Барсуков, Александр Платонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Плато́нович Плато́нов ( укр. Микола Платонович Платонов ; настоящая фамилия Слуцкий , укр. Слуцький ; 13 декабря 1902 , Канев — 8 октября 1968 , Новосибирск ) — украинский советский оперный певец ( тенор ).
Микола Слуцкий родился 13 декабря 1902 года в Каневе . Был младшим ребёнком в семье православного священника Платона Слуцкого. До начала певческой карьеры выучился на ветеринара .
Профессионально вокалу учился предположительно с 1921 года у Елены Муравьёвой , преподавателя , готовившей также с 1920 года солистов оперы в Киевской консерватории . Одним из самых известных учеников Муравьёвой был Иван Козловский , оставивший о ней комплиментарные воспоминания. По свидетельству ученицы Платонова , «Николай Платонович знал секреты старой итальянской вокальной школы, которую он унаследовал от Е. А. Муравьёвой, и конкретно показывал, как ей владеть» .
В период обучения у Муравьёвой Микола Слуцкий мог познакомиться с обучавшимися у неё же будущими дивами киевской оперы Оксаной Петрусенко и Зоей Гайдай , позже ставшей женой Николая Платонова. Галина Зайцева со слов самого Платонова рассказывала, что Гайдай занималась голосом с Муравьёвой до самой её смерти в 1939 году, а после продолжила заниматься голосом с мужем, «так как она совершенно не могла петь без постороннего „уха“» .
В первой половине 1920-х годов Микола Слуцкий участвовал в концертах появившейся в 1920 году украинской хоровой капеллы «Думка» ( аббревиатура украинского названия « Д ержавна у країнська м андрiвна ка пела», рус. «Государственная украинская передвижная капелла» ). «Думка» гастролировала по всему СССР, и на одном из гастрольных выступлений молодого певца заметил Константин Станиславский , пригласивший Слуцкого в свою в Москве .
Приняв предложение Станиславского, Микола Слуцкий был поселён в том же доме в Леонтьевском переулке , дом 6, где располагалась Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского и где последние семнадцать лет своей жизни жил сам Станиславский (в 1948 году в этом доме был открыт мемориальный Дом-музей К. С. Станиславского ) .
Сразу по приезде Слуцкий был введён в уже идущий спектакль «Евгений Онегин» на роль Ленского. В работе над партией Ленского ему помогал Леонид Собинов , подаривший молодому певцу трико, в котором он сам пел Ленского. Слуцкий хранил это трико всю жизнь и показывал своим ученикам. Перед своей премьерой он увидел на афише спектакля вместо своей фамилии фамилию Платонов . Расстроенный своим отстранением от спектакля, он обратился к Станиславскому, который ограничился коротким объяснением: «Коля! В Киеве каждый второй сапожник — Слуцкий. Поэтому отныне ты будешь Платоновым». Де-факто Слуцкий получил от Станиславского пожизненный псевдоним. В 1926 году Станиславский приступил к репетициям нового спектакля «Царская невеста», но Николай Платонов получил в нём роль только в третьем составе .
В музыкальном фильме « » 1936 года режиссёра Ивана Кавалеридзе по пьесе Ивана Котляревского сыграл одну из главных ролей — роль Петра .
В 1937 году сделал самую раннюю известную запись украинского романса « Ніч яка місячна » ( рус. «Ночь какая лунная» ) с аккомпанементом Оскара Сандлера (фортепиано), Л. Розенфельда (скрипка) и В. Хотинского (виолончель). Грампластинка с записью романса была издана с этикеткой на украинском языке . Единственный известный сохранившийся экземпляр грампластинки находится в частной коллекции Олега Беседина (Днепропетровск) .
С началом Второй мировой войны на территории СССР Академический театр оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко был эвакуирован в Уфу , где Зоя Гайдай и Николай Платонов первое время жили на квартире у солистки Башкирского государственного театра оперы и балета Бану Валеевой .
Умер в Новосибирске . Похоронен на Заельцовском кладбище (квартал 38).