Черняк, Валентина Данииловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Валентина Гюго ( фр. Valentine Hugo ), урождённая Валентина Мари Огюстин Гросс ( Valentine Marie Augustine Gross ; 1887—1968) — французская художница и иллюстратор.
Дочь музыканта Огюста Гросса и Зели Демлен ( фр. Zèlie Dèmelin ), Валентина развивала в себе любовь к искусству, театру и музыке с раннего возраста. В 1907—1910 годах занималась в Высшей школе изящных искусств .
Работа с театром предоставила Валентине Гюго много возможностей для развития её творчества. Она часто делала зарисовки балетной хореографии и особенно увлекалась танцовщиком и хореографом Вацлавом Нижинским . В 1913 году она представила свои работы в фойе Театра Елисейских полей во время премьеры « Весны священной » .
Работа Гюго с Русским балетом Дягилева свела художницу со многими людьми, сыгравшими впоследствии важную роль в её жизни. В частности, активно участвуя в процессе создания балета « Парад », премьера которого состоялась 18 мая 1917 года, Гюго познакомилась с Эриком Сати и Жаном Кокто . Художница принимала участие в работе и над другими спектаклями Сати — , Socrate , .
Своего будущего мужа Жана Гюго, правнука известного французского писателя Виктора Гюго , Валентина Гросс встретила во время войны, в 1917 году в доме Мими и Сипа Годебски. В 1919 году они поженились, Кокто и Сати были свидетелями на их свадьбе .
Находясь в близких приятельских отношениях с композиторами французской « Шестёрки », Гюго и дальше сотрудничала с ними в создании костюмов к балету « Новобрачные на Эйфелевой башне » ( Les Mariés de la Tour Eiffel 1921), а в 1926 году выполнила костюмы и 24 гравюры по дереву по макетам Жана Гюго для постановки Жана Кокто « Ромео и Джульетта» .
Валентина Гюго познакомилась с поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром в 1926 году. Она была первой художницей, проиллюстрировавшей его работы . Их дружба продолжалась до смерти Элюара в 1952 году. Муж художницы, Жан Гюго никогда не интересовался сюрреалистическим движением, и начиная с 1929 года супруги жили отдельно. В 1932 году они развелись, но до самой смерти сохранили хорошие отношения. Расставание с мужем позволило художнице обрести большую свободу общения, а дружба с Андре Бретоном и Полем Элюаром помогает ей установить приятельские отношения с другими участниками объединения, такими как Сальвадор Дали и Макс Эрнст .
В мае 1932 года она переезжает жить в тот же дом, где живут Поль Элюар и Андре Бретон.
С Бретоном Гюго была знакома с 1917 года, они встретились на одном из поэтических чтений Кокто . Их близкие отношения были недолгими, и продолжались в период между июлем 1931 года и маем 1932 года. 8 мая 1932 года, после ссоры с Бретоном, Гюго предприняла попытку самоубийства. Сожалея о своих действиях, она позвонила Элюару, и у него было достаточно времени, чтобы приехать и спасти ей жизнь. После этого события отношения Бретона и Гюго остаются напряжёнными до 9 сентября, когда Валентина, дав пощёчину Бретону, окончательно порывает с ним. Отныне они видятся лишь во время групповых встреч сюрреалистов. Бретон никогда не упоминал Гюго в своей книге « Le Surréalisme et la Peinture».
Гюго оставила выполненные в сюрреалистическом стиле портреты Бретона, Рембо , Кревеля , Элюара , Тцара , Морана и других. Художница иллюстрирует произведения Рене Шара , Рене Кревеля , Лотреамона и переиздание сборника сказок и легенд Ахима фон Арнима , для которого Бретон пишет предисловие. Рисунки Гюго отличаются тем, что выполнены на тёмном фоне, тонкими золотыми линиями с обилием декоративных завитков и наслоений.
Она выставляется вместе с Максом Эрнстом , Джакометти , Жаном Арпом , Пабло Пикассо , Марселем Дюшаном , Маном Рэем , участвует в Salon des Surindépendants в Париже в 1933 году и в выставке « Fantastic art, Dada, Surrealism» в Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1936 году .
В 1943 году работы Гюго были включены в выставку Пегги Гуггенхайм « Exhibition by 31 Women» в галерее « » в Нью-Йорке .
После самоубийства Рене Кревеля в 1935 году и отхода от группы Рене Шара , Тристана Тцара и Поля Элюара, Валентина Гюго начинает разочаровываться в объединении сюрреалистов и покидает движение.
В свои последние годы Валентина Гюго жила одна и в бедности, вынужденная распродавать книги и картины. Ко времени её смерти в 1968 году многих из её друзей уже не было в живых. Умерла в день своего рождения 16 марта 1968 года .
Гюго можно было бы назвать одним из самых забытых художников-сюрреалистов, однако некоторое время назад рынок искусства начал проявлять интерес к её наследию. В 2000 году её работа на аукционе была оценена в 1,9 миллиона франков .
Большая часть архива Гюго — собрание рукописей, фотографий и произведений, была приобретена американским журналистом и куратором (1915—2006). Архив составляет часть Carlton Lake Art Collection Центра гуманитарных исследований Гарри Рэнсома Техасского университета в Остине .
В 1927 году Валентина Гюго работала художницей по костюмам в фильме режиссёра Карла Теодора Дрейера « Страсти Жанны д’Арк » .
В 1930 году, вместе с другими художниками, снималась в фильме Луиса Бунюэля « Золотой век ».
Впервые выставила свои работы с сюрреалистами в Салоне де Surindépendants 1933 года и затем:
Ретроспективная выставка её работ была проведена в культурном центре Тибо де Шампань, Труа в 1977 году.