Interested Article - Обжинки

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»
А. Ковальский-Веруш . Дожинки. 1910
М. Стахович . Дожинки. 1821
. Богородица травная ( польск. Matka Boska Zielna )
Обжинки. Нижняя Силезия , Польша. 2016

Обжи́нки ( Дожи́нки , Успе́ние ) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа , славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна .

Праздник включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал « », обливания жниц и праздничную трапезу.

Другие названия

рус. Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Спасов день, Дежень , Овсяница , Оложиницы, Засидки, Складчины , Осенины, Земля-именинница , Большая пречистая, Успенщина, Успение , Успенькин день ; белор. Талака, Спажá, Сплине, Вспленье ; укр. Перша Пречиста ; болг. Голяма Бугройца ; польск. Plon, Pepek (Пупок), , Matka Boża Owocowa , ; чеш. Maria Kořenná na nebe vzeti , чеш. и словацк. Dožinky, Obžinky, Dožata, Homola .

Время проведения

В XIX — начале XX веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению , в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженья) . В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа) . Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии ( польск. , 15 августа).

У поляков Обжинки отмечали после завершения уборки каждой из зерновых культур и в конце всей жатвы; последние нередко назывались «окренжна» — ( польск. okrężna ) . В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи в Вармии и Мазурии назывался plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков — okrężyie и dożynki . В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других — только в конце жатвы яровых .

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь отмечала завершения жатвы 8 (21) сентября , выезжая на острова для проведения праздника .

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча , чтобы не беспокоить « дух поля », который переселяется в него . По завершении работ жнеи катались по ниве со словами :

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» волотам , Волосу , Николе , Илье-пророку , «Божью бороду», «козу», « деда », «перепёлку» :

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль . Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе .

В некоторых местах последний сноп связывали специальным небольшим свитком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой» .

Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками . После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину» .

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевали [ источник не указан 2703 дня ] :

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки.
Диво-диво!

Наш хозяин тетерев
За горилкой полетел,
Диво-диво!

А хозяйка тетера,
У те готова вечеря?
Встречайте со жнива,
Ой, диво-диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявлялось в таких «толоках» или «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служило угощение. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят…

В Ярославской губернии последний сноп «дожина» являлся всегда снопом ярового хлеба. Жницы с поля несли его в свой дом и клали в передний угол или на передний «попавошник», или на лавку. Часто это сноп стоял в переднем углу под «божницей». В иных местах последним выступал овсяный сноп. Снопом этим на Покров день , хозяин дома «закармливал скот». Для этого он утром в Покров день шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа. Сноп этот раздавал в рукавицах — «чтобы скот зимою не зазяб» .

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней дня после этого дня. Сроки обычно корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда успевали отсеяться к Яблочному Спасу .

Утром, пред выходом на посев озимых, вся семья усердно молилась, хозяйка вручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них в мешках укладывал семена ржи. На поле засевальщика встречали дети с пирогом и грешневой кашей. После засева пирог и каша съедались там же всей семьёй .

Иные обряды

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении .

В этот день святили жито и всё что растёт на поле, а также цветы . Поляки в этот день святили в костёлах зерновые культуры, горох, лён, овощи, фрукты, а также лекарственные растения, или травы, которые могли защитить от чародейства .

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—16-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха , Семик - Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках .

На Украине с этого дня и до Покрова начинали засылать сватов : «Пришла Пречистая — принесла сватов нечистая» ( укр. Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста ) .

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно» . В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба .

В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе .

В Словении считается последним днём лета или первым днём осени, с которого охлаждается вода и уже не купаются .

У болгар это был один из праздников урожая. В некоторых районах устраивались общесельские трапезы с поеданием жертвенных животных. Во время празднования танцевали общесельский хоровод ( болг. хора ), на который полагалось выйти в новой одежде. В хороводе участвовали не зависимо от возраста, начинал его наиболее удачливый в прошедшем сезоне хозяин .

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах , приводит . «Рябиновая ночь бывает меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая» .

Фестивали «Дожинки»

В Польше с 1927 по 1938 годы в Спале ежегодно проходил фестиваль , проводившийся в том числе и на территории Западной Белоруссии . В 2000 году были возрождены как «Дожинки президентские» .

В Белоруссии с 1996 года ежегодно проводится Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки» ( белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі «Дажынкі» ).

Поговорки и приметы

  • Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ) .
  • Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое .
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить .
  • Спажа — хлеба дежа ( белор. Спажá — хлеба дзяжа ) .
  • Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает ( укр. Пéрша жито засіває, а Друга помагає ) .
  • Пречистая мать (успение) засевает, а Покров собирает .

См. также

Примечания

  1. , с. 367.
  2. , с. 110.
  3. , с. 585.
  4. , с. 448.
  5. Дожинки // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. "Дожинки".
  6. , с. 466.
  7. Б. Рыбаков объединяет этот праздник с Рождеством Богородицы, Осенними пожинками 8 (21) сентября . См. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981; В то же время полещуки считали, что жатва заканчивается до Яблочного Спаса . См. Толстая С. М. Полесский народный календарь — М.: Индрик, 2005
  8. , с. 129.
  9. , с. 135.
  10. , с. 15.
  11. , с. 10.
  12. . Дата обращения: 18 октября 2015. 15 марта 2016 года.
  13. , с. 189.
  14. , с. 450.
  15. , с. 181.
  16. .
  17. , с. 141.
  18. , с. 651.
  19. , с. 368.
  20. , с. 553.
  21. , с. 233.
  22. , с. 76.
  23. , с. 94.
  24. , с. 742.
  25. , с. 415.
  26. , с. 158.
  27. , с. 94.
  28. , с. 262.
  29. , с. 113.
  30. , с. 366.
  31. , с. 29.
  32. , с. 111.
  33. , с. 111–112.
  34. , с. 233.
  35. , с. 177.
  36. , с. 37.
  37. , с. 13.
  38. , с. 100.
  39. , с. 212.
  40. , с. 93.
  41. Хроника Саксона Грамматика , XII в.
  42. , с. 169.
  43. , с. 88.
  44. , с. 236.
  45. , с. 230–250.
  46. от 27 июня 2015 на Wayback Machine // Polskie Radio
  47. [www.calend.ru/holidays/0/0/1812/7/ Дожинки].
  48. , с. 365.
  49. , с. 66.
  50. , с. 114.
  51. , с. 95.
  52. .

Литература

Ссылки

  • // Российский этнографический музей
  • // Российский этнографический музей
  • Березович Е. Л. // Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета
  • — дожиночные обряды Кадуйского района Вологодской области
  • (польск.) . Архивировано из 2 февраля 2017 года.
  • (польск.) . 24 сентября 2009 года.
  • (польск.)
  • (англ.)
  • (польск.)
  • – Muzeum Wsi Radomskiej w Radomiu (польск.)
Источник —

Same as Обжинки