Право убежища
- 1 year ago
- 0
- 0
Убежища Древнего Востока — святилища , считавшиеся неприкосновенными в рамках сакрального права и потому дававшие убежище для людей, включая преступников и беглых рабов, от преследования и расправы.
Древнейшие обстоятельные постановления об убежищах находятся в Моисеевом праве . Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством ; невольный убийца находил безопасность у алтаря ; умышленный и оттуда должен был быть взят для казни и кровной мести ( Исх. ; 3Цар. ). Централизация культа обусловила вместо многих алтарей устройство шести городов убежищ (miklat, φυγαδευτήρια), приписанных к колену Левия :
Каждый раз судебным порядком надлежало установить, имел ли право тот или другой убийца искать в них убежище; умышленный выдавался родственникам убитого; последние могли убить и невольного, если он раньше срока (смерти современного убийству первосвященника ) покидал город-убежище ( Чис. ) .
Алтарь иерусалимского храма , конечно, также был убежищем: искавший защиты хватался за «рога жертвенника » ( 3Цар. , ); отсюда выражение «рог спасения» ( 2Цар. ; Пс. ) .
Существование «рогов» на жертвенниках финикийских храмов, насколько можно судить, например, по изображению на монетах города Библа , даёт некоторое основание заключать, что и финикиянам было известно право убежища .
Для Египта указание даёт только Геродот (II, 113), говоря о храме Геракла у Канопского устья Нила , куда могли укрываться беглые рабы с условием положить на себя храмовый штемпель .