Interested Article - Витвицкий, Владислав

Владисла́в Витви́цкий ( польск. Władysław Witwicki ) (настоящее имя — Юзеф Сас Василькович ; польск. Józef Sas Wasylkowicz ) ( 1878 , Любачув 1948 , Констанцин-Езёрна ) — польский психолог , философ , теоретик искусства и переводчик произведений Платона . Один из пионеров польской психологии .

Биография

В 1888 году окончил начальную школу во Львове , а в 1894 там же (англ.) . С 1896 года изучал философию и психологию во Львовском университете . В 1888 году защитил диссертацию по теме «Психологический анализ амбиций» ( польск. Analiza psychologiczna ambicji ) и стал доктором по философии. В том же году несколько месяцев учился в Венском университете (под руководством (нем.) ) и Лейпцигском университете (под руководством Вильгельма Вундта ). 1 октября 1904 года защитил диссертацию «Психологический анализ признаков воли» ( польск. Analiza psychologiczna objawów woli ) и стал доцентом по философии Львовского университета. Также был учеником Казимира Твардовского и стипендиатом Национальной библиотеки имени Оссолинских .

В 1919 году Витвицкий стал экстраординарным профессором , а в 1920 — ординарным профессором Варшавского университета . Во время немецкой оккупации Польши организовал тайное обучение и продолжал художественную, научную и переводческую деятельность. Его работы и переводы были изданы лишь в 1956 году .

Владислав был отцом архитектора и историка искусств (польск.) (автора макета (англ.) ) и дядей архитектора и реставратора (польск.) .

Научные достижения

Вклад в развитие психологии

Витвицкий считается одним из важнейших польских психологов. Был автором первых, многократно возобновляемых и расширяемых учебников, которые сыграли ключевую роль в польской психологии межвоенного периода .

Ему принадлежит оригинальная теория (польск.) (лат. сила ). Кратизм обосновывает изменение эмоциональных состояний единицы желанием получения чувства власти. Значение теории кратизма подтверждается её близостью с более поздней (1912) теорией стремления к власти Альфреда Адлера , а близость мыслей обоих учёных свидетельствует о включении психологических взглядов Витвицкого в русло европейской науки .

Витвицкий — как один из немногих — ввёл вопрос религиозности в учебники по психологии. Несмотря на нерелигиозный характер своих взглядов, признал ключевую роль религиозного чувства в мировоззрении , считая, что оно состоит из: чувства святости (описанное Рудольфом Отто ), антропоморфического и антропоцентрического чувства мира (охватывающего нужду веры в личное бессмертие ) и магическое понимание явлений и связей между ними. Его книга Wiara oświeconych (которая была опубликована только во Франции перед Второй мировой войной) — это теоретическое и эмпирическое изучение психологии религии . Оно содержит основы теории религиозной веры, дополненные наглядными материалами проведённых Витвицким эмпирических исследований. Итоги исследования позволили ему изложить психологический принцип противоречия и легли в основу утверждения о существовании области подавления человеческого знания, которая состоит из суждений, представленных без т. н. момента логического утверждения или неискреннего убеждения. В область предположения Витвицкий «поставил» религиозную веру просвещённых людей. Как «притворная вера», такая она постепенна — от почти полной уверенности до почти полного сомнения . В первом случае тип религиозности можно назвать ортодоксальным. Другие типы — субъективная (избирательная) религиозность и символико-аллегорическая религиозность. Лица первого и второго типа испытывают трудности в согласовании религиозных убеждений с научными знаниями (т. н. «логический паралич») и с разрешением моральных дилемм (т. н. «моральный паралич») . Особое место в исследовательской деятельности Витвицкого относящейся к психологическим проблемам занимал в виде скептический взгляд по отношению к тому, что основано лишь на привычке , предрассудках , традициях и суевериях . В своём переводе Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка (польск.) ») снабжённом большим комментарием, Витвицкий проводит текста и людей , появляющихся в них, ставя под сомнение, в частности, психическое здоровье Иисуса .

Переводы произведений Платона

Витвицкий был знатоком античной культуры и автором знаменитого перевода почти всех произведений древнегреческого философа Платона . В 1909 был изданный первый из переведённых диалогов Платона — « Пир ». Его переводы, несмотря на отсутствие философической и филологической специальности, считаются известными по своему психологическому реализму, пластичности, доступности, образности, конкретности .

Философия

Несмотря на гуманистическое направление его исследований, Витвицкого относят к группе мыслителей связанных с Львовско-варшавской школой .

Светская этика

Витвицкий участвовал в создании в течение почти 50 лет, начиная с публикации своей первой крупной работы «Психологический анализ амбиции» (1900) и плоть до смерти . Так в комментариях к переводу диалога Платона « Евтифрон » Витвицкий отметил следующее: «Основы этики следует искать не в мифах и милостях божеств, но где-то ещё. Этическая ценность человеческих поступков не зависит от благосклонности богов» .

Как и у Тадеуша Котарбинского светская этика Витвицкого не опиралась лишь на форму, т. е. светское оправдание запретов и моральных предписаний, но в первую очередь выражалась в светском содержании общепризнанных ценностей, таких как знание , критика , независимость , амбиции , стремление к созданию культуры .

Избранные публикации

Книги и передачи

  • Z psychologii stosunków osobistych (1907)
  • W sprawie przedmiotu i podziału psychologii (1912)
  • Psychologia do użytku słuchaczów wyższych szkół naukowych t. 1-2 (1925—1927)
  • Zarys psychologii (1928)
  • Wiadomości o stylach (1934)
  • Rozmowa o jedności prawdy i dobra (1936)
  • Przechadzki ateńskie (цикл радиопередач, 1939; издано в 1947)
  • Platon jako pedagog (1947)
  • O widzeniu przedmiotów (1954)
  • Pogadanki obyczajowe (1957)
  • Wiara oświeconych (1939: польские издания: 1959, 1980)

Переводы

  • Dobra Nowina według Mateusza i Marka — переводы евангелий от Матфея и Марка (1958)
  • Lukian z Samosaty , Dialogi wybrane (1949);
  • Uczta (Lwów 1909, Kęty 2002);
  • Fajdros (Lwów 1918, Kęty 2002);
  • Eutyfron. Obrona Sokratesa. Kriton (Lwów 1920, Kęty 2002);
  • Hippiasz Mniejszy. Hippiasz Większy. Ion (Lwów 1921, Warszawa 1958);
  • Gorgiasz (Lwów 1923, Warszawa 1958);
  • Protagoras (Lwów 1923, Warszawa 1991);
  • Fedon (Lwów 1925, Warszawa 1958, Kęty 2002);
  • Menon (Warszawa 1935, 1959);
  • Teajtet (Warszawa 1936, 1959);
  • Charmides i Lizys (Warszawa 1937, 1959);
  • Laches (Warszawa 1937, 1958);
  • Fileb (Warszawa 1938, Kęty 2002);
  • Państwo (I—II, Warszawa 1948, 1991);
  • Timaios. Kritias (Warszawa 1951, Kęty 2002);
  • Sofista. Polityk (Warszawa 1956, Kęty 2002);
  • Eutydem (Warszawa 1957);
  • Państwo. Z dodatkiem siedmiu ksiąg Praw (Warszawa 1958);
  • Państwo. Prawa (VII ksiąg) , (Kęty 1982, 2004);
  • Protagoras (Warszawa 1958, 1991);
  • Parmenides (Warszawa 1961)

Примечания

  1. Swartz A. Władysław Witwicki // (англ.) — 2007.
  2. Władysław Witwicki //
  3. . Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  4. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 61. — ISBN 83-214-0301-8 .
  5. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 19. — ISBN 83-214-0301-8 .
  6. (польск.) . Psychologia Władysława Witwickiego. — Poznań: Wydawnictwo Naukowe UAM, 1991. — P. 143. — ISBN 83-232-0332-6 .
  7. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 134. — ISBN 83-214-0301-8 .
  8. (польск.) . Witwicki Władysław // Słownik psychologów polskich / Elwira Kosnarewicz, Teresa Rzepa, Ryszard Stachowski (red.). — Poznań: Instytut Psychologii UAM, 1992. — P. 214.
  9. (польск.) . Witwicki Władysław // Słownik psychologów polskich / Elwira Kosnarewicz, Teresa Rzepa, (польск.) (red.). — Poznań: Instytut Psychologii UAM, 1992. — P. 216.
  10. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 7-12. — ISBN 83-214-0301-8 .
  11. (польск.) . Witwicki Władysław // Słownik psychologów polskich / Elwira Kosnarewicz, Teresa Rzepa, (польск.) (red.). — Poznań: Instytut Psychologii UAM, 1992. — P. 217.
  12. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 84-89. — ISBN 83-214-0301-8 .
  13. (польск.) . Psychologia Władysława Witwickiego. — Poznań: (польск.) , 1991. — P. 136-139. — ISBN 83-232-0332-6 .
  14. (польск.) . Psychologiczny obraz religijności i mistyki. Z badań psychologów polskich. — Kraków: Wydawnictwo Naukowe Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1996. — P. 187-190, 193-194. — ISBN 83-86841-54-0 .
  15. (польск.) . Psychologia Władysława Witwickiego. — Poznań: (польск.) , 1991. — P. 201. — ISBN 83-232-0332-6 .
  16. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 90. — ISBN 83-214-0301-8 .
  17. (польск.) . Psychologiczny obraz religijności i mistyki. Z badań psychologów polskich. — Kraków: Wydawnictwo Naukowe Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1996. — P. 195-197. — ISBN 83-86841-54-0 .
  18. Karina Jarzyńska (2008-04-10), , (польск.) . Дата обращения: 4 сентября 2018. Архивировано 22 марта 2019 года.
  19. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 8-9, 100, 118. — ISBN 83-214-0301-8 .
  20. (польск.) . Psychologia Władysława Witwickiego. — Poznań: (польск.) , 1991. — P. 99-102. — ISBN 83-232-0332-6 .
  21. (польск.) . Psychologia Władysława Witwickiego. — Poznań: (польск.) , 1991. — P. 16-17. — ISBN 83-232-0332-6 .
  22. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 91. — ISBN 83-214-0301-8 .
  23. Platon // Uczta, Eutyfron, Obrona Sokratesa, Kriton, Fedon. — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1982. — P. 216. — ISBN 83-01-01574-8 .
  24. Nowicki A. Witwicki. — Warszawa: Wiedza Powszechna , 1982. — P. 98. — ISBN 83-214-0301-8 .
Источник —

Same as Витвицкий, Владислав