Каменные палатки
- 1 year ago
- 0
- 0
Каменные каноны эпохи Сипин ( кит. 熹平石经 ) — важное событие в истории канонизации китайской словесности, произошедшее на закате династии Хань . По инициативе Цай Юна (132—192), (?—196) и других конфуцианских учёных император Лин-ди постановил вырезать в камне тексты нескольких книг, претендующих на статус классиков, — дабы застраховать их от привносимых модификаций. Указ был вынесен в 4-й год ( 175 ), но осуществление проекта было завершено только в 183 году . Результатом стало создание 46 стел, которые установили перед воротами академии Тай сюэ в Лояне.
Лоян , столица Восточной Хань , была разрушена в 190 году войсками Дун Чжо . Вступив на престол царства Вэй в 220 году , Цао Пэй (приняв имя Вэнь-ди) отдал приказ о реставрации канонов (сохранившиеся фрагменты обнаруживают следы повторной нарезки). Начиная с VI века уцелевшие стелы неоднократно транспортировались. В 546 году, при доставке в новую столицу Е, несколько из них утонуло. Каталогизацией оставшихся фрагментов занимался Вэй Чжэн (580—643), автор Истории династии Суй . По его свидетельству, сохранившийся текст составил 1/10 от первоначального .
Более 100 новых фрагментов были обнаружены на раскопках развалин Тай сюэ в 1922, новые открытия последовали в 1934, 1962 и 1980 годах.
Создание «каменных канонов» создало прецедент, которому следовали поздние династии: новые каменные каноны ( кит. , были созданы уже в царстве Вэй в эпоху Чжэнши ( кит. 正始 ; 240—249). В отличие от канонов Сипин, они были исполнены в трёх каллиграфических стилях. Поздние историографы ошибочно приписали это нововведение самим канонам Сипин . К 623 году ( династия Тан ) относятся «каменные каноны в пяти стилях» ( кит. 五體石經 ).
Изучением ранее известных фрагментов первых каменных канонов занимались учёные династий Сун и Цин. Наряду с другими стелами династии Хань, сохранившиеся фрагменты канонов Сипин являются ценными образцами официального каллиграфического стиля лишу . Они хранятся в Китайском национальном музее (Пекин), Шанхайском музее , ( Тайбэй ) и других крупнейших коллекциях.