Соната для фортепиано № 1 (Шопен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Баллада № 1 соль минор , op. 23 — баллада для фортепиано Фредерика Шопена . Завершенное в 1835 году, оно является одним из самых популярных произведений Шопена. Типичное выступление длится девять-десять минут.
Баллада восходит к эскизам Шопена, сделанным в 1831 году во время его восьмимесячного пребывания в Вене. Она была завершена в 1835 году после его переезда в Париж, где он посвятил ее барону Натаниэлю фон Штокхаузену, послу Ганновера во Франции.
В 1836 году Роберт Шуман писал: "У меня есть новая Баллада Шопена. Мне кажется, это самое близкое к его гениальности произведение (хотя и не самое блестящее). Я даже сказал ему, что это моя самая любимая из всех его работ. После долгой, задумчивой паузы он решительно сказал мне: «Я рад, потому что и мне она больше всего нравится, это моя самая дорогая работа».
Пьеса начинается с первого обращения мажорного аккорда A ♭ , неаполитанского аккорда , который подразумевает величественную ауру, и заканчивается диссонирующим левым аккордом D, G и E ♭ , который не разрешается до конца. Хотя в оригинальной рукописи Шопена в качестве верхней ноты четко обозначена E ♭ , этот аккорд вызвал некоторые разногласия, и поэтому некоторые версии произведения, такие как издание Клиндворта , включают D, G, D как оссию .
Основной раздел баллады строится из двух основных тем. Краткое вступление плавно перетекает в первую тему в соль миноре , представленную в такте 8. После драматического развития вторая тема в ми-бемоль мажоре вводится в такте 68. За экспозицией вновь следует разработка, в которой две темы, транспонированные в другие тональности (ля минор и ля мажор), претерпевают трансформацию. Затем в репризе представляются две темы в их исходной тональности, хотя и в обратном порядке.
Громовой аккорд вводит коду , отмеченную Presto con fuoco , в которой первоначальная неаполитанская гармония вновь возникает в постоянном динамическом движении вперед, что в конечном итоге завершает произведение в огненной двойной октавной гамме, бегущей по клавиатуре.
В целом произведение структурно сложно и не ограничивается строго какой-либо конкретной формой, но включает в себя идеи в основном из
сонатных
и
вариационных
форм. Отличительной чертой является его
тактовый размер
. В то время как остальные три баллады написаны в строгом сложном двойном такте с тактовым размером
6
8
, баллада № 1 имеет отклонения от этого. Введение пишется в размере
4
4
, а более обширная кодовая часть
Presto con fuoco
пишется в
2
2
или
4
4
. Остальная часть произведения написана в
6
4
, а не в
6
8
, как многие характеризуют его. Этот раздел также считается одним из самых сложных в техническом и музыкальном отношении среди произведений Шопена.
Баллада звучит в нескольких фильмах. Он исполняется на экране в « Газовом свете » польским пианистом Якобом Гимпелем, известным как Пианист. Произведение занимает центральное место в сюжете фильма Романа Полански 2002 года « Пианист », где пианист Владислава Шпильмана , которого играет Эдриен Броуди , исполняет ее для немецкого офицера , который помогает ему прятаться и снабжает едой. Также звучит в фильме 1991 года « Экспромт », где Шопен играет эту пьесу, когда его прерывает Жорж Санд , и он впервые встречает ее.
В 2010 году британский журналист Алан Расбриджер (редактор The Guardian ) посвятил год изучению баллады № 1 и выпустил книгу об этом опыте « Играй снова: любитель против невозможного» .
Это произведение также было предметом документального фильма Channel 4 2013 года « Шопен спас мне жизнь» . Он цитируется в Симфонии № 21 Мечислава Вайнберга («Кадиш»).
После смерти Шопена бельгийский скрипач и музыкант Эжен Изаи сделал собственную аранжировку Баллады № 1 для скрипки и фортепиано. Эта аранжировка использовалась в качестве саундтрека к заключительному эпизоду японского аниме « Твоя апрельская ложь» 2014—2015 годов.
Японский фигурист и двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю откатал свою короткую программу под балладу № 1 за четыре сезона с 2014 по 2020 год. Программа принесла ему четыре мировых рекорда и способствовала завоеванию его второго олимпийского титула, например, завершению первого в карьере турнира Super Slam в мужском одиночном разряде. По состоянию на декабрь 2021 года «Баллада № 1» Ханью получила пять самых высоких оценок за короткую программу во всех системах судейства и является самой успешной программой в этом сегменте соревнований.