Interested Article - Фабер, Грегор

Гре́гор Фа́бер ( нем. Gregor Faber , лат. Gregorius Faber ; ок. 1520, Лютцен , близ Мерзебурга — после 1554) — немецкий теоретик музыки и музыкальный педагог.

Очерк жизни и творчества

Сводная таблица употребительных ключей (из трактата Г. Фабера "Вопросы практической музыки", 1553)

Сведения о жизни Грегора Фабера скудны. В 1545–1547 гг. он учился в Лейпцигском университете , где в 1546 г. получил степень бакалавра, а в 1547 г. – степень магистра свободных искусств. В 1549 г. поступил в Тюбингенский университет, где в 1554 г. получил степень доктора медицины. Там же занял должность «ординарного профессора музыки» ( лат. musices professor ordinarius ), в рамках своего курса в 1553 г. опубликовал трактат «Вопросы практической музыки, в двух книгах» (Musices practicae erotematum libri II) .

Первая книга содержит понятия и определения элементарной теории музыки , но также обсуждает общие вопросы: части философской науки, происхождение и подразделение музыки, обзор античных представлений о музыке и т.п. Вторая книга посвящена учению о мензуральной нотации и ритмике , в котором Фабер поддержал идею С. Хейдена о едином и общем для любой мензуры тактусе . В учении о ладах Фабер на словах поддерживает новое 12-ладовое учение Г. Глареана , на деле же остаётся приверженцем старой 8-ладовой системы григорианики. Для истории музыки особенно важны примеры многоголосной музыки (отчасти заимствованы из трактата «Об искусстве пения» Хейдена, отчасти уникальны). Среди них каноническая шансон «Prenez sur moi» Й. Окегема , месса «Quant j’ay au cueur» Х. Изака , произведения Жоскена Депре , А. Брюмеля , Я. Обрехта , Л. Зенфля и, наконец, мотет М. Грейтера «Passibus ambiguis». В основу последнего положен мотив популярной итальянской песни «Fortuna desperata» , который композитор проводит по всему квинтовому кругу , порождая диковинную хроматику (musica ficta), вплоть до до-бемоля и фа-бемоля.

Грегора Фабера не следует путать с музыкальным теоретиком Генрихом Фабером (около 1490 — 1552), автором самого популярного в Германии учебника элементарной теории музыки «Compendiolum musicae» (1552).

Труды

  • Вопросы практической музыки, в двух книгах (Musices practicae erotematum libri II. Basel, 1553).

Примечания

  1. Согласно авторскому Предисловию (f. A5v), книга написана в Тюбингене в 1552 году.

Литература

  • Pietzsch G. Zur Pflege der Musik an den deutschen Universitäten bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts. Hildesheim, 1971.
  • Apfel E. Geschichte der Kompositionslehre. Von den Anfängen bis gegen 1700. 3e veränderte Auflage. Bd 2. Saarbrücken, 1989.
  • Loesch H. von. Der Werkbegriff in der protestantischen Musiktheorie des 16. und 17. Jahrhunderts. Hildesheim, 2001

Ссылки

  • (1553, цифровое факсимиле)
Источник —

Same as Фабер, Грегор