Interested Article - Шейдеман, Генрих

Генрих Ше́йдеман ( нем. Heinrich Scheidemann , 1595, Вёрден , Гольштейн — 1663, Гамбург ) — немецкий композитор, органист и клавесинист.

Биография

Сын органиста Давида Шейдемана, работавшего в Вёрдене и с 1604 Гамбурге ( ), от которого и получил первые уроки музыки. В 1611—1614 годах вместе со своим другом учился в Амстердаме у Я. П. Свелинка на грант Собора Св. Екатерины. Предпосылками этого гранта было желание основных церквей Гамбурга обучать будущих органистов у Свелинка. Был одним из любимых учеников композитора, который посвятил ему один из канонов .

В 1629 году наследовал своему отцу как главный органист Собора Св. Екатерины. Место это занимал до самой своей смерти. Шейдеман завоевал репутацию среди всех музыкантов города и славился как органный мастер. Именно он проверял и принимал многие органы Северной Германии. Самым значительным его учеником был И. А. Рейнкен .

Творчество

Генрих Шейдеман — крупный представитель Северонемецкой органной школы , сочетавшей стиль Свелинка с элементами северонемецкой барочной традиции. Является одним из самых значимых северонемецких композиторов XVII века. В отличие от таких барочных композиторов, как М. Преториус , С. Шейдт , И. Г. Шeйн , которые работали во многих жанрах, писал почти исключительно для органа. Всего сохранилось более 80 органных композиций, среди которых хоральные прелюдии («преамбулы»), хоральные фантазии (самая крупная — «Jesus Christus, unser Heiland»), интабуляции мотетов других композиторов (семь — Орландо Лассо, три — Х. Л. Хасслера, по одному Иеронима Преториуса и Джованни Бассано). Особое место занимают органные «Магнификаты» во всех восьми тонах : они «стандартно» состоят из четырёх частей, в которых изобретательно разрабатывается псалмоподобная мелодия магнификата (выступающая в функции cantus firmus ). Исследователи предполагают, что части органного магнификата (которые ныне исполняются как инструментальный «цикл») во время богослужения вставлялись между стихами вокального магнификата, наподобие органных версетов .

В музыке для клавесина (всего более 20 пьес, преимущественно светских танцев — аллеманды, куранты, balletti и др.) значительно влияние английских вирджиналистов, с одной стороны, и техники вариаций Свелинка, с другой. Примером может служить гальярда (в оригинале Galliarda ex D), где после изложения темы следуют весьма изобретательные и виртуозные вариации.

Сохранились также 34 обработки лютеранских духовных песен для голоса и basso continuo (нецифрованного), опубликованные в сборниках Иоганна Риста в 1651 и 1658 гг.

Сочинения Шейдемана в XXI веке принято идентифицировать по каталогу П. Дирксена (2007) , используемое сокращение — WV .

Избранные сочинения

для органа

  • Магнификат первого тона
  • Магнификат второго тона
  • Магнификат третьего тона
  • Магнификат четвёртого тона
  • Магнификат пятого тона
  • Магнификат шестого тона
  • Магнификат седьмого тона
  • Магнификат восьмого тона
  • Хоральная фантазия «Jesus Christus, unser Heiland»
  • Хоральная прелюдия «Christ lag in Todesbanden»
  • Хоральная прелюдия «Erbarm dich mein»
  • Хоральная прелюдия «Aus tiefer Not schrei ich zu dir»
  • Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» (3 пьесы)
  • 12 прелюдий (Praeambula): C-dur, G-dur, d-moll etc.
  • Фуга d-moll
  • Канцона G-dur
  • Токката G-dur
  • Angelus ad pastores ait (интабуляция мотета Лассо)
  • Verbum caro factum est (интабуляция мотета Хасслера)
  • Dixit Maria ad angelum (интабуляция мотета)
  • Benedicam Dominum in omni tempore (интабуляция мотета)
  • Surrexit pastor bonus (интабуляция мотета Лассо)

для клавесина

  • 5 аллеманд
  • 2 balletti (WV 111…)
  • 12 курант
  • Гальярда с вариациями (Galliarda ex D)
  • Mascherata (2 пьесы)

Примечания

  1. (англ.) — 1996.
  2. Большая российская энциклопедия . Т. 34. М., 2017, с. 149.
  3. Dirksen P. Heinrich Scheidemann’s Keyboard Music: Transmission, Style and Chronology, 2007.
  4. Маскерата — итальянский танец XVI века, особенно популярный во Флоренции.

Издания сочинений

  • Orgelwerke 1. Choralbearbeitungen, hrsg. v. Gustav Fock. 7. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2006.
  • Orgelwerke 2. Magnificat-Bearbeitungenhrsg. v. Gustav Fock. 3. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2006.

Литература

  • Breig W. Die Orgelwerke von Heinrich Scheidemann // Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft. Bd.3. Wiesbaden, 1967, ISBN 3-515-00218-9 ( ).
  • Breig W., Dirksen P. Scheidemann // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  • Dirksen P. Heinrich Scheidemann’s keyboard music. Its transmission, style and chronology. Aldershot: Ashgate, 2007; 2-е изд. New York; London: Routledge, 2016. ISBN 978-0-7546-5441-4 ( )
  • Beckmann K. Die Norddeutsche Schule. Orgelmusik im protestantischen Norddeutschland zwischen 1517 und 1755. Teil II. Blütezeit und Verfall 1620—1755. Mainz: Schott 2009.
Источник —

Same as Шейдеман, Генрих