Церковь Николая Чудотворца в Плотниках
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе ( храм Смоленской иконы Божией Матери в Новой Слободе ) — православный храм в Тверском районе Москвы . Относится к Иверскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .
Первоначально церковь на этом месте появилась ещё в XVI веке. В дальнейшем храм несколько раз перестраивался . В 1903—1905 годах были построены сохранившиеся доныне шатровая колокольня и трапезная . В 1934 году был закрыт, в 1937 году передан под музей атеизма и перестоен с постройкой пятиэтажного фасада в стиле сталинской архитектуры , обретя свой современный вид. С 1945 по 2017 годы здесь располагались помещения студии Союзмультфильм . В феврале 2018 года здание окончательно передано Русской православной церкви. Намечены масштабные работы по ремонту здания.
Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку . Деревянный однопрестольный храм «Николы под вязками» впервые упоминается в делах патриарших приказов в 1625 году. В XVII—XVIII веках за дворами западной стороны улицы кое-где сохранялись рощи. Вероятно, поэтому церковь Николы в Ново-Дмитровской слободе имела название «что под вязками», позже это название превратилось в «Подвески» . Изначально его прихожанами были местные разночинцы. В 1631 году в приходе числилось 26 дворов .
С разрешения царя Алексея Михайловича на месте деревянного был выстроен каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери . Время начала строительства точно не известно, однако из надписи на надгробии священника Кирилла Феодотова известно, что он служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год, и при нём церковь была отстроена. Главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери был освящён в 1703 году . При нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца. Храм представлял собой двусветный четверик , то есть был квадратным в плане с двумя горизонтальными рядами окон, не разделёнными в интерьере перекрытием . К тому времени в приходе числилось 116 дворов .
В середине XVIII века к храму была пристроена колокольня, которая славилась величественностью и красотой; её точной копией была колокольня Николаевской церкви в Драчах . Самый крупный колокол весил более 105 пудов (около 1700 кг). Утверждают, что отливал его мастер Константин Николаев Слизов, отливший и большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля .
Тогда же в самом храме был устроен высокий четырёхъярусный иконостас . В целом это была типичная для Москвы небольшая приходская церковь с трапезной и колокольней .
В 1809 году на средства Натальи Владимировны Шереметевой был выстроен и освящён второй придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи.
В 1812 году храм не горел, но в нём был устроен склад провианта. Храм ремонтировали в 1820-х годах, тогда же сделали новые решётки на окнах.
В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Долгорукова ) и стала застраиваться доходными домами . В 1863 году трапезная и главы были перекрыты белым железом.
В 1873 году проводили ремонт фасадов, покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор, выполнен новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нём иконы конца ХVII и начала XVIII веков.
Живший неподалёку от храма русский художник Василий Суриков изобразил его в левой части своей эпической картины « Боярыня Морозова » (1884—1887) . Золотая глава храма замыкает перспективу дороги, по которой в санях везут боярыню Морозову . Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема .
В 1860-х годы появился первый план расширения храма, так как он уже не вмещал всех приходящих в него. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название и стала застраиваться доходными домами. Храм тем временем ветшал и требовал срочного ремонта: в нём появлялись серьёзные трещины и даже провалы. Первоначально у причта было намерение полностью перестроить Никольскую церковь, создав совершенно новую постройку и поставив алтари придельных храмов рядом с алтарём главного храма. Однако на этот план наложило запрет Московское Археологическое общество. В результате был принят проект архитекторов Н. С. Курдюкова и С. Ф. Воскресенского , согласно которому главный храм оставался нетронутым, зато трапезная и колокольня выстраивались заново .
24 января 1903 года по указу Московской духовной консистории начались строительные работы под руководством специально созданной Строительной комиссии во главе с настоятелем храма протоиереем . 15 апреля того же года начали разбирать трапезную с колокольней, 15 июня заложили новые по плану и чертежу С. Ф. Воскресенского, работы производил Н. С. Курдюков . При сооружении трапезной со сводами без столбов, возможно, впервые в России было применено железобетонное перекрытие двоякой кривизны, спроектированное А. Ф. Лолейтом . Обширная трапезная с двумя приделами получила размеры 10 сажен 2 аршин 12 вершков, то есть 21,11 метров в длину; 13 сажен в ширину и 6 сажен в высоту. К концу 1903 года её возведение было окончено. 15 января 1904 года состоялось освящение Зачатьевского придела, а 8 ноября того же года — Никольского. После перестройки храм вместо 500 человек стал вмещать более 2000. В 1905 году под руководством подрядчика, крестьянина Владимирской губернии В. П. Низова была построена новая пятиярусная колокольня, спроектированная в стиле шатровых и ярусных звонниц XVII века . В 1913 году отремонтирован был и главный алтарь церкви.
4 апреля 1922 года в ходе кампании по изъятию церковных ценностей властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Пострадал и настоятель храма, Виктор Кедров: в том же году он был осуждён на I процессе московского духовенства и мирян и приговорён к пяти годам лишения свободы . Но богослужения продолжались. В 1929 году храм впервые попытались закрыть, о чём было упомянуто в журнале « Деревенский безбожник ». В 1930 году Моссовет по запросу Химико-технологического института планировал снос церкви. Несмотря на это, церковь устояла и ещё несколько лет действовала .
В июне 1931 года храм был передан обновленцам , которые после закрытия Храма Христа Спасителя сделали его своим кафедральным собором и именовали Никольским синодальным собором. Здесь служил обновленческий митрополит Московский Виталий (Введенский) . С 1933 года в храме находилась чтимая Иверская икона из одноимённой часовни у Воскресенских ворот .
В 1934 году храм был закрыт , осквернён и передан Тресту строительства набережных для конторских нужд. В 1936 году решением Моссовета здание храма передано под «Центральный антирелигиозный музей», так как здания Страстного монастыря , где он располагался к тому времени, власти решили снести. По данным архитектора Михаила Филиппова, инициатива принадлежала Владимиру Бонч-Бруевичу .
В 1936—1937 годах началась перестройка здания под нужды «Центрального антирелигиозного музея», при которой четверик храма и апсида были разобраны, а на их месте было выстроено новое пятиэтажное здание в стиле « сталинского классицизма » , соединённое с трапезной. По словам Михаила Филиппова, «архитектура фасада довольно строгая, именно музейная» . Крест с колокольни был сбит . Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания и даже несущие элементы (два столпа). Помещение храма было полностью перепланировано. По мнению Михаила Филиппова, полностью старый храм не был снесён, потому что задумывался как экспонат музея атеизма. Работы были окончены в 1940 году, но музей в нём так и не открылся, так как помешала начавшаяся Вторая мировая война .
В 1944 году помещения музея были переданы киностудии Союзмультфильм . Мультипликаторы въехали в 1945 году. Здесь шло производство рисованных картин . Производство кукольных фильмов шло в бывшем храме Спаса Преображения на Арбате . За годы пребывания киностудии в данном здании оно ни разу не было капитально отремонтировано как снаружи, так и изнутри .
В 1993 году была зарегистрирована община храма святителя Николая Чудотворца. На протяжении многих лет община добивалась возвращения храма, в дни памяти святителя Николая люди собирались на молебен у стен храма .
В 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к главе правительства России Владимиру Путину с ходатайством о возвращении Русской православной церкви данного храма. Исполняя поручение правительства, председатель Госкомитета по кинематографии А. А. Голутва в своём письме от 1 декабря 1999 года на имя Патриарха Алексия II, в частности, писал: «Госкино России в настоящее время готовит обращение в Министерство государственного имущества с просьбой о предоставлении ФГУП Киностудия „Союзмультфильм“ помещения <…> В случае положительного решения данного вопроса Комитет сделает все от него зависящее для незамедлительного освобождения храма святителя Николая в Новой Слободе». В последующие годы рассматривало и предлагало ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» для переезда несколько объектов, однако они по разным причинам не принимались .
В марте 2004 года приходской совет предложил начать срочную консервацию находящейся в аварийном состоянии колокольни, которая практически не использовалась киностудией, с целью устроить там временную часовню. Но и такой компромиссный вариант не устроил директора ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» Э. А. Рахимова .
К тому времени творческая деятельность в здании сошла практически на нет. В 2010 году Эдуард Назаров , описывая царившую на "Союзмульфильме" разруху, в том числе сказал: «„Союзмультфильм“ развалился, вместо него, заполнив все пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“, коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП». Назначенная в феврале 2017 года председателем правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва констатировала: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. Хорошо помню — когда я пришла, весь её состав был расписан на листке формата А4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто» .
В начале 2014 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что «Союзмультфильм» решено перевести в новое здание на улице Академика Королёва . Переезд первоначально планировалось завершить ещё в 2015 году . Освободившееся старое здание при этом предполагалось приватизировать, однако в 2016 году глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) заявила, что из списка приватизируемых объектов здание исключено и вскоре будет передано Русской православной церкви .
В мае 2017 года в ходе прошедшей в Кремле встречи президента России Владимира Путина с российскими аниматорами председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва сообщила президенту, что студия уже получила ключи от нового здания на улице Академика Королёва , дом 21 . В сентябре 2017 год, длившийся более года переезд «Союзмультфильма» в новые помещения завершился , в связи с чем задние на Долгоруковской улице вернулось в распоряжение Росимущества . Глава департамента кинематографии Минкультуры отметил: «наконец-то „Союзмультфильм“ переехал в новое место, фешенебельное, хорошее, отремонтированное, с новыми технологиями. Как было задумано, он получил полноценное своё здание. А здание в Долгоруковском переулке изжило себя технологически» .
В декабре 2007 года московские власти приняли решение передать в безвозмездное пользование приходу дом причта по адресу Долгоруковская улица, 23, рядом с церковью , которое занимало УВД Центрального административного округа . Однако передан церковной общине он было только к концу 2011 году. Дом причта достался приходу в плачевном состоянии: внутренняя часть правого крыла здания разрушена, а здание в целом нуждалось в капитальном ремонте .
5 декабря 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом передал храм на попечение и возобновление в нём богослужений Синодальному миссионерскому отделу , а его глава, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) был назначен его настоятелем. 24 декабря 2011 года в доме причта возобновлены регулярные богослужения. По выходным дням, а также в двунадесятые и великие праздники проводятся службы. В 2012 году во время праздничной Пасхальной службы впервые с момента закрытия храма был совершён крестный ход вокруг здания Никольского храма , а 10 августа 2013 года в день памяти Смоленской иконы Божией Матери впервые после закрытия храма был отслужен молебен в здании «Союзмультфильма» .
В конце января 2018 года Патриархом Кириллом в Никольский храм для его восстановления и возобновления богослужений был направлен протоиерей Валерий Буланников. 7 февраля 2018 года Росимущество передало Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование помещение храма по адресу ул. Долгоруковская, 25. Акты приёма-передачи площадей подписал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн . Руководитель Росимущества по этому поводу сказал: «установилась историческая справедливость» .
В короткий срок после передачи здания храм был готов к богослужениям . 31 марта был освящён иконостас , привезённый из Белгородской епархии , после чего было отслужено Всенощное бдение Вербного воскресения , а на следующий день — первая после 85-летнего перерыва Божественная Литургия . 13 мая того же года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн впервые после закрытия храма совершил Божественную литургию архиерейским чином .
С 2018 в храме ведутся восстановительные работы, масшабный ремонт начался с 2022 года. С октября 2022 в храме также совершаются богослужения на иностранных языках .
До 2000-х годов здание, несмотря на солидную историю, не имело какого либо охранного статуса .
В начале 2000-х годов проводилось историко-архитектурное обследование здания. Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки — и церковной, и административной. Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о реставрации, при этом отмечалось нецелесообразность сноса советской постройки, имеющей, по мнению специалистов, ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.», так и места, где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Также отмечалось, что в случае сноса административного здания «Союзмультфильма» и восстановления бывшего на его месте храма алтарные апсиды выйдут на проезжую часть улицы .
16 ноября 2004 года рабочая группа экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям, осмотрев здание, постановила: «принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». 30 декабря того же года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий .
28 декабря 2005 года решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма («Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С. Ф. Воскресенский, Н. С. Курдюков, 1904 г.») отнесено к объектам историко-градостроительной среды .
19 сентября 2006 года в постановлении правительства Москвы № 706-ПП было указано, что здание храма находится в границах объединённой охранной зоны № 141 и «является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия» .
Журналисты, писавшие о здании храма в 2010-е годы, отмечали его плохое состояние. В 2011 году « Коммерсантъ » констатировал: «в зданиях „Союзмультфильма“ капитальный ремонт не проводился уже полвека, а в 30 % помещений из-за ветхости труб вообще нет центрального теплоснабжения» . В 2015 году Анар Гасимов отмечал, что красный кирпич, из которого были вытроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался .
В мае 2017 года активисты московского штаба Общероссийского народного фронта констатировали, что храм нуждается в реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. В связи с этим представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Координатор движения « Архнадзор », член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов отмечал: «Это нонсенс, что столь знаменитое здание, сохранившее части начала XVIII века, пусть и в перестроенном виде, сохранившее трапезную и колокольню в своём первоначальном облике проекта известного архитектора Николая Сильвестровича Курдюкова, не входит в список охраняемых государством памятников» .