Бласко, Грегорио
- 1 year ago
- 0
- 0
Грегорио Гульельми ( итал. Gregorio Guglielmi ; 13 декабря 1714, Рим — 2 февраля 1773, Санкт-Петербург ) — итальянский художник-декоратор, мастер настенных росписей, работавший в Италии , Германии и России .
Уроженец Рима . Художественное образование Гульельми завершилось уроками у Франческо Тревизани , однако на его стиль также оказал влияние Себастьяно Конка , который тоже мог быть его учителем. Есть некоторые указания на то, что в 1740-х годах Гульельми учился в Париже , где познакомился с Клодом Жозефом Верне . По окончании обучения у Тревизиани, в Италии, в Риме, он получил покровительство кардинала Алессандро Альбани и, возможно, также кардинала Нери Мария Корсини . В Риме Гульельми были созданы фрески для госпиталя Санто-Спирито-ин-Сассиа ( ; 1742), церкви Тринита-де-ла-виа-Кондотти ( ; 1746—1749), и для трапезной августинского монастыря на виа-Рипетта.
В 1752 году Гульельми был приглашен в Неаполь архитектором Фердинандо Фуга , но придворные интриги помешали ему получить какие-либо крупные заказы. Однако, королева Мария Амалия , супруга короля Карла VII , познакомила его со своим отцом, курфюрстом Саксонии Фридрихом Августом II , который пригласил художника работать в Дрезден .
В 1755 году, в Вене , по заказу посла Сардинии Луиджи Джероламо Малабайлы (1704—1773), Гульельми создал фрески, вдохновленные литературными произведениями Пьетро Метастазио , в здании, где сегодня находится Австрийская академия наук . Затем он работал в венском дворце Шёнбрунн , где создал росписи потолочных плафонов в большой и малой галереях. Для здания Венского университета он создал «Аллегорию четырёх факультетов». В 1764 году, по приглашению художницы Софонии Дерихс (1712—1773) и её мужа, Гульельми работал в Берлине . Крупный заказ, предложенный ему королем Станиславом Августом Понятовским для Уяздовского замка , так и не был осуществлён (эскизы работ, заказанных Понятовским, хранятся в Национальном музее в Варшаве и Музее изящных искусств Нанси ( Франция )).
В следующем году художник вернулся в Италию, чтобы создать алтарные образы для церкви Кьеза-деи-Санти-Мартири ( ), росписи для Палаццо-дель-Дюка-ди-Дженова (палаццо Чаблезе; ) и роспись «Аллегория четырёх частей света» в Королевском дворце (всё — в Турине ). Затем он создаёт две картины для Капелле Коллеони в Бергамо . После этого Гульельми снова вновь отправился в Германию, где в Аугсбурге создал потолочный плафон «Апофеоз просвещённой коммерции» для дворца Шазлер ( ) .
Еще в 1767 году Гульельми отправлял свои работы в Санкт-Петербург , надеясь получить там выгодные заказы. В 1770 году он был, наконец, вызван туда Екатериной Великой при содействии четы Дерихсов, которые уже утвердились при дворе. По другой версии, приглашению Гульельми в Россию способствовал скульптор Этьен Морис Фальконе .
Однако, несмотря на европейскую известность Гульельми, и на то, что он прожил в России целых шесть лет, его карьера при российском дворе, как считается, сложилась неудачно. Им был создан блистательный эскиз «Апофеоз царствования Екатерины II» для росписи потолочного плафона Большого зала Екатерининского дворца в Царском селе , который доныне сохранился в Государственном Эрмитаже , но воплощён в жизнь не был. Портрет императрицы, созданный Гульельми, был ею раскритикован. Считается, что Гульельми писал в России и другие портреты, но какие — не уточняется. Возможно, именно Гульельми привёз в Россию (или даже написал) портрет архитектора Фердинандо Фуга , с которым он был близко знаком в Неаполе. Этот портрет позднее долго принимали за портрет Растрелли .
По поводу смерти Гульельми, скульптор Фальконе писал, что Гульельми умер от «гнилостной лихорадки» после того, как Екатерина резко раскритиковала свой портрет. Для некоторых комментаторов тот факт, что он и Дерихс умерли в один и тот же день, а жена Дерихса — на следующий день, предполагает, что они были отравлены. Никаких мотивов не было предложено, хотя замечание Фальконе может указывать на то, что его не очень любили.