Тасманийский дьявол
- 1 year ago
- 0
- 0
Дьявол из Джерси — легендарное существо (возможно, криптид ), якобы обитающее в Пайн Барренс , лесистой местности на юге американского штата Нью-Джерси . Легенда о существе оказала огромное влияние на американскую и мировую массовую культуру , в его честь даже названа команда « Нью-Джерси Девилз » в Национальной хоккейной лиге .
Существо часто описывают как прямоходящее, ростом от 1 до 1,8 м, с телом, покрытым чёрным пухом, с крыльями, похожими на крылья летучей мыши (то есть умеющее летать), тёмно-красными глазами и головой, похожей на лошадиную (или козью , или собачью ), длинной шеей, бараньими рогами, короткими передними лапами с острыми когтями, раздвоенными копытами и раздвоенным хвостом; однако существуют разные описания (в некоторых из которых он весьма сильно напоминает кенгуру ). В легендах сообщается, что это существо быстро передвигается и издаёт «крик, от которого кровь стынет в жилах» .
Легенда о Дьяволе из Джерси прослеживается со времён североамериканских индейцев. Одно из племён делаваров называло здешние торфяники «Popuessing», что означает «земля дракона». Позже голландские исследователи переименовали это место в «Drake Kill» — «Ручей драконов». Легенды делаваров также сообщают, что невдалеке в Нью-Джерси находится место под названием «Squankum», что означает «земли злых духов». Тем не менее словосочетание «земли злых духов» вполне может означать место активного размножения комаров и ничего более. В большинстве легенд о Дьяволе из Джерси его происхождение связывают с миссис Лидс (она же «мамаша Лидс»), предполагаемой ведьмой, жившей в конце XVII века, хотя и эта история имеет множество вариантов.
По одной из версий, она вызвала дьявола, сказав «пусть он будет Дьяволом» или «пусть его возьмёт Дьявол», когда родился её тринадцатый ребёнок (так как она устала от рождения детей): когда он родился, она дала ему имя Лукас, после чего он немедленно или вскоре после рождения превратился в крылатое дьяволоподобное существо, съел всех остальных детей (в некоторых вариантах легенды; в других он, родившись нормальным ребёнком, превращается в крылатого дьявола спустя несколько секунд и съедает повитуху) и улетел в степи через дымоход; рассказы о времени рождения и степени уродливости существа также расходятся. Чаще всего указывается, что год рождения существа — 1735. В различных вариантах легенды встречаются и другие детали: например, что миссис Лидс зачала этого ребёнка от дьявола, что местные священники пытались изгнать это существо из Пайн Барренс или что оно впоследствии, улетев из дома, продолжало пожирать местных детей .
По другой версии, Дьявол из Джерси сначала был нормальным ребёнком, запертым на всю жизнь злой матерью в погребе или на чердаке и затем превратившимся в монстра и сбежавшим в степи (аналог диких детей , что представляет собой хотя бы отчасти возможную версию реального события). По ещё одной версии, эгоистичная и корыстолюбивая девушка когда-то отказалась предоставить ночлег и пропитание цыганам, в отместку за что они навлекли на неё проклятие, и она родила ребёнка-дьявола. Также есть версия, что Лидс была ведьмой, наславшей проклятье на местность в виде дьявола (в качестве её сообщника по терроризированию местности иногда называется некий английский солдат). Наконец, есть версия, что Дьявол постучал три раза в дом миссис Лидс, представился её сыном и попросил, чтобы она впустила его, но она, поняв, кто это, отказалась сделать это, и с тех пор Дьявол бродит по округе.
«Родиной» Дьявола из Джерси считается хижина под названием «The Shrouds House» в местном сосновом лесу среди торфяников, существующая до сих пор, пусть и в виде развалин (на 1952 год уцелел фундамент и некоторые другие части строения), — в некоторых легендах его матерью называется не миссис Лидс, а миссис Шурдс. Примечательно, что в этом месте в конце XVII века действительно жили две семьи с фамилиями Лидс и Шурдс, и деревни их были разделены между собой лишь рекой.
Говорят, что «друзьями» Дьявола из Джерси были обезглавленные пираты, призрачные женщины или русалки. В некоторых местах южного Нью-Джерси ходили слухи, что Дьявол из Джерси живёт в некоем месте около фабрики, производящей гербициды (существование которой также не более чем слух), которая якобы расположена среди лесов и песков, окружающих небольшое поселение Чартсворт.
В южной части Нью-Джерси широко распространена легенда о том, что женщина, ожидавшая ребёнка в первый раз, очень надеялась, что он родится идеальным. Когда же он родился, то был настолько уродлив, что никого ужаснее она никогда не видела. Мать разгневалась и сказала: «Он не мой сын, а сын Дьявола, так пусть же к нему и возвращается!», после чего бросила его в реку, где он сразу же утонул. С тех пор также существует легенда о реке, в которой живёт Дьявол: будто бы на каменном дне реки живёт существо, которое всасывает воздух, и некоторые плавающие люди могут быть «засосаны» им под воду, где их ожидает неминуемая гибель. Якобы трупы этих людей потом всплывают со дна на поверхность воды, что неоднократно наблюдалось очевидцами.
Дьявола из Джерси называли «лидсовским дьяволом» или «дьяволом из Лидса», что могло быть отсылкой к местной семье Лидсов и к городу Лидс-Пойнт на юге Нью-Джерси .
«Мамаша Лидс» идентифицируется некоторыми исследователями с Деборой Лидс — на том основании, что её муж, Яфет Лидс, указал двенадцать детей в завещании, составленном им в 1736 году , что в целом сходится с легендой (за исключением её варианта, в котором дьявол съедает других детей). Дебора и Яфет Лидсы жили в районе Лидс-Пойнта , ныне в округе Атлантик, который в легендах обычно выступает местом действия историй о Дьяволе из Джерси.
Некоторые исследователи связывают происхождение легенды о Дьяволе из Джерси с деятельностью Дэниэла Лидса, который приобрёл земли в местности Пайн-Барренс, впоследствии ставшие известными как Лидс-Пойнт, чаще всего упоминаемый в легендах о Дьяволе из Джерси как место действия и предполагаемых наблюдений существа . Лидс, квакер и видный человек в Нью-Джерси конца XVII века, был подвергнут остракизму в своей общине за публикацию в 1687 году альманаха, содержавшего тексты по христианской астрологии и другим оккультным вопросам. Вступив со своими земляками в спор, Дэниэл продолжил издание своих сочинений, а когда в 1690-е годы те были объявлены филадельфийским собранием квакеров богохульством и ересью, перешёл в англиканство и обвинил квакеров в антимонархизме, заручившись поддержкой лорда Корнеби, британского губернатора Нью-Джерси, и став его советником. Рассматривая Лидса как предателя, квакеры южного Нью-Джерси изгнали его из общины как «воплощение зла» .
В 1716 году сын Дэниэла Лидса Титан, унаследовавший Лидс-Пойнт, продолжил издание отцовского альманаха с астрологическими статьями, одно время даже конкурировавшего с « », издававшимся Бенджамином Франклином . В 1733 году последний, дабы высмеять увлечение Лидса астрологией, опубликовал предсказание смерти Лидса в октябре текущего года, а когда оно не сбылось, саркастически объявил, что Лидс на самом деле умер и теперь существует в виде призрака, причём эта шутка широко распространилась, оставшись на устах людей и после реальной смерти Титана Лидса в 1738 году. По мнению исследователей, созданный Франклином образ Лидса-призрака вкупе с репутацией последнего как богохульника и оккультиста способствовали появлению легенды о лидсовском дьяволе, скрывающемся в Пайн-Барренс .
В 1728 году Титан Лидс начал изображать в издаваемых им выпусках альманаха герб своего рода, включавший изображение мифического существа виверна ; Регаль отмечает, что это существо напоминает распространённые в народе описания Дьявола из Джерси и что данный герб как минимум усилил и так дурную репутацию Лидсов среди местных жителей: изображение чудовища и растущая враждебность жителей южного Джерси к королевской семье и аристокартии (с которыми ассоциировались фамильные гербы) могло стать одним из факторов появления легенды о лидсовском дьяволе и ассоциировании семьи Лидсов с «дьяволами» и «монстрами» .
На протяжении XVIII—XIX веков, как минимум не позднее рубежа 1790-х и 1800-х годов, история о Дьяволе из Джерси уже была распространена в устной фольклорной традиции южного Нью-Джерси . В частности, в 1859 году в газете Atlantic Monthly была опубликована большая статья с рассказом о легендах Пайн Барренс, в которых фигурирует «лидский дьявол» , а в 1887 году в той же газете описывались предполагаемые наблюдения данного существа, названного «дьяволом из Лидса» и якобы хорошо известного жителям Берлингтона .
В вышедшей под редакцией Яна Харольда Брюнванда энциклопедии американского фольклора «American Folklore: An Encyclopedia» рутгеровский профессор Ангус Кресс Гиллеспи назвал Дьявола из Джерси малоизвестной локальной легендой на протяжении большей части своего существования — вплоть до событий 1909 года, когда в результате предполагаемых массовых наблюдений приобрёл широкую известность и привлёк внимание прессы. Он также отмечал, что за 250 лет существования устных преданий о нём сложилось большое количество вариантов этой истории, а также что на сегодняшний день благодаря популярности футболок, пуговиц, открыток и других товаров с изображением Дьявола из Джерси, коктейлей, названных в его честь, и прочих атрибутов существо стало в большей степени персонажем массовой культуры, нежели фольклора .
С XVIII века было несколько тысяч сообщений о якобы встречах с Дьяволом из Джерси, ниже приведены только самые известные. Ни одна из них, за исключением наблюдения в 1909 году, не имеет даже призрачных доказательств реальности события:
Источником информации являлась местная группа «охотников за дьяволами»: в наши дни существуют многочисленные сайты в Сети и журналы (такие, как Weird NJ), описывающие сообщения о встречах с этим существом, а также группы людей в Нью-Джерси, занимающиеся его поисками. Тем не менее, достоверность всех этих сообщений, естественно, более чем сомнительна.
В отличие от всех описанных выше случаев, история 1909 года заслуживает как минимум внимательного рассмотрения. События произошли в течение недели с 16 по 23 января 1909 года, когда около тысячи людей заявили о встречах с Дьяволом из Джерси. Газеты назвали этот период «феноменальной неделей» и называли реакцию общественности на события с Дьяволом «позорным весельем». По мнению Регала, именно после этих событий в массовой культуре сложился стереотипный образ Дьявола из Джерси — подобия дракона с крыльями летучей мыши, когтями и головой, похожей на лошадиную .
«Оно было около 3,5 футов в высоту, с головой, похожей на овечью, и мордой лошади; шея очень длинная, размах крыльев — около 2-х футов, походка — наподобие журавля; у него были копыта. Оно использовало для ходьбы только ногу, отставленную назад, и тогда передняя поднималась высоко; мы в тот момент увидели, что оно совсем не использует ногу, выставленную вперед. Я и жена были сильно напуганы. И скажу вам, что я всё-таки нашёл в себе силы открыть створку окна, чтобы крикнуть „Эй!“. Потом оно повернулось туловищем на наш крик и затем улетело». В этот же день двое охотников в Глостере отслеживали необычные следы Дьявола на протяжении 20 миль, которые шли в том числе через изгороди и заборы, причём с какого-то момента стали плотнее подходить друг к другу, оставляя лишь дюймовое пространство между собой. В ряде других городов в этот день также видели Дьявола.
Сначала отчёты содержали лишь находки необычных следов, но затем появились сообщения о встречах с существом, напоминающим Дьявола из Джерси, которое появлялось как в Южном Джерси, так и довольно далеко от него — в Филадельфии и Делавэре. Широкое освещение истории в газетах породило панику во всей долине Делавэра и побудило ряд школ к субботе закрыться, а многих рабочих в течение нескольких дней оставаться дома. Группы охотников прочёсывали степи и деревни в поисках существа . Тем не менее после пятницы, если не считать отдельных и совсем уж сомнительных сообщений, встреч с Дьяволом из Джерси больше не было. Тем не менее, в этот же период зоопарк Филадельфии предложил награду в 1000000 долларов тому, кто поймает животное, чем воспользовался публицист и мистификатор Норман Джеффрис, попытавшийся выдать за Дьявола из Джерси кенгуру, выкупленного им и его другом, дрессировщиком Джейкобом Хоупом, из цирка, с приклеенными к его спине самодельными крыльями и искусственными когтями на лапах, которого он продемонстрировал в Филадельфийском музее , перед этим направлявший в разные газеты множество ложных сообщений о якобы имевших место наблюдениях Дьявола . Спустя двадцать лет Джеффрис признался в мистификации . Гордон Штейн в своей книге «Encyclopedia of Hoaxes», вышедшей в 1993 году, отмечает, что следы копыт, выдаваемые в 1909 году за принадлежащие Дьяволу из Джерси, напоминали лошадиные, а также что впоследствии был найден человек, признавшийся, что подделывал их .
Ниже приведены некоторые цитаты очевидцев наблюдений Дьявола из Джерси в 1909 году (как единственные, хоть сколько-нибудь заслуживающие внимания): Ниже приводятся свидетельства одного из очевидцев встречи с Джерсийским дьяволом:
Не все эти описания сходятся между собой, но есть ряд общих признаков: рост около трёх футов (хотя в разных описаниях он может варьироваться от трёх до семи футов и более), длинные шея, хвост и крылья, копыта на ногах и голова, подобные лошадиным, красные светящиеся глаза и издаваемые им звуки, напоминающие тонкий человеческий крик.
Рассказы о Дьяволе из Джерси, возможно, имеют несколько общих причин. В частности, многие скептики полагают, что легенды о Дьяволе из Джерси были созданы и затем распространялись скучающими местными жителями как детские страшилки, а их происхождение является побочным результатом презрения к семье Лидс, неправильной идентификации реально существующих животных и негативных слухов о сельском населении региона . Степи Пайн Барренс известны тем, что ранние колонисты старались избегать этого опасного, дикого района. Эта каменистая, малоплодородная земля предоставляла защиту только для людей, желавших избегать общества: начиная от протестантов, миссионеров, беглых преступников — и вплоть до отбившихся от своих подразделений (или попросту дезертировавших) солдат колониальных армий, а впоследствии — для лиц, оставшихся лояльными королю после американской Войны за независимость. Вся эта разношёрстная публика создавала свои изолированные группы, кратко именуемые « pineys »; в некоторых таких « pineys » часть дохода добывалась грабежами, и поэтому они были известны как « Pine Robbers » (грабители из Pine). В XIX веке люди того времени, увлечённые евгеническим учением, предполагали следующее: для всех этих « pineys » была характерна дегенерация (дословно — «дьяволизация»), они были подвержены альбинизму и предрасположенности к преступлениям; такие выводы, в частности, были сделаны Генрихом Годдардом в своём исследовании «The Kallikak Family», ныне рассматривающемся как предвзятое, неточное и, скорее всего, сфальсифицированное . Все рассказы об ужасных чудовищах имеют под собой основание в виде животного наподобие медведя, обитавшего возле « pineys » и повсюду наводившего ужас на эти малоплодородные районы.
Джефф Брунер из Гуманистического общества Нью-Джерси считал, что прообразом Дьявола из Джерси стал обыкновенный канадский журавль , и писал: «Нет фотографий, никаких костей, никаких серьёзных доказательств и, что хуже всего, никаких объяснений его истоков, что позволяет не верить в сверхъестественное» . Писатель-натуралист и по совместительству зоолог Том Браун-младший в этот период (начало XX века) проживал в штате Нью-Джерси — в Пайн Барренс — на открытой местности; основываясь на его свидетельствах, в нескольких его пеших походах его самого ошибочно принимали за Дьявола из Джерси, особенно когда он был сильно измазан глиной в целях спасения от полчищ москитов . Социолог медицины Роберт Бартоломью и писатель Питер Хасселл приводят серию предполагаемых наблюдений Дьявола из Джерси в 1909 году и последовавшую за ними панику как классический пример массовой истерии, основанной на местной городской легенде .
Случаи же с необычными следами на снегу могут быть объяснены активностью лесных мышей, прыгающих по снегу: от их тел как раз могут оставаться следы, напоминающие кривую букву «П» и расположенные на небольшом расстоянии друг от друга; кроме того, мыши могут лазить по крышам и перелезать через небольшие заборы и изгороди. По описанию следы Дьявола из Джерси сильно напоминают Следы Дьявола в Девоне , для объяснения которых некоторыми учёными предлагалось то же самое объяснение.
Наконец, существует теория, согласно которой Дьявол из Джерси, упоминания о наблюдениях которого известны уже более 500 лет, вполне может быть представителем небольшой популяции неизвестных науке или считающихся вымершими животных (то есть в течение всего периода наблюдается вовсе не одно существо, а множество) — например, каким-либо видом летающего пресмыкающегося (птерозавра или подобного). Это представляется более чем сомнительным. Хотя попытки связать появления Дьявола с, например, африканскими летучими мышами, крупными рогатыми филинами или даже медведями представляются более научными.
Таким образом, культурное влияние этого явления очень сильное, и в то же время для установления истины очень важны любые мелочи; источники рассказов также распространялись как от европейских поселенцев, так и от современников; всё это даёт почву для сравнения описаний о контактах с Дьяволом из Джерси. В Нью-Джерси существует общество «Охотников за Дьяволом», характеризующее себя как «официальных исследователей вопроса о Дьяволе из Джерси» и занимающееся сбором сведений, посещением исторических мест и устройством ночных охот в Пайн-Барренс, чтобы «найти доказательства того, что Дьявол из Джерси действительно существует» .
Иногда Дьявола из Джерси сравнивают с якобы существующим центральноамериканским криптидом чупакаброй , однако Дьявол никогда не описывался как существо с шипами. Было несколько случаев, когда Дьявола считали виновным в гибели скота и домашней птицы, но на телах предположительных жертв не было найдено странных порезов или потери внутренних органов. Кроме того, чупакабра отнюдь не всегда изображается двуногим существом.
Дьявол из Джерси на сегодняшний день является персонажем огромного количества фильмов, мультфильмов, телесериалов, книг, песен, компьютерных и видеоигр.
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение
|archiveurl=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (location) (
ссылка
)