Вильгельм из Хирзау
- 1 year ago
- 0
- 0
Вильгельм из Хи́рзау , Вильгельм из Хирсау , Вильгельм Гиршауский ( лат. Willehelmus Hirsaugensis, Guilielmus Hirsaugiensis); умер 4 июля, 1091, Хирзау ) — баварский монах - бенедиктинец , аббат монастыря Хирзау (1069-91), теоретик музыки , астроном .
Воспитывался в регенсбургском Санкт-Эммераме . На должности аббата монастыря в Хирзау (назначен в 1069 году, фактически занял её в 1071 году) развил бурную деятельность по реформированию монастырской жизни (так называемая), курировал строительство нового монастыря Святых Петра и Павла (окончено после смерти Вильгельма, к середине XII века).
Занимался наукой и литургикой, в том числе, упорядочением музыкального оформления богослужения. Возможно, еще в Регенсбурге написал прозиметром обширный трактат о музыке (условное название — «Musica», точная дата написания неизвестна ), центральная тема которого — новое учение о монодических церковных тонах . Вильгельм подробно обсудил образование ладов из видов первых консонансов и основные модальные категории. Формальную структуру ладов пытался связать с расчётом интервалов диатонического звукоряда на монохорде ; эту корреляцию сам Вильгельм обозначил как «теорему тропов» (theorema troporum), или «решето монохорда» (cribrum monochordi). Смысл схемы — наглядно представить 4 наложенных друг на друга монохорда, с указанием важнейших ступеней каждого из четырёх парных ладов (прот, девтер, трит, тетрард).
Главные авторитеты Вильгельма — Боэций , Герман из Райхенау , Псевдо-Одо и Гвидо Аретинский . Впервые в истории музыкальной науки выступил с критикой Боэция. В главе 16 «Qualiter Boetius et caeteri musici in D. et d. erraverint» («Как Боэций и другие музыканты ошибались в трактовке D и d »), он указал на то, что описанный Боэцием «гипермиксолидийский троп» является октавным дубликатом «дорийского тропа» (то есть первого церковного тона). Вильгельм также полемизирует с Гвидо Аретинским, например, он выражает несогласие с его требованием высотной корреляции начал и окончаний мелодических фраз с тоном финалиса; на его взгляд такая корреляция встречается «скорее редко, чем часто» . Также он ставит в упрёк Гвидо игнорирование двойной функции октавного звукоряда от D до d 1 (автентического I тона и плагального VIII тона) и т. д.
Язык Вильгельма нельзя назвать простым, а стиль (в отличие от трактатов Псевдо-Одо и Гвидо) дидактическим. Свои теоретические заключения и чертежи он время от времени украшает вычурными примечаниями наподобие такого:
На этой схеме ты без сомнения поразишься тому, как бездну [звучащего] материала, которая по нашей воле уже была разлита по столь широкой глади звукоряда со всеми видами [консонанса] и позициями ладов, мы, словно усмирив естественное волнение вод, [теперь] уложили в границы крошечного пруда .
— Музыка. Глава 13
Вильгельму приписывается астролябия (небольшая колонна со скульптурой и астрономическим чертежом), которая выставлена в Историческом музее Регенсбурга (прибор известен под названием , «Регенсбургское учебное пособие»).
«Решето монохорда», впервые зафиксированное в музыкальном трактате Вильгельма , было известно вплоть до XIV века (у Арибо Схоласта , Якоба Льежского и в ряде анонимных трактатов) под названием quadripartita figura (букв. «четырёхчастная схема»). Теории Вильгельма развивал в своём музыкальном трактате Теогер из Меца (ок. 1050–1120), который был его прямым учеником в Хирзау.