Interested Article - Преемственность Мухаммеда

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Преемственность Мухаммеда — центральный вопрос, расколовший раннее мусульманское общество в первом веке истории ислама на несколько школ и течений , наиболее заметными из которых являются шиизм и суннизм . Шииты считают, что единственными возможными преемниками пророка на посту главы мусульманской общины являются зять Мухаммеда , Али ибн Абу Талиб и его потомки. Сунниты же настаивают на законности избрания халифом Абу Бакра ас-Сиддика .

Историография

Большая часть ранней истории ислама передавалась устно до наступления периода правления династии Аббасидов . Среди исторических трудов более данного времени, а также среди более поздних работ можно выделить традиционные биографии пророка Мухаммеда и приписываемые ему цитаты , которые предоставляют дополнительную информацию о его жизни . Самая ранняя из сохранившихся биографий пророка — это «Сират расуль Аллах» («Жизнь посланника Аллаха ») Ибн Исхака , скончавшегося в 761 или 767 году . Хотя оригинальная работа утеряна, её части дошли до нас в редакциях египетского филолога Ибн Хишама под названием «Книга жития посланника аллаха» («Китаб сират расуль аллах») и ат-Табари как часть его работы Та’рих Ар-Русул Ва-л-Мулук («История пророков и царей») . Хотя наряду с ценной информацией в сочинении Ибн Исхака есть много вымысла и легенд, историки согласны с тем, что она даёт много новой информации о раннем халифате . Исследования и Игнаца Гольдциера побудили учёных провести грань между правовыми и историческими традициями. Согласно Монтгомери Уотту , хотя правовые традиции могли быть изобретены заново, исторический материал должен был быть подвержен в первую очередь тенденциозному формированию, а не изобретению .

Второй важный источник информации о ранней истории ислама — это сборники хадисов , записей традиций и изречений пророка Мухаммеда. Их развитие — важный элемент первых трёх веков исламской истории . В связи с тем, что они были написаны значительно позже смерти пророка, ранние западные учёные не доверяли им и считали вымыслом . Итальянский востоковед и исламовед начала XX века Леоне Каэтани считал приписывание сообщений и высказываний Ибн Аббасу и жене Мухаммеда Аише в основном вымыслом и больше доверял сведениям ранних арабских историков, таких как Ибн Исхак . Немецко - американский исламовед Вилферд Маделунг считает, что не избирательное игнорирование, что не вошло в «ранние источники», — неправильный подход. Вместо этого он подходит к ним в контексте сравнения с данными историков .

Единственным источником о событиях той эпохи, написанным в годы мусульманской экспансии является «Китаб ас-Сакифа» шиита — сборник хадисов и исторических отчётов первого века исламского летоисчисления . Он достаточно подробно повествует о событиях тех лет, в том числе и о вопросе преемственности . Однако ранее относительно надёжности этого источника существовали сомнения, поскольку ряд историков и исламоведов полагал, что данная работа на деле была написана позднее, учитывая, что её самое раннее упоминание в других работах датируется XI веком .

Преемственность Мухаммеда в Коране

Коран , как центральный религиозный текст ислама, прямо не определяет наследника пророка . Однако при этом он подчёркивает важность сохранения уз кровного родства, что может иметь отношение к обсуждению преемственности . Одним из примеров такого напутствия является 20 аят суры 20 ( Ан-Нахль ) , в котором говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» .

С вопросом о преемственности также связано видное положение в Коране семей прошлых пророков. В частности потомки пророков в священном тексте становятся их духовными и материальными наследниками. В Коране неоднократно описывается, как прошлые пророки молились о божественной милости для своих родственников и получали её . Например, после того, как Ибрахим успешно выполнил свою божественную миссию, Аллах в 124 аяте 2 суры ( аль-Бакара ) предлагает ему следующий обмен: «Он [Аллах] сказал [Ибрахиму]: „Я сделаю тебя предводителем людей“ Ибрахим (Авраам) сказал [Аллаху]: „И из моего потомства“. Аллах сказал [Ибрахиму]: „Мой завет не коснётся беззаконников“» То есть, согласно Корану, обещание Аллаха распространялось на всех правоверных потомков Ибрахима, включая Мухаммеда . Фактически, от Ноя до Иисуса все пророки израильтян были из одной семьи .

В Коране неоднократно подчёркивается высокий статус самого Мухаммеда ровно как и предыдущих пророков . Например, « стих очищения » (33 аят 33 суры, « аль-Ахзаб ») обещает полностью очистить родственников и других близких Мухаммеда от скверны . Другим примером является стих о вилаяте (55 аят 5 суры, « аль-Маида »), в котором упоминаются верующие и которые, согласно шиитскому и ряду суннитских толкований, относятся к двоюродному брату и зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу . Однако при этом арабское слово «вали» имеет несколько значений. В этом стихе шииты толкуют его как «Господин» и «Покровитель», а сунниты — как «Друг» .

По словам Вильферда Маделунга, поскольку Коран безусловно отражает взгляды Мухаммеда, он не мог видеть свою преемственность иначе, чем ранние исламские пророки, которые молились о божественном благословении для своих близких родственников в царстве, в правлении, в мудрости, в имамате и т. д. . По мнению Маделунга, достаточно очевиден тот факт, что «он не мог считать Абу Бакра ас-Сиддика своим естественным преемником и был бы явно недоволен его преемственностью» , поскольку в Коране преемственность пророков определяется божественным отбором, а не консультацией . В частности Аллах всегда избирал приемников из семьи пророка вне зависимости от того, становились ли они пророками в дальнейшем .

Преемственность Мухаммеда в хадисах

Праздник Зуль-Ашира

Амбиграмма , на которой имя « Мухаммед » ( араб. محمد ‎) читается как « Али » ( араб. علي ‎) при повороте на 180°

Стих 26:214 («Прибереги своих родственников» или « твою ближайшую родню» ) трактуется учёными исламоведами как напутствие Мухаммеду обратить в ислам своих родственников дабы они не оказались среди неверующих . Он был получен примерно через три года после его первого божественного откровения около 617 года от рождества Христова . Существует немало свидетельств того, что Мухаммед действительно пытался сделать это . Согласно одной из версий, он пригласил родственников на трапезу, позже получившую известность как «Праздник Зуль-Ашира» . По версии Ибн Исхака , после еды Мухаммед рассказал родне об откровении, исламе и Коране и попросил их поддержки: «Кто поможет мне в этом предприятии как не мой брат, душеприказчик и преемник?». Единственным родственником, что предложил руку помощи Мухаммеду, стал самый молодой член семейства, его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб . В ответ Мухаммед положил руку на его плечо и произнёс: «Это Али, мой брат, душеприказчик и преемник. Слушайте его и слушайтесь его» .

Это заявление было встречено насмешками со стороны Абу Лахаба , дяди пророка Мухаммеда и убеждённого политеиста . После этого события гости разошлись . В то же время некоторые источники, например Ахмад ибн Ханбаль , заявляют, что Мухаммеда на собрании не поддержал никто из родственников . Однако имя Али фигурирует в хадисах многих авторов, и примечательно раннее назначение Али преемником пророка Мухаммеда . В частности некоторые авторы приписывают рассказ об этом событии самому Али . Наконец, связь этого события со стихом из Корана, по мнению ряда авторов, предполагает как его подлинность, так и возможность «божественного разрешения» проблемы наследования .

Ас-Суюти

В своём «Тарик аль Хулафа» (« »), Джалалуддин ас-Суюти собрал ряд повествований, которые подтверждают мнение о том, что Мухаммед не называл своего преемника . В одном из них, например, утверждается, что Али сделал следующее заявление: «О люди. Воистину, апостол Аллаха [Мухаммад] ничего не передал нам в отношении той власти, чтобы мы могли по собственному усмотрению утвердить и назначить Абу Бакра». Согласно другому повествованию, когда у Али спросили, хочет ли он назвать своего кандидата в халифы, он ответил: «Апостол Аллаха никого не назначал. Почему я должен это делать?» .

Однако эти утверждения, по мнению учёных, противоречат совокупности свидетельств, свидетельствующих о том, что Али открыто заявлял о своём предполагаемом праве наследовать Мухаммеду. По словам исламоведа С. Джафри, Али считал несправедливым тот факт, что его лишили права руководить исламской общиной . Среди аргументов приводятся свидетельства из хадисов, что он сам рассказывал о случившемся на празднике Зуль-Ашира . В качестве другого примера, приводится история, что через годы после смерти пророка Мухаммеда, Али сослался на событие в Гадир Хумме как аргумент в защиту своих прав на халифат . Точно также в своей знаменитой проповеди Али подчеркнул, что Абу Бакр и Умар установили халифат для себя, хотя они знали, что Али был законным преемником пророка . Также есть свидетельства, говорящие о том, что третий халиф, когда его спросили, собирается ли он назвать своего преемника ответил, что если он выдвинет свою кандидатуру, то «пойдёт по стопам» Абу Бакра, если никого не назовёт — то Мухаммеда .

Джафри к тому же предполагает, что ранние суннитские ученые — мухаддисы и историки — приложили все свои усилия в трудах, чтобы показать, что Али, Абу Бакр и Умар максимально поддерживали друг друга и были согласны с очерёдностью правления. Однако исламовед отмечает, что достаточно хорошо известно, что после смерти пророка Мухаммеда, Али не признавал власть Абу Бакра в течение как минимум шести месяцев . Де-факто до выборов первого халифа Али играл важную роль в жизни пророка и халифата, но после его смерти оказался в значительной степени изолирован от политической жизни .

Хадис положения

Перед тем, как покинуть Медину для проведения длительной экспедиции в Табук в 630 году, пророк назначил Али своим управляющим в городе. После того, как распространились слухи об их ссоре, Мухаммед публично поддержал своего двоюродного брата, сказав: «Разве не доволен ты, Али, стоять передо мной как Харун перед Мусой ? Ведь единственное исключение в том, что после меня не будет пророка ». Согласно другим источникам, Мухаммед также добавил: «Мне не дозволено идти без твоего согласия быть моим преемником » . По словам Ибн Хишама, слухи о ссорах распространялись в Медине « лицемерами » .

Хадис положения предполагает, что Али занимает такое же положение в исламе, как Аарон (традиционно отождествляемый с Харуном) в иудаизме за исключением того, что Али не будет пророком после Мухаммеда. Помимо того, что в Коране Харун называется одним из главных исламских пророков , он отображается в тексте как брат Мусы и назначенный Аллахом его наследник и заместитель . В частности Аарон был оставлен Моисеем (традиционно отождествляется с Мусой) своим заместителем во главе израильтян, когда главный иудейский пророк поднялся на гору Синай .

Именно согласно этому хадису сторонники шиитского ислама считают, что Али должен обладать теми же правами, что и Харун за исключением пророчества . То есть с их точки зрения хадис предполагает, что:

  1. Мухаммед считал Али своим назначенным Аллахом заместителем и вторым лицом в мусульманской общине ;
  2. Мухаммед считал Али своим братом , что подтверждается рядом других повествований, согласно которым, когда мусульмане объединились в братство и поклялись защищать друг друга после переселения в Медину, Мухаммед выбрал своим братом Али и провозгласил: «Ты мой брат и в этом мире, и в будущем » ;
  3. Мухаммед считал Али непогрешимым поскольку непогрешимыми должны быть все лидеры общины и непогрешимыми были прошлые пророки . Это подтверждает и шиитское толкование стиха очищения и хадис положения. При этом суннитами такое толкование оспаривается .

Таким образом, шиитский ислам считает Али назначенным Аллахом преемником Мухаммеда . Не меньшее значение здесь имеют божественные прерогативы, данные потомкам Аарона, включая слова Бога в Танахе : «Я даю ему [Аарону] Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» . Исламоведы сравнивают этот завет и божественную привилегию потомков Аарона с верой шиитов в то, что имамы унаследовали от него власть мудрость и право на власть . В Коране в целом часто повторяется данное Аллахом возвышение потомков пророков над остальными верующими .

Гадир Хумм

Обретение в Гадир Хумме . Иллюстрация из Прощальные признаки прошлых веков персидского энциклопедиста аль-Бируни

Гадир Хумм стал последним местом, где Мухаммед выступил публично за три месяца до смерти . Там же он сделал своей последнее публичное заявление об Али. Однако окончательных суннитских записей слов Мухаммеда на сегодняшний день не сохранилось, хотя некоторые части его проповеди можно найти в более поздних хадисах . 18 марта 632 , после прощального паломничества в Мекку по возвращении в Медину Мухаммед остановился в оазисе Гадир Хумм чтобы сделать заявление. Он приказал идущим впереди вернуться и ждать, пока не подойдут следующие паломники . После полуденной молитвы, во избежание жары для Мухаммеда построили специальный помост в тени .

Когда все собрались, Мухаммад произнёс свою проповедь . В ходе неё (а возможно, даже ранее в Мекке) он предупредил правоверных о своей скорой неминуемой смерти . В этой же проповеди он заявил, что оставляет им две близкие ему вещи — Коран и его Ахль аль-Байт , имея в виду своих близких родственников . Затем он предупредил мусульман: «Будьте осторожны в своём отношении к двум после меня: они никогда не разделятся, пока не будут представлены мне в день воскресения » .

Примечания

Ссылки на Коран
  1. ан-Нахль ( Кулиев ) , шиитское толкование
  2. аль-Бакара ( Кулиев ) — шиитское толкование
  3. Шиитское ( Аль-Ахзаб ( Кулиев ) ) и суннитское ( Аль-Ахзаб ( Порохова ) ) толкование несколько отличаются. См. соответствующий раздел
  4. См. например шиитскую трактовку ( аль-Маида ( Кулиев ) ) и суннитскую ( аль-Маида ( Порохова ) ) на русском языке
  5. аш-Шу‘ара ( Кулиев ) — шиитская
  6. аш-Шу‘ара ( Порохова ) — суннитская
Ссылки на Библию
Комментарии
  1. «Халифа» ( араб. خليفة ‎‎), а точнее полная версия титула, « халифа расуль Аллах », переводится с арабского как «заместитель посланника Аллаха» .
Научные источники
  1. . . — N. Y. : NYU Press , 2003. — P. 6—7. — 320 p. — ISBN 978-0-8147-7564-6 .
  2. . . — Cambr. : Cambridge University Press, 2003. — P. xv. — 237 p. — ISBN 0-521-62936-5 . 17 марта 2022 года.
  3. ↑ // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1964. — Т. 5 : Двинск — Индонезия. — 960 стб.
  4. Donner Fred McGraw . . — Princeton, N.J.: Darwin Press, Inc., 1998. — P. . — 358 p. — ISBN 978-0-87850-127-4 .
  5. Nigosian Solomon Alexander. . — Bloomington: Indiana University Press , 2004. — P. 6. — 200 p. — ISBN 978-0-253-21627-4 . 17 марта 2022 года.
  6. Watt W. Montgomery. . — Oxf. : Clarendon Press , 1953. — P. xv. — 192 p.
  7. en . (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  8. , p. xi.
  9. Caetani Leone. . — Milano: Ulrico Hoepli, 1907. — Vol. II. — P. 691—692. — 778 p. (итал.)
  10. , p. 20.
  11. Reason and inspiration in Islam: theology, philosophy and mysticism in Muslim thought: essays in honour of Hermann Landolt / edited by & , . — L. ; N. Y. : I.B. Tauris , 2005. — P. 59. — 558 p. — ISBN 978-1-85043-470-2 .
  12. . . — Albany, N.Y.: SUNY Press , 1981. — P. 54—55. — 240 p. — ISBN 0-87395-458-0 . 17 марта 2022 года.
  13. . . — L. : , 2003. — P. —88. — 464 p. — ISBN 978-1-85168-331-4 .
  14. . . — Albany, N.Y.: SUNY Press, 2012. — P. 270. — 335 p. — ISBN 978-0-7914-7033-6 . 17 марта 2022 года.
  15. Khetia Vinay. . — Thesis ( PhD ). — Montréal: Concordia University , 2013. — P. 60. — 101 p. 7 октября 2021 года.
  16. ↑ , p. 6.
  17. , pp. 6—8.
  18. ↑ , p. 86.
  19. , pp. 10; , p. 15.
  20. , p. 9.
  21. , pp. 12—16; , p. 16; , pp. 58 & 64—66.
  22. , p. 65.
  23. , p. 64.
  24. , p. 46.
  25. , pp. 16—17.
  26. , p. 16.
  27. , p. 17; , p. 93; , pp. 14—16.
  28. Zwettler Michael. 6. A Mantic Manifesto: The Sura of «The Poets» and the Qur’anic Foundations of Prophetic Authority // / edited . — Ithaca, N.Y.: Cornell University Press , 1990. — P. 75—123. — 251 p. — ISBN 0-8014-9568-7 . — doi : . 17 марта 2022 года.
  29. .
  30. ↑ , p. 137.
  31. , p. 34; , pp. 95—97; , p. 137.
  32. Irving Washington . . — L. : en , 1868. — Vol. VII. — P. 71. — 84 p.
  33. , pp. 95—97; , p. 137.
  34. , pp. 136—137.
  35. , p. 94; , p. 137.
  36. Sodiq Yushau. . — Bloomington: Trafford Publishing, 2010. — P. 64. — 608 p. — ISBN 1-426-92560-3 . 17 марта 2022 года.
  37. A's Suyuti Jalaluddin. = تاريخ الخلفاء / Translated by H.S. Jarrett. — Calcutta: Printed by J.W. Thomas for The Asiatic Society , 1881. — P. 6. — 562 p.
  38. , p. 45.
  39. , p. 253; , p. 311.
  40. , pp. 45—46; , p. 96.
  41. , p. 44.
  42. , pp. 43—46; , p. 69.
  43. , p. 69.
  44. , p. 71.
  45. Мондалиев О. А. Ислам и политика: политизация Ислама или исламизация политики?. — М. : М Маxima, 2008. — С. 238. — 347 с. — ISBN 99-670-5440-9 .
  46. / Sourdel D. , , Jong F. de and // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, and Miss M. Paterson. — Leiden : E.J. Brill , 1997. — Vol. 4. (платн.)
  47. , pp. 11; , pp. 75—76; , pp. 71—73.
  48. , pp. 79—80.
  49. , p. 72.
  50. ↑ , p. 77.
  51. , p. 5.
  52. , p. 48.
  53. , p. 16.
  54. , p. 76; , pp. 119—120.
  55. , p. 75.
  56. , pp. 75—76.
  57. , pp. 8—12.
  58. , p. 18.
  59. , p. 74.
  60. , p. 80.
  61. Муснад имама Ахмада . том 30. хадис 430 (ар.)
  62. / // Encyclopaedia of Islam . THREE : [ англ. ] . — Leiden : Koninklijke Brill , 2014. — ISSN . (платн.)
  63. , p. 74; , p. 79.
  64. Мустадрак аль-Хакима . том 3. хадис 613 (ар.)
  65. , p. 81.

Литература

Same as Преемственность Мухаммеда