Волшебница Шалот
- 1 year ago
- 0
- 0
«Леди Шалот смотрит на Ланселота» ( англ. The Lady of Shalott Looking at Lancelot ) — картина Джона Уильяма Уотерхауса , написанная маслом на холсте и завершённая им в 1894 году. В 1895 году Художник подарил её . На картине изображена сцена из баллады английского поэта викторианской эпохи Альфреда Теннисона « Волшебница Шалот », основанной на средневековой легенде об Элейне из Астолата из Артуровского цикла .
На картине Уотерхаус изобразил поворотный момент из поэмы, когда дева, которой по неведомой причине нельзя было отрываться от ткацкого станка и смотреть в окно, увидела в нём Ланселота . Волшебница Шалот смотрит на рыцаря, зная, что навлекла на себя проклятье, её ноги спутаны нитями.
В 2003 году был обнаружен считавшийся утраченным масляный эскиз картины, который давно был куплен рыбаком из Исландии.
Это вторая из трёх крупных картин Уотерхауса, изображающих сцены из поэмы Теннисона, первая — « Волшебница Шалот » 1888 года и третья — « » в 1915 году.
В поэме Теннисона леди Шалот заключена в башне на острове недалеко от Камелота . На девушку наложено проклятье, которое сбудется, если она посмотрит в окно на Камелот. Она плетёт гобелен, рассматривая внешний мир через отражения в зеркале позади неё. На картине изображена ключевая сцена третьей части поэмы: в зеркале леди видит «отважного сэра Ланселота»; вид красивого рыцаря и звук его пения уводят её от ткацкого станка к окну, золотая пряжа опутывает её ноги, а зеркало трескается, обрушивая на неё проклятие. Девушка покидает башню, чтобы переплыть реку на лодке, но встречает свою смерть так и не достигнув Камелота.
- Порвалась ткань с игрой огня,
- Разбилось зеркало, звеня,
- «Беда! Проклятье ждёт меня!» —
- Воскликнула Шалот.
Оригинальный текст (англ.)
- Out flew the web and floated wide;
- The mirror crack'd from side to side;
- „The curse is come upon me,“ cried
- The Lady of Shalott.
Треснувшее зеркало на заднем плане показывает часть сцены, перекликаясь с приёмом, использованным в картине Уильяма Холмана Ханта 1853 года « Пробудившийся стыд ». Такой же приём Хант использовал в своей версии « Леди из Шалот » (1888–1905). На картинах Ханта и Уотерхауса леди опутывают нити ткацкого станка, она сопротивляется, чтобы посмотреть в окно на Ланселота. Этих подробностей не было в поэме и такая вольность не понравилась Теннисону .
В 2003 году в Исландии был обнаружен масляный эскиз картины, который отличается от финальной версии деталями. На одной из фотографий художника, хранящейся в Национальная портретной галерее в Лондоне, изображён Уотерхаус с эскизом на мольберте. Эскиз исчез, когда была продана студия после смерти Уотерхауса в 1917 году. Масляный эскиз был куплен недорого рыбаком из Исландии, поклонником творчества прерафаэлитов. Когда хозяин картины был найден, он пожелал продать произведение, узнав о его ценности. Он посчитал масляный набросок во многом оригинальнее готовой картины: в готовой картине Уотерхаус смягчил потрясённое выражение лица девушки, сделав её условно более красивой и заменил огненно-красное платье на белое. В 2003 году эскиз был продан на аукционе .