Felsztyńczyk, Felstiniensis ; около 1485, Фельштын (ныне с. Скелевка Старосамборского района Львовской области , Украины ) — около 1544, Санок ) — польский теоретик музыки, композитор эпохи Возрождения .
Изучал теологию в Перемышле , затем в 1507—1509 обучался музыкальному искусству на факультете artes liberales ( семи свободных искусств ) в Краковской академии (Collegium Maius), после окончания которого получил степень бакалавра .
Около 1528 был посвящён в священники , служил викарием в Фельштыне, затем, предположительно, в Перемышле . Около 1536 стал приходским священником Санока.
В Саноке, пользуясь материальной поддержкой одного из представителей рода Гербуртов — , для которого сочинил много музыкальных произведений, основал музыкальную школу.
Находясь в провинции, не прерывал связей с Краковом. Часто ездил туда для представления и публикации своих творений, три из которых были включены в постоянный репертуар знаменитого хора Вавельского собора в Кракове , т. н. рорантистов (от лат. назв. утренней молитвы « Rorate coeli» — «Молитесь небу »).
Себастьян из Фельштына, ещё будучи выпускником академии, занимался педагогической и композиторской деятельностью.
Особую популярность ему принес написанный им на латыни учебник начальных принципов литургического пения «Opusculum musice compilatur noviter» . Учебное пособие было напечатано в 1515 и до 1539 выдержало 5 переизданий.
Чрезвычайно важными для истории развития музыкально-теоретической мысли не только в Польше стал ряд трактатов Себастьяна из Фельштына, посвященных григорианскому пению .
Фельштынчик — автор теоретических трактатов, посвященных, кроме прочего, принципам полифонии и мензуральной нотации . К его важнейшим трудам относят:
Из его теоретических работ до настоящего времени сохранились: Opusculum musices mensuralis и Opusculum musices choralis (изданный в 1515), Opusculum musicae compilatum noviter (около 1518), Modus regulariter… (1518, 1525).
Писал, в основном, религиозную вокальную музыку. Его мотеты , сохранившиеся до наших дней, являются одними из старейших образцов четырёхголосной полифонии в Польше и территории современной Украины.
Главнейшие музыкальные произведения Фельштынчика:
Воспитал ряд талантливых учеников. Самым известным был Мартин Леополита (Martinus Leopolita, Marcin Leopolita), который в 1560—1564 был придворным музыкантом короля Сигизмунда II Августа . Оказал влияние на формирование композиторского стиля Миколая из Кракова (Mikołaj z Krakowa), Христофора Борека (Krzysztof Borek) , Вацлава из Шамотулы (Wacław z Szamotuł), Мартина Вартецкого (Marcin Wartecki), Христофора Клабоня (Krzysztof Klabon), Томаша Шадека (Tomasz Szadek), Мартина Палигона (Marcin Paligon) и др.