Медаль «За освобождение Агдама»
- 1 year ago
- 0
- 0
« Освобожде́ние Сове́тской Белору́ссии » — советский полнометражный документальный фильм о разгроме немецко-фашистских захватчиков под Витебском, Могилёвом, Бобруйском, Минском (так называемом пятом ударе Красной армии ), принёсшем в августе 1944 года окончательное освобождение Белорусской ССР от сил Вермахта .
Первый публичный показ состоялся 20 февраля 1945 года в Минске; в широкий общесоюзный прокат картина вышла в июле того же года — к дням празднования 25-летия Советской Белоруссии.
Боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии. Военачальники, офицеры, солдаты советской армии, в т. ч. : Г. К. Жуков , К. К. Рокоссовский , А. М. Василевский , П. И. Батов , И. Д. Черняховский , В. Козлов. Партизаны, командиры партизанских отрядов, соединений, П. К. Пономаренко . Партизанский лагерь. Операторы: М. Сухова , О. Рейзман . Города, населённые пункты, в т. ч. г. г. Гомель, Бобруйск, Минск, Витебск, Могилёв, Бегомль. Разрушения. Жители Белоруссии во время оккупации и после освобождения. Могилы погибших. Узники лагерей смерти, Полесский концлагерь и концлагерь с. Тростянец. Немецкие войска во время оккупации, отступления. Пленные немцы. Торжественный марш партизанских частей в Минске. Салют в Москве. Аннотация Российского государственного архива кинофотодокументов
Помимо упомянутых персонажей, в картине есть эпизоды с участием командира партизанского соединения Ф. Ф. Дубровским , командующего Полоцко-Лепельским партизанским соединением В. Е. Лобанком , женщиной-танкистом М. В. Октябрьской .
Коренной перелом в Великой Отечественной войне поставил перед национальной кинематографией Белоруссии проблему воплощения новых реалий на экране . И в 1943 году по указанию Центрального комитета КП БССР в Москве на Центральной студии кинохроники была создана киногруппа для производства полнометражного документального фильма о дальнейшей борьбе с немецкими оккупантами (условное название — «Белоруссия» ). Привлечение опытного режиссёра-игровика В. Корш-Саблина , работавшего в тот момент на Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате , было продиктовано общей тенденцией в производстве полнометражной военной документалистики, повышении ответственности за идейно-содержательную и композиционно-драматургическую трактовку выпускаемых произведений, чуть позже оформившуюся в концепцию так называемых «десяти сталинских ударов» . В проекте приказа о запуске фильма, подготовленном для Главкинохроники директором студии « Советская Беларусь » Н. Х. Коржицкой, должность главных операторов отводилась Т. Бунимовичу и И. Вейнеровичу , но впоследствии ранжирование списка кинохроникёров было отменено .
По решению Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР В. Корш-Саблин с Н. Садковичем приступили к активной работе над сценарием уже в конце 1943 года . Представленный в Главкинохронику в конце февраля 1944 года первый вариант сценария был отклонён, критике подверглась общая композиция будущего фильма и расположение материала, не учитывавшего идейно-творческую направленность картины. Авторы получили более десятка серьёзных замечаний . В своде, составленном заместителем начальника Главкинохроники режиссёром Р. Кацманом , им сообщалось о нецелесообразности переписывания сценария заново, «значительно правильнее <…> будет товарищам Корш-Саблину и Садковичу в процессе съёмок работать уже над окончательным режиссёрским планом фильма» .
В мае — июне 1944 года В. Корш-Саблин получил возможность находиться в передовых частях 1-го и 2-го Белорусских фронтов , лично общался с фронтовыми операторами , а также начальником киногруппы режиссёром Ф. Киселёвым .
Можно утверждать, что подходы к сюжетосложению будущего фильма, заключающиеся в монтажном сопоставлении неделимых монтажных единиц – фронтовых или партизанских репортажей и очерков, В. Корш-Саблин почерпнул у своего боевого коллеги. Высокообразованный и глубоко понимающий природу кинохроникального материала, режиссёр Ф. И. Киселёв оказался именно тем художником, чья консультативная и практическая помощь оказалась бесценной для фильма об освобождении Белоруссии.
— Константин Ремишевский, «Хроникальный киноэпос „Освобождение Советской Белоруссии“» 2022
Непосредственно руководить съёмками Корш-Саблину довелось в освобождённом Минске во время 30-тысячного партизанского парада 16 июля 1944 года .
…поскольку каждый фронт располагал своей киногруппой, то следует заключить, что для съёмок освобождения Белоруссии Главкинохроника сумела собрать и подтянуть очень серьёзные силы.
Фильм построен на кадрах, снятых операторами 1-го Прибалтийского , 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов и военизированных соединений Белорусских партизан . В картину также включены фрагменты немецкой кинохроники из оккупированного Минска .
Решающее заседание худсовета Центральной студии документальных фильмов по обсуждению фильма «Белоруссия» состоялось в Москве 13 декабря 1944 года. Поправки, сделанные по ранее высказанным замечаниям, в целом вызвали одобрение, разногласия возникли из-за решения финала, — в показанной версии всё завершалось съёмками боёв в Восточной Пруссии . Члены худсовета полагали такое решение не совсем логичным . Дискуссию подытожил директор ЦСДФ С. Герасимов :
В общем, мы принципиально решим сделать фильм так: не выходить из Белоруссии, закончить парадом в Минске.
— из выступления Сергея Герасимова 13 декабря 1944
Перекомпоновка монтажной структуры фильма и соответственно написание нового варианта дикторского текста, а также озвучивание и перезапись были осуществлены за январь — первую половину февраля 1945 года , тогда же фильм получил окончательное название «Освобождение Советской Белоруссии (историческая хроника)» .
По мнению старшего научного сотрудника Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Константина Ремишевского «указанный в титрах год выпуска, вероятнее всего, отражает не более чем первоначальные намерения студии закончить производство киноленты к концу 1944 г., в то время как работа над лентой продолжалась до мая 1945 г.» . В письме маршалу Г. Жукову от 14 марта 1945 года С. Герасимов сообщает, что ЦСДФ «в настоящее время заканчивает производство большого документальный фильма, посвящённого боевому пути Белорусских фронтов и освобождению Советской Белоруссии» . В общей сложности работа над фильмом продолжалась с декабря 1943 по май–июнь 1945 года .
Обновлённые редакции картины впоследствии выходили к 20-летию и 30-летию освобождения Белоруссии, соответственно в 1964 и 1974 годах .
Александр Алексеев |
Евгений Алексеев |
Илья Аронс |
Михаил Беров |
Теодор Бунимович |
Иосиф Вейнерович
(в титрах не указан) |
Игорь Гелейн |
Георгий Голубов |
Юлиан Довнер |
Давид Ибрагимов |
Роман Кармен |
Леонид Котляренко |
Анатолий Крылов |
Ефим Лозовский |
Виктор Муромцев |
Алексей Сёмин |
Яков Смирнов |
Василий Соловьёв |
Авенир Софьин |
Евгений Мухин |
Иван Панов |
Михаил Посельский |
Владимир Придорогин |
Оттилия Рейзман |
Мария Сухова |
Владимир Томберг |
Зиновий Фельдман |
Владимир Фроленко |
Владимир Цеслюк |
Борис Шер |
Семён Школьников |
Давид Шоломович |
Виктор Штатланд |
Сергей Гуров (1-й Прибалтийский фронт) |
Фёдор Киселёв (1-й Белорусский фронт) |
Александр Медведкин (3-й Белорусский фронт) |
Марк Трояновский (2-й Белорусский фронт) |
Фёдор Филь (1-й Прибалтийский фронт) |
Виктор Штатланд (руководитель отдела фронтовой кинохроники Комитета по делам кинематографии СССР) |
участники съёмочной группы даны согласно документу № 5520 в
Российском государственном архиве кинофотодокументов
, изданию «Музы в шинелях. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны» (2006)
, а также сайту «Музей ЦСДФ»
.
Первый публичный просмотр состоялся в Минске 20 февраля 1944 года в кинотеатре «Первый». В начале перед собравшимися выступили Николай Садкович и Евгений Тикоцкий . Первая рецензия появилась в газете « Советская Белоруссия » уже на следующий день после минского показа:
Кинооператорам удалось запечатлеть много волнующих сцен. Для картины удалось добыть редкие снимки столицы нашей республики Минска в дни временной оккупации. Три года продолжались грабежи и убийства. Три года немцы жили в Минске, как и в остальных городах и селах Белоруссии, точно на вулкане. За каждым углом ждала их смерть.
— « Советская Белоруссия » 21 февраля 1945
После начала демострации фильма на экранах Москвы вышла рецензия в « Вечерней Москве »:
Авторы создали больше чем документальный фильм. Это — волнующая повесть о героизме и мужестве воинов, о тяжёлых страданиях населения, стонавшего под игом оккупантов, но не покорившегося им, о подвигах белорусских партизан, о высоком организаторском мастерстве советских полководцев, осуществивших гениальный сталинский план разгрома немецко-фашистских войск.
— Мих. Белявский, « Вечерняя Москва » 10 июля 1945
По мнению авторов издания «История белорусского кино, 1924—1945», в «Освобождении Советской Белоруссии», в отличие от других неигровых лент тех лет, создателям удалось полно и убедительно показать «тяжелый ратный труд советских солдат» . А политическая, историческая, социальная и художественно-эстетическая значимость картины, по мнению К. Ремишевского, никогда не подвергалась сомнению .