Interested Article - Музыка Бурятии
- 2020-12-03
- 1
|
Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию .
Народная музыка
Бурятская народная музыка
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями ( улигеры ), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор ) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника . В песенном творчестве прибайкальских бурят ( Иркутская область ) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.
Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях ( сэгээзугаа ) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.
Народная традиция пения восточных бурят почти не знает динамических оттенков. Обычно песни поют «во весь голос», на широком дыхании, сильным открытым звуком. Эта особенность, по-видимому, объясняется тем, что испокон веков бурятское вокальное музицирование происходило на открытом воздухе в степи.
Такая протяжная песня — продукт скотоводческого племени. Создатели протяжной песни — это пастухи , пасущие стада в степи. Одинокий пастух стремился заполнить пустоты степных просторов звонкой и широкой песней.
Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным в 1852 году, затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887), А. Д. Рудневым (1909).
Русская народная музыка
Старожильческий музыкальный фольклор занесён русскими переселенцами, начиная с XVII века. Песни долгое время сохраняли различные топонимические , лексические и другие черты, указывающие на их исходные регионы. Были распространены сюжетные песни (баллады, романсы), обрядовые песни (родильно-крестильные, свадебные, календарные), лирические необрядовые песни, частушки . Постепенно тексты песен изменяются в соответствии с местными говорами, традициями, природными особенностями и т.д. Свадебные песни долгое время сохранялись практически неизменными, в отличие от не обрядовых песен. В конце XIX — начале XX века разрушается свадебный ритуал; из народной традиции уходят календарные и свадебные песни.
Исторические песни существуют как общероссийские («Было дело под Полтавой», «Платов тайно у французов»), так и местные («Песня о защите Комарского острога», «Песня о походе селенгинских казаков на монголов»). Песни о местной истории не получили широкого географического распространения, остались локальными . Широкое распространение имели песни каторги и ссылки — разбойничьи, острожные, бродяжьи, а также песни «работных людей» . Песня « Славное море — священный Байкал » на стихи Д. П. Давыдова стала народной песней. Календарные песни двух видов: аграрно-магические и святочные. К началу XX века календарные песни практически полностью вышли из употребления.
Инструментальная музыка в среде семейских старообрядцев Забайкалья распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами . Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.
Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.
В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни .
Музыка советского периода
История
В 1920-е годы в СССР появляется профессиональная музыкальная культура. В Бурятии открываются музыкальная школа и передвижные музыкальные курсы. В 1923 году Верхнеудинская музыкальная школа преобразовывается в Верхнеудинский государственный музыкальный техникум .
В феврале 1924 года Верхнеудинский духовой оркестр НКВД БМ АССР был передан в распоряжение Наркомпроса республики и стал называться Государственным духовым оркестром. Капельмейстер коллектива Срулевич записал 10 вариантов бурятских мелодий. Это был первый духовой оркестр, исполняющий бурятскую музыку .
15 июня 1927 года в Верхнеудинске состоялся первый выпуск учеников музыкальных краткосрочных курсов Бурятского управления культуры (БУК) .
В 1929 году в Верхнеудинске была открыта музыкально-театральная студия, на базе которой в 1931 году был создан техникум искусств.
У истоков профессиональной музыкальной культуры Бурятии стояли композиторы П. М. Берлинский , М. П. Фролов , В. И. Морошкин , балетмейстеры И. А. Моисеев , М. С. Арсеньев, дирижёр М. А. Бухбиндер , педагоги Т. К. Глязер, , режиссёры И. М. Туманов , , актёр и режиссёр Г. Ц. Цыдынжапов и другие.
Исследования бурятского музыкального фольклора вели Б. Сальмонт, П. М. Берлинский, Г. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б Ямпилов , Д. Д. Аюшеев , Б. В. Олзоев, .
К середине 1930-х годов в республике действовало около 100 коллективов художественной самодеятельности. В феврале 1936 года Наркомпрос БМ АССР создал Дом самодеятельного искусства, который вскоре переименовали в Дом народного творчества , который проводил организационно-методическую деятельность: поставлял инструменты, ноты и методические материалы. При Доме народного творчества был организован первый эвенкийский театр .
19 марта 1938 года постановлением Совета Народных Комиссаров БМ АССР была основана Бурят-Монгольская государственная филармония в составе трёх штатных коллективов: симфонического оркестра, смычкового квартета и цирковой колхозной группы.
В 1938 году в Бурятском драматическом театре была поставлена первая национальная музыкальная драма «Баир» композитора П. М. Берлинского на текст Г. Ц. Цыдынжапова и А. И. Шадаева . В 1940 году драма была поставлена во второй редакции совместно с Б. Б. Ямпиловым. Во многих национальных театрах СССР в то время музыкальная драма была переходным жанром к опере .
В 1939 году был создан Оркестр бурятских народных инструментов . В его состав входило 80 музыкантов.
20 декабря 1939 года Президиум ЦИК БМ АССР принял постановление о реорганизации Национального драматического театра в музыкально-драматический. В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического и на основе первого был создан Бурятский театр оперы и балета .
11 мая 1940 года постановлением СНК БМ АССР создан Союз композиторов Бурят-Монгольской АССР. Его возглавил П. М. Берлинский, членами Союза стали В. Морошкин, Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Н. Халбаев, Ч. Генинов, А. Бардамов.
В 1940 году была поставлена первая бурятская опера «Энхэ-Булат батор» М. П. Фролова по мотивам национального эпоса.
В 1942 году на базе Оркестра бурятских народных инструментов был создан ансамбль песни и танца, который теперь называется «Байкал».
В 1956 году был поставлен первый бурятский балет «Свет над долиной» . 27 февраля 1956 года открылся I съезд композиторов Бурятии.
Композиторы
- Бурятские композиторы
- Бау Ямпилов — оперы «У истоков родника» (1960), «Прозрение» (1967), «Чудесный клад» (1970), балеты «Красавица Ангара» (1959, совместно со Львом Книппером ) и «Патетическая баллада» (1967), оратория «Гудящие сосны» (1965), симфоническая сюита «Цветущий край» (1953), Симфонические танцы (1959).
- Дандар Аюшеев — оперная трилогия «Побратимы» (1958, совместно с Борисом Майзелем ), «Братья» (1961), «Саян» (1967), симфонические картины «Таёжные песни» (1964), симфоническая поэма «Богатая долина» (1970).
- Жигжит Батуев — балеты «Во имя любви», (1958, совместно с Б. С. Майзелем), «Цветы жизни» (1962), «Чурумчуку» (1965, Якутск ), «Гэсэр» (1967), «Джангар» (1971); для симфонического оркестра «Колхозная сюита» (1949).
- В. Л. Наговицин — Квартет № 2 (Бурятский) (1965), «10 бурятских народных песен» (обработка для голоса и фортепиано), «Песни на слова бурятских поэтов».
А также Анатолий Андреев , , Найдан Дамиранов , Пурбо Дамиранов , , Юрий Ирдынеев , Сергей Манжигеев , Чингис Павлов , , Базыр Цырендашиев и другие.
- Другие композиторы
П. М. Берлинский (музыкальная драма «Баир», 3-й акт написал Б. Б. Ямпилов, 1940), М. П. Фролов (опера «Энхэ-Булат-батор», 1940), В. И. Морошкин (музыкальная драма «Эржен», 1940), Рейнгольд Глиэр («Героический марш Бурят-Монгольской АССР», 1937), С. П. Ряузов (опера «Мэдэгмаша», 1949; 2-я редакция — «У подножья Саян», 1953; балет «Свет над долиной», 1956), Л. К. Книппер (опера «На Байкале», 1948; симфоническая сюита «Курумкан», 1946).
Дирижёры и концертмейстеры
Аюша Арсаланов , Дарима Линховоин .
Музыканты и певцы
Певцы:
народные артисты СССР
:
Ким Базарсадаев
,
Дугаржап Дашиев
,
Лхасаран Линховоин
,
Галина Шойдагбаева
.
народные артисты РСФСР
:
Бадма Балдаков
,
Надежда Петрова
,
Саян Раднаев
,
Чимита Шанюшкина
.
заслуженные артисты РСФСР
:
Абида Арсаланов
,
Ольга Аюрова
,
,
Клавдия Гомбоева-Языкова
,
Вера Лыгденова
,
,
,
Цырен Хоборков
,
Клавдия Шулунова
.
народные артисты России
:
Вячеслав Бальжинимаев
.
заслуженные артисты России
:
Хажидма Аюржанаева
,
,
Григорий Багадаев
,
Аюша Данзанов
,
Батор Будаев
,
,
Сурена Дашицыренова
,
Дарима Дугданова
,
Дамба Занданов
,
Оксана Хингеева
,
Валентина Цыдыпова
,
,
Татьяна Шойдагбаева
.
Артисты балета
Народный артист СССР
:
Лариса Сахьянова
.
народные артисты РСФСР
:
Пётр Абашеев
,
Баир Егоров
,
Юрий Муруев
и
Екатерина Самбуева
.
заслуженные артисты РСФСР
:
Татьяна Гергесова
.
заслуженные артисты России
:
Ирина Баторова
,
,
.
Музыкальные организации и учебные заведения
- Колледж искусств им. П. И. Чайковского (1931)
- (1936),
- Бурятский государственный академический театр оперы и балета (1938)
- (1938)
- (1940)
- Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» (1942)
- (1947)
- Восточно-Сибирский государственный институт культуры (1960)
- Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева (1961)
- Музыкальные школы;
Фестивали и конкурсы
- Фестиваль этнической музыки « Голос кочевников »
- Международный фестиваль балетного искусства имени н.а. СССР Ларисы Сахьяновой и н.а. России Петра Абашеева.
- Pегиональный фестиваль семейской песни «Раздайся, Корогод!»
- Фестиваль «Играй гармонь, звени частушка».
- Региональный конкурс исполнителей народного танца «На Земле Гэсэра».
- Азиатский фестиваль скрипичной музыки «Байкальские струны».
- Фестиваль «Музы Белого месяца».
- Фестиваль «Весенний джаз в Улан-Удэ».
и другие.
Музыкальные коллективы
Фольклорные музыкальные коллективы: «Магтаал», «Уряал», «Наран-Гоохон», «Ангара», «Ольхон», женский камерный хор «Ариг Ус», танцевальный образцовый ансамбль «Булжамуур», восточного танца «Лотос», казачий ансамбль «Княжий остров» и другие.
В 1978 году артисты филармонии создали эстрадный ансамбль «Сэлэнгэ». В 1995 году он был преобразован в фольклорно-хореографический ансамбль «Селенга».
Постсоветский период
В апреле 2004 года был создан ансамбль песни и танца центра бурятской культуры Иркутской области « ». Участниками ансамбля являются студенты ВУЗов города Иркутска , а также работающая молодёжь и школьники. Руководителем ансамбля является Баира Цыдыповна Аюрова, заслуженный работник культуры Республики Бурятия.
Известные музыканты
Примечания
- Левашов В. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья – Чита, 1999.
- Элиасов Л. Е. Фольклор Восточной Сибири// Локальные песни. – Улан-Удэ, 1974.
- Владыкина-Бачинская Н. М. Народное песенное творчество забайкальских семейских // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1975.
- Бурят-Монгольская правда // Верхнеудинск. № 21. 28 сентября 1923. стр 3.
- Д. О государственном оркестре // Бурят-Монгольская правда. № 44 (142), 23 февраля 1924 года. стр. 3.
- Дамин Музыкальная весна // Бурят-Монгольская правда. № 136 (1106), 17 июня 1927 года. стр. 2.
- В.Ц. Дашинимаева. . Новости Байкальского региона (13 апреля 2006). Дата обращения: 28 октября 2011. 10 апреля 2012 года.
- Дашинимаева В. Быть всегда нужным: Республиканскому центру народного творчества – 60 лет// Бурятия. – 1996. – 26 апреля.
См. также
Литература
- Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 1964. стр.22-27
- Найдаков В. С. Музыкальная культура Бурятии. Бурятское книжное издательство. Улан-Удэ, 1967.
- Куницын О. Музыка Советской Бурятии. Издательство Советский композитор. 1990
- Руднев А. Д ., Мелодии монгольских племён, "Записки РГО по отделу этнографии", т. XXXIV, СПБ, 1909;
- Искусство Бурят-Монгольской АССР, сб., М., 1940;
- Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957;
- Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959;
- Гуревич П. С ., Оперный театр Бурятии, Улан-Удэ, 1964;
- 2020-12-03
- 1