Ново-Троицкое (Торопецкий район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Владиле́нович Нау́мов (р. 28 мая 1952 , Жданов ) — советский и российский эстрадный музыкант ( певец , барабанщик ). Участник вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) « » (1973—1975) и « Надежда » (1976—1978).
Пётр Наумов родился 28 мая 1952 года в городе Жданове (в 1989 году городу возвращено историческое название Мариуполь ). Потомственный музыкант по отцовской и материнской линиям. Окончил музыкальную школу по классу аккордеона . В школьном возрасте играл на трубе в духовом оркестре и на гитаре на танцплощадках Жданова. Учился в и выступал с концертами как от техникума, так и от Дома учителя. Как гитариста Петра Наумова вместе с другом-барабанщиком однажды пригласили играть в один из популярных ждановских ансамблей, но друг не пришёл, и Петру пришлось сесть за ударную установку , на которой ему доводилось играть и раньше. Эта случайность определила дальнейший выбор инструмента — он стал барабанщиком и даже готовился поступать в музыкальное училище по классу ударных инструментов . В ноябре 1970 года был призван на срочную службу в Советскую армию и определён в ансамбль песни и пляски Закавказского пограничного округа (КЗакПО), с которым объездил весь Кавказ . В конце 1972 года демобилизовался.
В январе 1973 года Пётр Наумов начал работать барабанщиком в вокально-инструментальном ансамбле « » Костромской филармонии, с которым объездил весь СССР. Работу в ансамбле предложил ему , с которым они вместе служили в армии. Из ансамбля вышли Аркадий Хоралов , Александр Малинин , Александр Нефёдов , Сергей Пенкин , Станислав Черепухин, , .
В ВИА «Поют гитары» Пётр Наумов был не только барабанщиком, но полноценным вокалистом, спев несколько песен как солист. В ансамбле он работал до января 1975 года, после чего вернулся в родной Жданов и стал играть в местных ресторанах .
Начав профессиональную карьеру, Наумов обзавёлся собственными инструментами: «В то время в магазинах были только немецкие установки и чешские. Я купил себе , потом подкупал малый барабан Premier и тарелки . С ними я работал и в Мариуполе, и в „Поют гитары“, и в „ Надежде “» .
В ноябре 1976 года Петру Наумову позвонил всё тот же армейский друг , который в своё время пригласил Наумова в ВИА « », и на этот раз сообщил, что вокально-инструментальному ансамблю « Надежда » нужен барабанщик . Слышавший их песни по радио, Наумов быстро собрался и приехал в Москву со своей ударной установкой. Неприятной неожиданностью для него стало то, что он оказался на прослушивании одним из нескольких кандидатов. Основатель и художественный руководитель «Надежды» Миша Плоткин и несколько музыкантов ансамбля после долгого закрытого совещания по результатам прослушивания сказали Петру Наумову, что не знают, кем брать его в коллектив — барабанщиком или певцом. Наумов убедил их, что будет и играть на барабанах, и петь. Такой ответ удовлетворил Плоткина, и Пётр Наумов стал участником ансамбля .
В тот же день Миша Плоткин взял Петра Наумова с собой в Шаболовский телецентр , куда он поехал по делам, и познакомил со встретившимся им Михаилом Шуфутинским , который сообщил им обоим, что эмигрирует в США . И в тот же день Наумов с помощью плоткинского приятеля Олега Непомнящего снял в Марьиной роще комнату .
Репертуар ВИА «Надежда» Наумов характеризовал как «большой и непростой». Аранжировки делались музыкантами внутри коллектива и «были оригинальными». Все партии вокала и всех инструментов, включая бэк-вокал и ударную установку, писались нотами. В отличие от предыдущего ансамбля «Поют гитары», в «Надежде» Наумов не пел сольных песен (единственным исключением стал фрагмент песни « »), но использовался как бэк-вокалист . Миша Плоткин, тем не менее, называл Наумова «поющим барабанщиком» . Позже Пётр Наумов вспоминал, что «Надежда» очень много репетировала — подчас в ущерб гастролям. Из-за этого денег на жизнь, по его словам, постоянно не хватало. Но когда дело доходило до гастролей — они проходили во дворцах спорта, на стадионах, с хорошими гостиницами и самолётами и приносили музыкантам существенный доход. На гастролях Наумов познакомился со многими музыкантами советской эстрады и завёл много друзей, с которыми продолжал общаться в течение всей жизни. В какой-то момент Наумова пригласили барабанщиком в аккомпанирующий состав Иосифа Кобзона , но Миша Плоткин его «не отпустил» .
Через считанные месяцы после начала работы в ВИА «Надежда» Пётр Наумов пережил нервно-психический дистресс , который привёл его к аэрофобии и полностью изменил последующую жизнь и карьеру. В марте или апреле 1977 года «Надежда» улетала на гастроли в Ташкент со Львом Лещенко и ансамблем « Мелодия ». При посадке в аэропорту Наумов увидел, что почти все музыканты «Мелодии» «пьяны в стельку», и услышал объяснение, что «они перед полётом всегда такие, потому что летать боятся». Самолёт летел ночью, почти все пассажиры спали, но сам Наумов после услышанного не мог заснуть и вдобавок стал свидетелем вхождения самолёта в зону турбулентности : «Самолёт повёл себя странно — задрожал, как будто мы уже приземлились и катимся по посадочной полосе. Я выглянул в иллюминатор, а там темнота, и мы в небе. Я очень испугался и в таком состоянии долетел. <…> После этого я с ужасом садился в самолёт». Узнав впоследствии про намечающиеся гастроли ВИА «Надежда» на Дальний Восток , Пётр Наумов в январе 1978 года подал Мише Плоткину заявление об увольнении .
В апреле 1978 года Наумов сделал попытку вернуться в ВИА «Поют гитары», где к этому времени появился новый солист Александр Нефёдов . Тем не менее, снова став барабанщиком, Пётр Наумов пел несколько сольных песен — как за ударной установкой, так и у стойки микрофона. Опыт работы на больших площадках и в студии, полученный Наумовым в «Надежде», сказывался на его исполнительской манере, что, по его словам, не нравилось «пожилым» руководителям ВИА «Поют гитары», бывшим театральным актёрам Валерию Муратову и Валентине Макаровой. Спустя три месяца, в июне 1978 года, это привело к новому разрыву Петра Наумова со своим старым коллективом: «В „Поют гитарах“ ничего не изменилось, изменился я» .
Фактически завершив на этом карьеру в вокально-инструментальных ансамблях всесоюзного уровня, Пётр Наумов спустя несколько десятилетий сказал: «То время ВИА было весёлым, гастрольным. В отсутствие хорошей музыки на экранах ТВ и на радио мы были звёзды эстрады — нас любили, за нами ездили тучи поклонниц, друзей. Вспоминаю с удовольствием». О своих музыкальных предпочтениях этого времени (барабанщики и советские вокально-инструментальные ансамбли) он говорил: «Из западных барабанщиков нравились Бадди Рич , из группы „ Чикаго “ и, конечно, Иэн Пейс из Deep Purple . Из советских — и Юрий Генбачёв . Почему? Потому что техничные. <…> Нравились ВИА с сильными музыкантами и певцами — „ Арсенал “, „ “, „ Поющие сердца “» .
Вернувшись в Жданов , в 1979 году Пётр Наумов поступил там певцом в варьете и уехал с варьете в Воркуту на «временную работу», растянувшуюся до 1990 года . В 1990 году там же в Воркуте поступил на работу в военный ансамбль песни и пляски «Пограничник Арктики» и объездил с гастролями ансамбля весь север «от Мурманска до Чукотки». В составе ансамбля принимал участие во многих фестивалях и конкурсах и был представлен командованием к почётному званию . Уволился из ансамбля «Пограничник Арктики» в 2002 году . В 2005—2008 годах был участником вокально-инструментального ансамбля «Северный ветер» .
В настоящее время вышел на пенсию, живёт в Сыктывкаре . С 2010 года — вокалист созданного в 2009 году вокально-инструментального ансамбля «Время Союза», состоящего из сыктывкарских музыкантов разных поколений и исполняющего песни 1970—1980-х годов .
Женат, двое детей, четверо внуков . Сын Михаил Наумов — певец .