Interested Article - Стриджо, Алессандро (старший)
- 2020-03-08
- 1
Алессандро Стри́джо ( итал. Alessandro Striggio ; ок. 1536—1537 или 1540 год , Мантуя — 29 февраля 1592 года , там же) — итальянский композитор , автор мадригалов и мадригальных комедий .
Биография
Алессандро Стриджо-старший родился в Мантуе, очевидно, в аристократической семье. Сохранилось мало документов относительно его детства, но наверняка в молодости он должен переехать во Флоренцию, где, начиная по крайней мере с 1560 года, был в тесной связи с фамилией Медичи . Об этом свидетельствует тот факт, что именно от Медичи в 1567 году он был послан в Англию с дипломатической миссией. В шестидесятые годы XVI века Стриджо сочинял многочисленные интермедии для Медичи по случаю свадеб, визитов и других статусных событий. В дальнейшем в последние годы Козимо и при новом великом герцоге Франческо интерес Медичи к музыке уменьшился, и, возможно, поэтому Стриджо искал контактов вне Флоренции. Тем временем его слава преодолела Альпы, и в 1568 году он был приглашён в Мюнхен для исполнения его мотета на 40 голосов «Ecce beatam lucem» по случаю бракосочетания герцога Альбрехта IV Баварского.
Около 1570 года он стал другом Винченцо Галилея , отца астронома и члена Флорентийской камераты ; был ли сам Стриджо членом камераты, неизвестно.
В июле 1584 года был приглашён в Феррару герцогом Альфонсо II д’Эсте . Из переписки видно, что Стриджо решил принять приглашение герцога, чтобы иметь возможность послушать Concerto di donne di Ferrara ("Концерт феррарских дам"). Феррара была одним из передовых центров музыки того времени. К сожалению, ни одной композиции, о которых говорилось в корреспонденции, до наших дней не сохранилось.
В 1586 году Стриджо переехал в Мантую, где оставался до конца жизни, хотя и находился в тесном контакте с Медичи, сочиняя для них музыку крайней мере до 1589 года.
Его сын Алессандро , поэт, известен как автор либретто « Орфея » Монтеверди .
Придворный музыкант
Стриджо был очень известным гамбистом. Участвовал в исполнении написанных им интермедий в 1565 и 1589 годах на разных инструментах семейства виол.
Музыка и стиль
Стриджо писал как церковную, так и светскую музыку; до нашего времени сохранились только вокальные произведения (иногда с инструментальным сопровождением). Опубликовал семь книг мадригалов, в том числе две редакции мадригальной комедии «Женские сплетни в прачечной» («Il cicalamento delle donne al bucato et la caccia»). 15 мадригалов, составляющих «Cicalamento», рассказывают сюжет только словами и музыкой без какого-либо сценического действия (нет сценических ремарок), таким образом, она мало чем отличается от популярных во времена Стриджо интермедий.
Одним из его величайших произведений, как и одним из величайших достижений ренессансной полифонии, является мотет Ecce beatam lucem для четырёх хоров (40 голосов) и continuo, очевидно, созданный в Мюнхене в 1568 году. Существуют также данные, что эта композиция (или месса Стриджо на 40-60 голосов) была выполнена во время его дипломатического визита в Лондон в 1567 году. Вероятно, в этом исполнении участвовал Томас Таллис , который был поражён им, а возможно — сподвигнут произведением Стриджо на создание своего знаменитого 40-голосого Spem in alium, которое он написал вскоре после того по поручению Роберта Дадли, графа Лестера , для королевы Елизаветы I . В отличие от Таллиса, Стриджо специально указывает, чтобы голоса были удвоены инструментами; в баварском исполнении 1568 года использовалось восемь флейт, восемь виол, восемь тромбонов, клавесин и басовая лютня. Мотет является полихоральной композицией для четырёх хоров, которые были пространственно разделены и состояли последовательно из шестнадцати, десяти, восьми и шести голосов.
Работой ещё большего масштаба, долго считавшейся утраченной, является месса Стриджо на сорок и финалом Agnus Dei на шестьдесят голосов. Произведение недавно было найдено берклийским музыковедом Дэвидом Морони и идентифицировано как пародийная месса, Missa sopra Ecco sì beato giorno. Скорее всего, произведение было написано в 1565-6 годах и поздней зимой или весной 1567 года увезен Стриджо через Европу, чтобы исполнить его в Мантуе, Мюнхене и Париже. Первое современное исполнение мессы было осуществлено 17 июля 2007 года в Альберт-холле во время лондонских Променадных концертов певцами BBC и вокального ансамбля Tallis Scholars под руководством Морони. Первый коммерческий концерт мессы был осуществлён британским вокальным ансамблем I Fagiolini (дирижёр Роберт Холлингворт) на лейбле Decca в марте 2011 года и выиграл Gramophone Award и Diapason D’Or de L’Année французского журнала Diapason, а также опередил альбомы Эминема, Бон Джови и Джорджа Харрисона в британском чарте поп-музыки. Вторая запись была сделана в 2012 году под руководством Эрве Нике и при обработке Доменика Висса.
Стриджо был очень влиятельным композитором, о чём можно судить по широкому распространению его музыки в Европе в конце XVI века. Особенно широкое влияние он имел в Англии; возможно, это было отчасти связано с его визитом 1567 года, возможно — также с деятельностью Альфонсо Феррабоско , итальянского мадригалиста, который большую часть своей жизни провёл в Англии, популяризируя там итальянский музыкальный стиль.
Некоторые произведения
- Мотет Ecce beatam lucem на 40 голосов.
- Месса на Вот такой блаженный день (Missa sopra Ecco sì beato giorno,) на 40-60 голосов.
- Первая книга мадригалов (Il primo libro di madrigali), 5 voll., 1558, утрачена.
- Первая книга мадригалов (Il primo libro di madrigali), 6 voll., 1560.
- Il cicalamento delle donne al bucato et La caccia, 1567.
- Вторая книга мадригалов (Il secondo libro di madrigali), 5 voll., 1570.
- Третья книга мадригалов (Il terzo libro di madrigali), 5 voll., 1596.
- Четвёртая книга мадригалов (Il quarto libro di madrigali), 5 voll., 1596.
- Пятая книга мадригалов (Il quinto libro di madrigali), 5 voll., 1597.
Библиография
- Iain Fenlon, voce «Alessandro Striggio», in The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie, 20 voll., London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Gustave Reese, Music in the Renaissance, New York, WW Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
- Iain Fenlon, Hugh Keyte, «Early Music», July 1980. Reference in CD liner notes to Spem in Alium by Tallis Scholars, Gimell CDGIM 006.
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #128861533 // (нем.) — 2012—2016.
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
Ссылки
- 2020-03-08
- 1