Собрание нотаблей
- 1 year ago
- 0
- 0
Собрание служащих (также Клуб фабрики , Общественное собрание ) — здание в стиле неоклассицизма начала XX века , достопримечательность Родников . Построено по проекту архитектора Л. Р. Сологуба в 1912—13 годах. Памятник архитектуры регионального значения .
В 1899 году Н. М. Красильщиков учредил «Общественное собрание» при красильно-химической фабрике Родников . Целью собрания являлось повышение уровня образованности и квалификации рабочих и служащих мануфактур общества «Анна Красильщикова с сыновьями» . Первоначально общественное собрание располагалось в небольшом здании бильярдной на Костромской улице (современная ул. Советская). В 1911 году здание сгорело и Н. М. Красильщиков нанял своего зятя, Л. Р. Сологуба , построить на его месте новый, каменный дом, более подходящий для деятельности собрания. Н. М. Красильщиков приказал выполнить здание в популярном в столице неоклассическом стиле , так как ожидалось, что Николай II посетит Родники в 1913 году в рамках путешествия по Костромской губернии , приуроченного к 300-летию царствующего Дома Романовых . К началу 1913 года Л. Р. Сологуб завершил основную часть здания общественного собрания, однако, когда стало известно, что государь не приедет, строительство было досрочно закончено. Недостающую часть северного крыла и балкон бального зала Н. М. Красильщиков планировалось завершить в будущем .
Новое здание было открыто в 1913 году, а «Общественное собрание» было переименовано в «Собрание служащих». В честь открытия был дан богатый бал, на котором выступали солист Мариинского театра В. И. Касторский , солист Большого театра С. И. Мигай , а также несколько романсов исполнил сам М. Н. Красильщиков совместно со своей супругой Еленой Александровной. В первый день функционирования собрания служащих в него записалось 49 человек — почти весь инженерно-технический состав родниковской фабрики, а к 1917 году в нём числилось более 300 человек — представителей интеллигенции и образованных рабочих. Каждый член собрания служащих платил вступительные взносы, а также вносил добровольные пожертвования, обладал членским билетом и значком. В собрании часто устраивались благотворительные концерты и мероприятия, выручка от которых направлялась на благотворительную деятельность и развитие инфраструктуры Родников. В собрании функционировала библиотека-читальня, буфет, образовательные курсы, творческие кружки и объединения. Собрание служащих являлось важным просветительским и благотворительным центром Родников и Ивановской области .
В 1918 году здание было национализировано и в нём до 1924 года функционировал « Пролеткульт », комитет партии большевиков и комсомола . В это время коммунистами был уничтожен богатый лепной декор внутренних помещений собрания служащих, золоченные люстры, фрески на библейские темы и скульптурные портреты античных философов.
С 1924 года в здании собрания служащих располагался клуб им. В. И. Ленина . В 1930-х годах на втором ярусе восточной пристройки-компартимента был установлен соцреалистический барельеф , а стены здания серо-белого цвета перекрашены в насыщенно-красный. Клуб функционировал вплоть до Перестройки и лишь в 1941—42 годах он был преобразован в медицинский пункт для помощи и дальнейшего распределения раненых бойцов Калининского фронта . В 1960-е годы клуб им. В. И. Ленина являлся одним из лучших клубов советской России: творческие коллективы клуба были победителями и призёрами региональных и республиканских конкурсов .
В 1990-е годы клуб был упразднен, а здание собрания служащих приватизировано. В это время были прорублены новые входы на восточном фасаде здания, а первоначальный вход с западной пристройки — замурован.
С 2000 года по настоящее время в здании собрания служащих базируется торговый центр «Клубничка», городские магазины и квартиры. Здание было перекрашено в первоначальные серые и белые цвета .
Собрание служащих является ярким памятником неоклассицизма конца XIX — начала XX века. Строительством здания руководил петербургский художник, скульптор и архитектор Л. Р. Сологуб , близкий к кругу «Мира искусства» . Л. Р. Сологуб разделял идеи синтеза искусств и не обладал практическим опытом в сфере каменного строительства. До работы над собранием служащих архитектор участвовал лишь в создании временных декоративных сооружений. Так, например, он создал 25 деревянных павильонов в русском стиле для Костромской ярмарки 1912 года. Эти особенности профессиональной биографии Л. Р. Сологуба отразились в архитектурном облике собрания служащих .
Место строительства располагалось на пересечении центральной Костромской улицы (современная ул. Советская) и большого открытого двора, что и определило особенности планировки и структуры нового здания — собрание служащих является Г-образным в плане двухъярусным сооружением и состоит из 2 крыльев. Основной художественно-эстетический акцент сделан на тонкой графической проработке обращенных к дороге и двору южного и восточного парадных фасадов .
Обращенный к Советской улице длинный южный фасад ограничен с восточной стороны коротким ризалитом . Низкий первый ярус фасада украшен 5 прямоугольными окнами и отделен от высокого второго яруса объемным карнизом . Во втором ярусе 6 пилястров коринфского ордера образуют 6 своеобразных ячеек, в центре каждой из которых расположены большие полуциркульные окна. Они ритмически сочетаются с окнами первого яруса. Над этими окнами расположены небольшие квадратные декоративные окна, имитирующие скульптурные медальоны . Пространство между капителями пилястров и плоской кровлей заполнено крупными пальметтами . Между ними во всю длину здания протянут фриз с рельефной гирляндой . Завершение здания акцентировано высоким выносным карнизом с крупными дентикулами . Эта часть фасада дисгармонирует с ризалитом, первый и второй ярус которого украшены тремя узкими вертикализированными окнами и сдвоенными пилястрами. Первоначально, с запада к этому крылу примыкала небольшая одноэтажная пристройка, служившая основным входом в собрание служащих.
Восточный фасад собрания служащих, обращенный к открытому двору, решен в аналогичной манере, однако содержит ряд существенных отличий: окна первого яруса значительно меньше, карниз, разделяющий ярусы, разорван небольшими полуциркульными окошками, пространство между пилястрами во втором ярусе заполнено более высокими окнами, а северная часть крыла не завершена и представляет собой лишенную деталей стену. Первоначально, в этом фасаде не было входных дверей — они были вырублены в 1990-е годах.
К сожалению, не сохранилось информации об оригинальной планировке комнат и интерьерах собрания служащих. В здании, на пересечении его крыльев, располагался большой бальный зал . Также в собрании располагались помещения библиотеки, читального зала, буфета, пространства для творческих кружков и проведения учебных курсов. Если фасады здания декорированы в лаконичной манере, то интерьер украшался богатой и изящной лепниной , фресками на библейские сюжеты, золоченными люстрами , скульптурами античных философов , которые были уничтожены при национализации здания.
При создании собрания служащих Л. Р. Сологуб вдохновлялся архитектурой Италии эпохи Возрождения , популярной среди архитекторов неоклассицизма этого периода. Так, ориентация замкнутых фасадов на примыкающие к ним улицы, их ярусная структура и тонкая графическая проработка декора восходят к ренессансным дворцам-палаццо . С этой точки зрения, здание собрания служащих стилистически близко «ренессансной» школе столичного неоклассицизма и в определённой мере схоже, например, с Домом Тарасова в Москве . В то же время, Л. Р. Сологуб , не обладающий практическим опытом каменного строительства, неумело выстраивает тектоническую структуру здания: объёмы южного с его ризалитом и восточного фасада заметно дисгармонируют, ритм окон и пилястров прерывается, плоскости стен перегружены декоративными элементами. Основное внимание архитектор уделил графической проработке, декоративизму деталей фасадов: пилястров изысканного коринфского ордера , пальметт и гирлянд. Собрание служащих является примером провинциального неоклассицизма конца XIX — начала XX века .