Interested Article - Атис Сильвий
- 2021-08-26
- 1
Атис Сильвий ( лат. Atys Silvius ) — мифический царь Альба-Лонги , наиболее поздний персонаж, включённый в царский список. Был предназначен для прославления рода Атиев, находившегося в родстве с правящей династией Юлиев-Клавдиев .
Биография
Согласно преданию, Альба-Лонга была основана Асканием как колония Лавиния . Город был столицей Латинского союза и важным религиозным центром. Альбой-Лонгой правили цари из рода Сильвиев, потомки брата или сына Аскания. Из этой династии, по материнской линии, происходили близнецы Ромул и Рем — основатели Рима . Французский историк XVIII века первым высказал мнение об искусственности списка. Эта гипотеза была поддержана последующими учёными и остаётся общепризнанной. Считается, что список служил для заполнения трёхсотлетней лакуны между падением Трои и основанием Рима. Археологические открытия XX века позволяют судить, что список был сформирован Квинтом Фабием Пиктором или кем-то из его предшественников. По мнению антиковеда , первоначальный список был создан в середине IV века до н. э.
Атис Сильвий в римской мифологии был потомком Энея и шестым царём Альба-Лонги. Он наследовал своему отцу Альбе Сильвию . Преемником Атиса стал его сын Капис Сильвий . Согласно Дионисию Галикарнасскому , Атис Сильвий правил в течение 26 лет. Антиковед Роланд Ларош отмечал, что правления четырёх царей, Атиса, Каписа, Капета и Тиберина , суммарно длились 75 лет, что составляет ровно два с половиной поколения по тридцать лет .
Этимология имени
В источниках разнятся имена шестого царя Альбы-Лонги. Из древних авторов Атисом Сильвием его называет только Тит Ливий . Диодор Сицилийский , Овидий , Евсевий и « Первый Ватиканский мифограф » называют его Эпитом. У Иеронима , Георгия Синкелла и в хронике «Chronographeion Syntomon» — Египт. « Хронограф 354 года » называет его Аппием, а Дионисий Галикарнасский — Капетом .
Уильям Смит считал, что именно от Атия Сильвия выводил своё происхождение плебейский род , из которого происходила мать Октавиана Августа . Конрад Трибер предположил, что имя Атиса Сильвия возникло во время правления императора , чтобы повысить престиж рода его матери. Другим подобным примером прославления было включение Вергилием в текст « Энеиды» упоминания о другом Атисе — друге Аскания и прародителя Атиев . Александр Грандаззи, принимая версию Трибера, предположил, что Атис Сильвий был наиболее поздним правителем, включённым в альбанский царский список. Легендарные предки Атиев могли возникнуть в ответ на пропаганду Марка Антония , высмеивавшего незнатность предков Августа по материнской линии .
считал образ Атиса Сильвия плодом «кипучего воображения придворных» и называл его творцом Марка Веррия Флакка . Александр Грандаззи, не отрицая версию Брикеля, предполагал, что автором также мог быть Гай Юлий Гигин . Отмечая, что обе версии не являются взаимоисключающими .
Робин Хард связывал имя Атиса Сильвия с одноимёнными представителями лидийского царского дома, а через них — и с фригийским богом Аттисом .
Эпит Сильвий
Во многих источниках вместо Атиса Сильвия говорится об Эпите Сильвии или же Египте Сильвии. Александр Грандаззи называет его заменой или предшественником Атиса Сильвия. Имя Эпит является аллюзией на « Иллиаду »: так звали отца Перифанта, глашатая отца Энея — Анхиза . Отмечается, что Вергилий также включил в свою поэму персонажа с именем Эпит: так звали одного из соратников Энея . Встречаемый в поздних источниках вариант Египт считается аберрацией имени Эпит .
Александр Грандаззи предполагал, что использование в альбанском царском списке имён Эней, Асканий, Капис и Эпит не основывается только на упоминании в «Иллиаде». Он предполагал существование некой легендарной традиции в западных греческих колониях , где фигурируют данные герои. Эту традицию также мог использовать Вергилий, который включил в «Энеиду» всех данных персонажей .
Примечания
- , p. 87—88.
- ↑ , p. 731—890.
- ↑ , p. 596.
- , p. 115.
- , s. 123—124.
- , p. 413.
- , V. 565-569.
- , s. 129.
- , XVII, 324.
- , II. 340.
Источники и литература
Источники
- Публий Вергилий Марон . Энеида // / Перевод с латинского С. А. Ошерова под ред. Ф. А. Петровского . — Москва : Художественная литература, 1979.
- Гомер . Илиада. — Москва: Наука, 2008. — 572 с. — ISBN 978-5-02-025210-3 .
- Дионисий Галикарнасский . / Перевод с древнегреческого Н. Г. Майоровой (гл. I—IX), И. Л. Маяк (гл. X—XC). Ответственный редактор И. Л. Маяк . — Москва : Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. — Т. I.
Литература
- Alexandre Grandazzi. // Alba Longa, histoire d'une légende. Recherches sur l'archéologie, la religion, les traditions de l'ancien Latium : [ фр. ] . — École française de Rome, 2008. — P. 731—890. — 988 p. — ISBN 9782728308323 .
- Robin Hard, H. J. Rose. Aeneas, Romulus and the origins of Rome // : [ англ. ] . — Psychology Press, 2004. — 753 p. — ISBN 9780415186360 .
- Roland A. Laroche. The Alban King-List in Dionysius I, 70-71: A Numerical Analysis : [ англ. ] // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. — 1982. — Т. 31, № 1. — P. 112—120. — ISSN . — .
- Conrad Trieber. Zur Kritik des Eusebios. I. Die Königstafel von Alba Longa : [ нем. ] // Hermes. — 1894. — Bd. 29, H. 1. — S. 124—142. — ISSN . — .
- William Smith . // Dictionary of Greek and Roman Geography : [ англ. ] . — Walton & Maberly, 1854. — Vol. 1. — P. 87—89.
- William Smith . // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology : [ англ. ] . — 1867. — Vol. 1. — P. 412—413.
- 2021-08-26
- 1