Антониу Жобин родился 25 января 1927 года, в Рио-де-Жанейро. Его родители — Нилза Бразилейру ди Алмейда (Nilza Brasileiro de Almeida; ум. 19.07.1935) и Жоржи Жобин (Jorge Jobim). Отец был писателем и поэтом, мать — преподавателем и директором Бразильского Коллежа Алмейда (Рио-де-Жанейро). В 1931 семья переехала в Ипанему. Антониу брал уроки фортепиано у Х.-Й. Кёльройтера (Hans Joachim Koellreuter).
Имя
Вариант написания
Жобин
отражает особенности португальского произношения: буквосочетание -im на конце слова произносится как носовой гласный [ĩ] и передаётся на русский как -ин.
Вариант написания
Жобим
появился в результате влияния английского языка. Это связано с его популярностью в
англоязычных
странах, в частности в
США
. Сам Антониу говорил, что фамилия его отца имеет французское (нормандское) происхождение (Jobin), но в португальском языке слово не может заканчиваться буквой «n», поэтому фамилия приобрела форму «Jobim»
. Псевдоним «Том Жобим» был создан из коммерческих соображений, «на американский манер». Впервые использован в апреле 1953 года на пластинке певца Mauricy Moura, в указании авторов песни
Incerteza
.
Творческий путь
Антониу Жобин вырос на музыке
(Pixinguinha), которого считают основоположником
бразильской поп-музыки
(MPB). Жобин испытал влияние некоторых академических композиторов (Дебюсси, Равель, Вилла-Лобос). В его музыке также находят элементы североамериканского
джаза
.
Впервые завоевал общественное признание как автор музыки к пьесе
В. ди Морайса
«Орфей из Консейсао» (1956; самой известной стала его песня «Se todos fossem iguais a você»). Когда по мотивам этой пьесы снимался фильм «
Чёрный Орфей
» (1959, режиссёр Марсель Камю), продюсер не пожелал, чтобы в фильме использовались песни из пьесы, и попросил Морайса и Жобина написать новые. Жобин обсудил тексты песен с Морайсом по телефону и написал на них три песни — «A felicidade», «Frevo» и «O nosso amor»
. Фильм «Чёрный Орфей» получил
Золотую пальмовую ветвь
Каннского кинофестиваля
(1959) и премию «
Оскар
» как лучший зарубежный фильм года (1960). В ноябре 1962 года музыка Жобина исполнялась на знаменитом концерте бразильских музыкантов, посвящённом босса-нове, в нью-йоркском
Карнеги-холле
(концертная программа под названием «Bossa nova in Carnegie Hall» была выпущена на LP в 1963; с тех пор альбом неоднократно переиздавался).
Помимо Морайса успеху Жобина способствовали профессиональные аранжировщики
Эумир Деодато
и
Клаус Огерман
, которые выступали также в качестве редакторов его музыки, делали тематические подборки для концертов и аудиозаписей и т. п.
Начиная с 1963 года Жобин выпускал сольные (первый сольный альбом — «The composer of Desafinado plays») и совместные (в ансамбле с другими исполнителями, неоднократо с
Фрэнком Синатрой
) альбомы. Часто выступал на альбомах других исполнителей как сессионный музыкант. Последний альбом Жобина «Antônio Brasileiro» издан в 1994, вскоре после его смерти. Песни Жобина использовались в саундтреках к фильмам и театральным пьесам, исполнялись многими известными певцами в Бразилии и во всём мире, среди них —
Фрэнк Синатра
,
Элис Режина
,
Элла Фитцджеральд
,
Стинг
,
Джордж Майкл
,
Эл Джерро
,
Эльяна Элиас
,
Стейси Кент
. Альбом
Getz/Gilberto
(1963), состоящий преимущественно из музыки Жобина (а вовсе не Гетца и Жилберту, как можно было бы предположить по названию альбома), получил премию
Грэмми
, а песня Жобина «
Девушка из Ипанемы
» в исполнении
Аструд Жилберту
стала мировым хитом.
Ещё две песни для того же фильма написал
Луис Бонфа
, в том числе, шлягер «Утро карнавала». По этой причине в качестве композиторов у этого фильма всегда указывается два имени — Жобин и Бонфа.
Представительный список аудиозаписей джазовых хитов Жобина см. в книге Теда Джойи
(недоступная ссылка)
(2012).
Литература
Cabral, Sérgio.
Antônio Carlos Jobim: uma biografia. Sao Paulo: Lazuli Editora, 2008. 535 p.
Jobim H.
Antonio Carlos Jobim: an illuminated man. Milwaukee: Hal-Leonard, 2011.
Gioia T.
The Jazz Standards: A guide to the repertoire. New York: Oxford University Press, 2012. 528 p.
ISBN 978-0-19-993739-4
.
Ссылки
(порт.)
(англ.)
(порт.)
(Э. Элиас и М. Джонсон)
(Л. Альмейда и Modern Jazz Quartet)
(документальный фильм-концерт, 2012)
Члены
Зала славы джаза
по версии журнала
DownBeat
По версии читателей / по версии критиков / по версии комитета ветеранов