Православная иконография Богородицы
- 1 year ago
- 0
- 0
Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.
Название | Икона | Описание |
---|---|---|
Ангел Великого совета | Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета ( Ис. ). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде Архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других) . Образ оказал влияние на сложение в русском искусстве XVI века иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание». | |
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания) |
Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле . |
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа в ангельском чине, до воплощения, в виде Безбородого Юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами, кайма и пояс которой украшены жемчугом. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди, как при причастии. Свиток или книга принципиально отсутствуют. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа ). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает Божественность Творца-Вседержителя, а другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV веке, он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета. |
Ангел Великого Совета, крест нательный. | ||
Великий Архиерей |
Спас Великий Архиерей
— символическое изображение
Христа
в образе
Священника
.
Библейским
источником иконографии служит, по всей видимости, 109
псалом
: «Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…» (
Пс.
).
|
|
Ветхий денми |
Христос Ветхий денми
(Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа,
нимб
обычно кресчатый.
Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету . В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» ( Дан. ). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца , Первого Лица Святой Троицы , приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы , как Отечество и Сопрестолие . Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества ( Быт. ; Быт. ; Исх. , Исх. ; Дан. , и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын . В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми. Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице ( Новгород Великий , XII век). |
|
Всевидящее Око | Всевидящее Око — состоит из четырёх концентрических кругов. От меньшего центрального круга исходят четыре луча. Внутри изображение благословляющего Христа Эммануила. Надпись на окружности: «Очи мои на верныя земли, чтобы они пребывали при мне» ( Пс. ). Второй круг изображает лицо с 4-ми глазами. Надпись на окружности: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» ( Лк. ). Над третьим кругом возвышается Богородица . Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение подавая». Четвёртый круг изображает звездное небо. Над изображением Богородицы возвышается изображение благословляющего обеими руками Саваофа с нимбом в виде восьмиконечной звезды. Вокруг него окружность с надписью: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» ( Ис. ). В концах четырёх лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) — символ 4 евангелистов. Вокруг животных поясняющие надписи: Матфей писан ангел, посол Господень ; Марко писан орлим, возлете на небеса ; Лука писан Телчим, Мир ; Иоанн писан лев, во гробе положиша . | |
Деисус |
Икона или группа икон, имеющая в центре Христа
Пантократора
, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.
Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует ошибочное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы .
|
|
Добрый Пастырь |
Добрый Пастырь
— символическое
именование
и изображение Иисуса Христа, заимствованное из
Ветхого Завета
и повторенное Христом в
Новом Завете
в
аллегорическом
описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с
жезлом
, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно
евангельской
притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (
Лк.
).
Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием. |
|
Древо Иессеево | Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах. | |
Единородный Сыне и Слове Божий | Фактически — Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зла, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях. | |
Лоза Истинная
(Виноградная лоза) |
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» ( Ин. ), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» ( Ин. ). В ранних вариантах ( XV век ) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица , Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир . Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается « Άμπελος », что, собственно и означает «виноградная лоза». | |
Недреманное Око | Спас Недреманное Око (Христос Анапесон ) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел , над ложем — летящий ангел с орудиями страстей . В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Икона появилась в XIV в. на горе Афон | |
Не рыдай Мене, Мати | Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей. | |
Происхождение честных древ Животворящего Креста | Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях. | |
София Премудрость Божия |
|
|
Спас Вседержитель
(Пантократор) |
Вседержитель
или
Пантократор
(
греч.
παντοκράτωρ
—
всевластный
) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на
троне
, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или
Евангелие
, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе
деисусных
композиций, в
иконостасах
, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального
купола
православного
храма
.
Существует несколько подтипов:
|
|
Спас оплечный (Спас оглавный) |
Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
|
|
Спас в рост |
|
|
Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень) |
Нерукотворный Образ Иисуса Христа
,
Спас на убрусе
,
Мандилион
— один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:
|
|
Спас Эммануил | Спас Эммануил , Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом ( Мф. ). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др. | |
Царь Иудейский |
Христос Царь Иудейский
— композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также
Ecce Homo
и
Муж скорбей
).
Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами ( Мф. ).
|
|
Царь Славы
(Христос во гробе) |
Иконографическая композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой. | |
и Предста Царица |
Царь царем
(
Царь царей
) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (
Откр.
), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (
1Тим.
). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»
.
|
|
Церковь Христова |
|
|
Хвалите Господа с небес | Сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом . Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери. | |
Христос
Агнец Божий
(Се Агнец) |
||
Христос Халки , Христос Халкит | Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост) | |
Христос в темнице
(«Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос») |
Христос в темнице — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой. | |
Предвечный Младенец
(Богомладенец Христос на руках святого праведного Симеона Богоприимца) |
|
Предвечный Младенец
— иконографический тип изображения Иисуса Христа в виде Богомладенца сидящего на руках. Обычно характерен для иконографии Богородичных икон. Но, имеется единственное исключение - иконы изображающие Богомладенца на руках святого праведного Симеона Богоприимца.
Явленный 11/24 мая 1800г. Образ в Красном Селе Санкт-Петербурга Предвечного Младенца на руках святого праведного Симеона Богоприимца . |