Interested Article - Миганаджян, Аваким Эммануилович

Аваким Эм­ма­нуи­ло­вич Миганаджян ( 1883 , Бахмут 31 мая 1938 , Саратов ) — российский художник- ориенталист .

Биография

Родился в городе Бахмуте Екатеринославской губернии , в детстве вместе с семьёй переехал в Нахичевань-на-Дону . Учился в Московском учи­ли­ще жи­во­пи­си, вая­ния и зод­чест­ва . После окончания училища увлекался испанской темой, также писал пейзажи в импрессионистической манере . До 1914 года держал в Москве собственную школу-студию. С 1913 года в работах Миганаджяна появилось тяготение к экзотическим «восточным» сюжетам, для работ художника стали характерны интенсивный колорит и цветовые контрасты, а также влияние персидской миниатюры . После Октябрьской революции Миганаджян продолжил заниматься живописью, преподавал студентам ВХУТЕМАС . С 1923 года входил в общество художников « Жар-цвет », находившееся под влияниям идей « Мира искусства », состоял также в « Московском салоне » . C 1917 года работал как театральный художник, оформлял спектакли в Камерном театре Таирова и в Москве .

О творчестве Миганаджяна высоко отзывался критик Н. Лаврский, в 1916 году издавший брошюру о художнике . «Созидателем живописных рахат-лукумов» художника называл искусствовед А. М. Эфрос . Миганаджяну — «чудеснику красок востока» — посвящено стихотворения «Перс с коврами» В. Каменского .

Осенью 1927 года Миганаджян был арестован, 9 января следующего года его приговорили к 10 годам заключения по пункту 6 статьи 58 УК РСФСР . Художник отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения , несколько раз вывозился на материк . В 1929—1931 годах выполнял декорации для Соловецкого театра . Перед освобождением содержался в Повенце , где работал в музее Беломорско-Балтийского канала . О встрече с художником вспоминал филолог Д. С. Лихачёв :

Сперва я попал в камеру – бывшую монашескую кладовку. Камера была очень холодной, квадратной, на четверых. В ней жил армянский художник Миганаджан, ученик Репина. Камера славилась тем, что лампочка в ней была обрамлена расписанным акварелью уютным абажуром. Миганаджан был мастером портрета. Помню, что ему принадлежал портрет старого генерала Эрдели и генерала Генерального штаба Баева. Красная склерозированная кожа лица, светло-желтый фон. Был Миганаджан невысокого роста и очень милый.

Миганаджян был досрочно освобождён в сентябре 1936 года. После освобождения выехал в Саратов, где работал декоратором Театра оперы и балета . Умер 31 мая 1938 года .

Работы

Примечания

  1. Чолахян В. А. Саратовский след нахичеванских армян: жизнь и творчество художника А.Э. Миганаджяна // Нахичевань-на-Дону: История и современность. — Южный федеральный университет , 2019. — С. 384—391. — ISBN 978-5-4376-0189-1 .
  2. Микаэлян К. Был Миганаджян невыского роста и очень милый // Литературная Армения . — 2017. — № 1. — С. 168—175.
  3. Долматова Т. М., Рогожников О. В. : [ 1 апреля 2022 ] // Десятые Петряевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. — 2010. — С. 62—65.
  4. Лаврский Н. А. Э. Миганаджиан. — М. : Искусство и жизнь, 1916. — 17 с.
  5. Эфрос А. М. Мастера разных эпох. — М. , 1979. — С. 261. — 335 с.
  6. Халявина Д. В. Индивидуально-авторские новообразования в идиолекте В. Каменского: структурно-семантический и функционально-прагматический аспекты : диссертация. — Белгород, 2011. — С. 48. — 190 с.
  7. Сошина А. А. : [ 15 сентября 2019 ] // Соловецкое море (альманах). — 2012. — № 11.
  8. Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет Особого Назнчаения. — РОССПЭН , 2002. — С. 267. — 528 с.
  9. Лихачёв Д. С. Книга беспокойств. — Новости, 1991. — С. 139—140. — 529 с.

Дополнительная литература

  • Агасян А. В. Забытый художник Авагим (Оваким) Миганаджян // Седьмая республиканская научная конференция, посвященная армянскому искусству. Тезисы докладов. — Ереван : НАН РА, 1995. — С. 70-72.
  • // Заклеймённые властью : электр. изд.. — Международный Мемориал .
Источник —

Same as Миганаджян, Аваким Эммануилович