Interested Article - Онфре, Мишель

Мишель Онфре ( фр. Michel Onfray ; род. 1 января 1959 , Аржантан , Нормандия ) — французский философ и прозаик , основатель Народного университета в Кане .

Жизнь и творчество

Мишель Онфре родился в семье сельскохозяйственного рабочего. В возрасте 10 лет попал в интернат, где обучался различным ремёслам — с весьма жёстким распорядком, который философ впоследствии называл «террором педофилии». Пробыв здесь четыре года, Онфре проводит ещё три года в другом интернате, после чего меняет несколько профессий и переезжает с места на место. В 1997 году выходит в свет его книга Политика мятежника. Беседа о сопротивлении и удовольствии. (Politique du rebelle. Traité de résistance et d’insoumission) , в которой Онфре описывает свою жизнь того времени. Поступив затем на философский факультет, молодой человек успешно его заканчивает.

С 1983 года М. Онфре преподаёт философию в одной из высших школ в нормандском городе Кане. С 1989 года он начинает издавать свои научные сочинения, принесшие ему известность и финансовую независимость. В 2002 году учёный покидает государственную службу и основывает Народный университет Кана (Université populaire de Caen). В нём М. Онфре читает лекции по истории философии, излагая её в соответствии со своими гедонистскими и либертаристскими взглядами, во многом расходящимися с официозной университетской философией. Результатом первого года преподавания в Народном университете стало создание М. Онфре 8-томного сочинения Контр-история философии (Contre-histoire de la philosophie) .

Научные взгляды

Мишель Онфре начал свою деятельность учёного с «открытия» и анализа в 1989 году полузабытого французского философа-анархиста Жоржа Паланте , который в начале XX столетия был известен как левый ницшеанец. Онфре переиздал несколько работ Паланте и написал монографию о нём, пытаясь возродить его учение и основать современное лево-ницшеанское движение. Работая в этом направлении, Онфре создаёт несколько философских работ, принёсших ему известность как во Франции, так и за её пределами. Наиболее популярной была выпущенная в 2005 году книга Трактат атеологии (Линия атеизма. Физика метафизики; Traité d’athéologie. Physique de la métaphysique) , вышедшая во Франции в первые же месяцы тиражом в 200 тысяч экземпляров и переизданная на ряде других языков.

Мировоззрение Онфре основано на античных посылках философии эпикурейства и гедонизма , которым он, путём создания определённых логических связей, находит применение и в наши дни. Исходя из этого, Онфре обрушивается с критикой на современную рациональную и трансцендентальную философию , а также на религии, в особенности на монотеистические , прокламируя себя как атеист. Онфре предполагает, что вера в бога не только бесполезна, но даже вредна и опасна. Вместо неё он предлагает современному человечеству свою философию гедонизма.

Политические взглады философа — крайне левые; сам он называет себя либертарным социалистом и постанархистом . На президентских выборах 2002 года он голосовал за троцкистскую Революционную коммунистическую лигу (Ligue communiste révolutionnaire) . Перед президентскими выборами 2007 года философ агитировал за альтерглобалиста Жозе Бове , но в конечном итоге отдал голос за кандидата от РКЛ Оливье Безансно . Сейчас он поддерживает Жан-Люка Меланшона из Левой партии , известного своей преданностью социалистическому республиканизму и лаицизму .

Литературная критика отмечает лёгкость изложения и остроту языка в произведениях Мишеля Онфре, его талант как писателя.

Личная жизнь

По принципиальным соображениям является холостяком и чайлдфри .

Монографии

  • 1989: Брюхо философа. Критика диетического разума (Le ventre des philosophes. Critique de la raison diététique) .
  • 1989: Физиология Жоржа Паланте . Портрет левого ницшеанца (Physiologie de Georges Palante. Portrait d’un nietzschéen de gauche) .
  • 1990: Кинизм. Портрет философа-собаки (Cynismes. Portrait du philosophe en chien) .
  • 1991: Искусство наслаждения. О гедонисте-материалисте (L’art de jouir. Pour un matérialisme hédoniste) .
  • 1995: Разумность наслаждения. Философия хорошего вкуса (La raison gourmande. Philosophie du goût) .
  • 1996: Формы времени. Теория Сутерна (Les formes du temps. Théorie du Sauternes) .
  • 1997: Политика мятежника. Беседа о сопротивлении и удовольствии. (Politique du rebelle. Traité de résistance et d’insoumission) .
  • 2000: Теория влюблённого тела. О солярной эротике (Théorie du corps amoureux. Pour une érotique solaire) .
  • 2001: Antimanuel de philosophie. Leçons socratiques et alternatives .
  • 2002: Célébration du génie colérique. Tombeau de Pierre Bourdieu .
  • 2002: L’invention du plaisir. Fragments cyrénaïques .
  • 2003: Féeries anatomiques .
  • 2004: Кровожадная философия (La philosophie féroce) .
  • 2004: Общественная философия. Манифест народного университета (La communauté philosophique. Manifest pour l’Université populaire) .
  • 2005: Трактат атеологии . Физика метафизики (Traité d’athéologie. Physique de la métaphysique) .
  • 2006: La sagesse tragique. Du bon usage de Nietzsche .
  • 2006: Радость существования. манифест гедониста (La puissance d’exister. Manifeste hédoniste) . Grasset, Paris ISBN 978-2-246-71691-4
  • 2007: La pensée de midi. Archéologie d’une gauche libertaire. Galilée, Paris ISBN 978-2-7186-0755-9
  • 2008: Le souci des plaisirs. Construction d’une érotique solaire. Flammarion, Paris ISBN 978-2-08-121632-7
  • 2010: Ницше: прокламатор Свободы. (Nietzsche: Se créer Liberté) . Les Éditions du Lombard, Brüssel ISBN 978-2-8036-2650-2
  • 2010: Развенчание идола. Опровержение фрейдизма (Le Crépuscule d’une idole. L’Affabulation freudienne) , Grasset, Paris ISBN 2-246-76931-0
  • 2010: Вечерние записки. За психоанализ без фрейдизма (Apostille au Crépuscule. Pour une psychanalyse non freudienne) , Grasset, Paris ISBN 2-246-75781-9

Собрания сочинений

  • Журнал гедониста (Journal hédoniste) (вышло 4 тома: 1996, 1998, 2001, 2007)
  • Контр-история философии (Contre-histoire de la philosophie) (намечено в 8 томах):
    • 2006/т. 1: Les sagesses antiques — de Leucippe à Diogène d’Oenanda .
    • 2006/т. 2: Le christianisme hédoniste — de Simon le magicien à Montaigne .
    • 2007/т. 3: Les libertins baroques — de Charron à Spinoza .
    • 2007/т. 4: Les ultras des lumières — de Meslier à Sade .
    • 2008/т. 5: L’eudémonisme social — de Godwin à Bakounine .
    • 2009/т. 6: Les radicalités existentielles — de Thoreau à Nietzsche .

Примечания

  1. (фр.)
  2. . Дата обращения: 13 августа 2017. 13 августа 2017 года.

Литература

  • Martin A. Hainz: Reine Wollust? Michel Onfrays Theorie der Autoerotik mangelt es an Stringenz . В: от 14 апреля 2012 на Wayback Machine , Nr 8, August 2006
  • Kai Köhler: Philosophischer Atheismus. Michel Onfray verkennt die Funktionalität von Religion . В: от 24 мая 2011 на Wayback Machine , Nr 10, Oktober 2006
  • Andreas Mayer: Die Wiener Ödipus-Verschwörung . В: FAZ, 18. April 2011 от 27 апреля 2011 на Wayback Machine

Литература на русском языке

  • Онфре М. Космос: Материалистическая онтология. — М.: Кучково поле, 2017. — ISBN 978-5-9950-0726-5

Ссылки

  • от 7 октября 2015 на Wayback Machine (на французском языке)
  • (недоступная ссылка) интервью с М. Онфре, Berliner Zeitung, 8 марта 2008 (на немецком языке)
  • (недоступная ссылка) SPIEGEL о Мишеле Онфре, в: DER SPIEGEL, 18 апреля 2011, S. 146—148 (на немецком языке)
  • от 6 июля 2010 на Wayback Machine
  • от 12 марта 2016 на Wayback Machine
  • Онфре М. . Автономное действие (11 февраля 2013). Дата обращения: 6 мая 2018. 6 мая 2018 года.
  • (недоступная ссылка) (лекция, прочитанная в Киево-Могилянской академии 25 марта 2010)
  • // Критика. 2006. № 12. — С. 12–14.
  • от 11 апреля 2017 на Wayback Machine , интервью в Forbes, 27 апреля 2016.
  • от 12 апреля 2017 на Wayback Machine , интервью от 4 мая 2016.
Источник —

Same as Онфре, Мишель