Фурцева, Екатерина Алексеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина , урождённая княжна Волконская ( 6 [19] октября 1754 , — 17 [30] ноября 1829 ) — одна из «больших светских барынь» допожарной Москвы , хозяйка и главная устроительница усадеб Валуево и . Жена учёного сановника графа А. И. Мусина-Пушкина .
Вторая дочь генерал-майора князя Алексея Никитича Волконского от брака с Маргаритой Родионовной , одной из дочерей богатого и влиятельного Р. М. Кошелева . Екатерина Алексеевна получила воспитание в доме дяди Кошелёва и от него унаследовала хорошее состояние . Она имела чрезвычайно широкие родственные связи в высшем свете: приходилась племянницей московскому генерал-губернатору М. Н. Волконскому , двоюродной сестрой Н. Д. Офросимовой , тёткой декабристу М. М. Нарышкину , С. И. Гагарину , Г. И. Гагарину и М. М. Тучковой .
В 26 лет, 6 мая 1781 года , она вышла замуж за состоятельного помещика Алексея Ивановича Мусина-Пушкина , позднее действительного тайного советника, обер-прокурора Святейшего Синода, известного любителя русской старины; в 1797 г. он получил от Павла I графский титул. Подобно своему мужу, Екатерина Алексеевна была женщиной очень образованной и много читающей, к книгам относилась бережно и любовно. Все их дети были воспитаны на французском языке, под руководством аббата-француза.
Мусины-Пушкины занимали видное положение при дворе. Екатерина Алексеевна очень любила высший свет и почти до самой смерти не могла себе отказать в светских развлечениях. Лето Мусины-Пушкины проводили в своем любимом имении Мологского уезда , где Екатерина Алексеевна активно занималась хозяйством.
После отставки графа в 1799 году , Мусины-Пушкины поселились в Москве, в своем громадном доме на Разгуляе , доставшемся в наследство Екатерине Алексеевне от незамужней тётки фрейлины Марии Родионовны Кошелёвой (1725—1782). В Москве Мусины-Пушкины жили открыто, в доме имели свой театр, графиня была хлебосольной хозяйкой и любила гостей.
В 1812 году в московском пожаре погибла редкая библиотека Мусина-Пушкина, старый граф был страшно потрясен. К довершению удара, 21 марта 1813 года , под Люнебургом был убит 24-летний его сын, Александр , который по примеру отца много занимался историей. После этого граф Мусин-Пушкин начал склоняться к концу жизни. Он умер 1 февраля 1817 года в Москве.
Женщина очень властная, Екатерина Алексеевна после смерти мужа не выпускала из своих рук управление делами и землями. Хотя старшему сыну было больше 30 лет и он был генералом, мать по-прежнему распоряжалась всем и давала ему наставления. Она была женщиной расчетливой, склонной к различным финансовым операциям, умевшей пользоваться нужными ей людьми, отличалась обходительностью и страстно любила поиграть в карты .
До замужества своих младших дочерей Екатерина Алексеевна на зиму ездила в Петербург. С 1823 года она обычно зиму проводила в Москве, а лето в подмосковном имении Валуево . В большом валуевском доме всегда было много народу, приезжали дети и внуки графини, было много соседей гостей из Москвы. Екатерина Алексеевна всех радушно принимала. Самые близкие соседи — Четвертинские , село Остафьево — Вяземские , Гагарины из Ясенево . Устраивались часто танцы, шарады и все веселились от души.
В 1829 году Екатерину Алексеевну постигло большое горе, от чахотки скончались две её дочери. В феврале в Дрездене умерла 33-летняя младшая дочь княгиня Варвара Алексеевна Трубецкая , а через шесть недель (в марте) в Москве умерла старшая дочь княгиня Наталья Алексеевна Волконская .
В конце этого года графиня Екатерина Алексеевна занемогла и через три дня 17 ноября 1829 года умерла. Отпевали её в приходской церкви Богоявления в Елохове , а погребена рядом с мужем в своем имении в селе Иловне, Ярославской губернии. По поводу её кончины А. Я. Булгаков писал брату :
Графиня Екатерина Алексеевна Пушкина скончалась вчера вечером. Царство ей небесное! Пожила довольно для женщины, была любима, уважаема в семье; несмотря на удар, бывший за несколько дней, могла говорить, была покойна, и сказывают, что последние её слова были, когда лили ей лекарство в рот: «Меня кормят, как галчонка молодого!» Стало, дух её был покоен, ежели шутила... Давно не видел я таких похорон. Весь город, начиная от князя Дмитрия Владимировича до последнего из знакомых, — все тут были, и на лице всякого изображалась грусть непритворная. Да и ежели правду говорить, так в чем можно упрекнуть покойницу? В одной скупости, но и это не мешало ей принимать весь город, жить домом, делать добро.
В переписке Екатерины Алексеевны с детьми, хранящейся ныне в одном из московских архивов, обсуждаются многие события современной жизни — освящение Казанского собора в 1811 году, закладка храма Христа Спасителя в 1817 году, коронация Николая I, рождение Александра II, пожар в Брюссельском дворце, где королева Анна Павловна потеряла свои бриллианты и приданое, спектакли французской труппы, где Дюпор танцует как Зефир и в «Семирамиде» конкурирует с Семёновой .
Графиня — современница Великой Революции, современница Наполеона — ненавидит Париж и считает, что оттуда исходят все ужасы. Она боится и волнуется, когда её детям приходится быть в этом месте, «опасном для нравственности и наполненном духом своевольства». Много огорчения было в этой женщине, любящей порядок и всё время заботящейся о том, «дабы я знала порядок и толк», от сыновей, которые то выпишут из Англии фраки по 1800 рублей, то закажут палатку в 3 комнаты за 1000 рублей, то карету от Иоахима привезут к ней во двор и нужно заплатить 3400 рублей, то лошадь, — так без конца. «Не знаю ни счетов Ваших, ни меры, пока надо платить как в бездонную кадку» .
Очень много места графиня уделяет метеорологическим наблюдениям. Можно составить целый бюллетень погоды. Узнаёшь, когда был град с куриное яйцо, необыкновенная гроза, ураганы, бури: «сегодня родился новый месяц и с ним 2 градуса стужи», «термометр меняется, как мнения нашего века». Из года в год можно прослеживать изменение уровня Волги . В 1823 году вода так поднялась на Москве-реке, что льдом снесло мост. В 1824 году графиня во всю жизнь не запомнит такой погоды осенью и таких ужасных дорог. В 1827 году опять почти такой же разлив на Волге, как в 1822 году, и опять катастрофа .
В семье Екатерины Алексеевны и Алексея Ивановича было трое сыновей и пять дочерей: