Курц, Себастьян
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмунд Курц ( англ. Edmund Kurtz ; 29 декабря 1908 года , Санкт-Петербург — 19 августа 2004 года , Лондон ) — американский виолончелист российского происхождения.
Начав занятия музыкой в России уроками игры на фортепиано, Курц не сделал особенных успехов, но, по собственным воспоминаниям, услышав в восьмилетнем возрасте в концерте исполнение пьесы П. И. Чайковского « Вариации на тему рококо », решил, что хочет стать виолончелистом. В 1917 г. семья Курца эмигрировала из России и обосновалась в Германии, где занятия мальчика виолончелью быстро стали приносить плоды. В 13 лет он был принят в Лейпциге в класс одного из ведущих педагогов Европы, Юлиуса Кленгеля , славившегося предоставляемой ученикам свободой творческого развития; в письме, датируемом 1924 годом , Кленгель отмечал, что Курц стал самым быстро развивающимся его учеником. В том же году Курц с успехом дебютировал концертом в Риме , затем повторив успех в Берлине . Завершая своё образование, он некоторое время занимался в Будапеште у Лео Вайнера и, по совету Пабло Казальса , взял ряд уроков в Париже у Дирана Алексаняна .
На протяжении почти двух десятилетий Курц сочетал сольную карьеру с работой в оркестре. В 1926 — 1927 гг. он был солистом Бременской оперы, затем в 1927 — 1930 гг. гастролировал вместе с балериной Анной Павловой (исполняя, в том числе, сольную партию в пьесе Камиля Сен-Санса , на которую был поставлен самый знаменитый номер Павловой — «Умирающий лебедь»). Затем в 1932 — 1936 гг. Курц был первой виолончелью Немецкой оперы в Праге (под руководством Георга Селла ), после чего счёл за лучшее покинуть Европу и обосноваться в США. В 1936 — 1944 гг. Курц был солистом Чикагского симфонического оркестра и одновременно много гастролировал в составе фортепианного трио вместе с Яшей и Тосси Спиваковскими. После этого он целиком сосредоточился на сольных выступлениях.
В 1945 г. Курц впервые привлёк к себе широкое внимание американской публики исполнением Концерта Антонина Дворжака с Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини . В 1946 г. он исполнил премьеру Второго виолончельного концерта Дариуса Мийо (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Артура Родзинского ), в 1948 г. впервые в Америке сыграл концерт Арама Хачатуряна (с Бостонским симфоническим оркестром под началом Сергея Кусевицкого ).
Поздние годы Курца прошли под знаком работы над творчеством Иоганна Себастьяна Баха . В 1978 — 1983 гг. он трудился над выверенным изданием Шести сюит для виолончели соло, очищая их от позднейших интерпретаторских наслоений путём сверки с рукописью Анны Магдалены Бах.
Среди записей Курца выделяется Соната для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова , записанная с пианистом Уильямом Капеллом .
Братья Эдмунда Курца были скрипачами и дирижёрами — Ефрем Курц и Арвед Абрам Курц (1899—1995), ректор . Сестра — Мэри Курц Розенвальд (1906—1985) — была первой скрипкой , входила в руководство крупнейшей американской еврейской филантропической организации (её муж был одним из организаторов этой организации и младшим сыном — главы Сирс ) .