Interested Article - Ван Зандт, Таунс
- 2020-12-08
- 1
Таунс Ван Зандт ( англ. John Townes Van Zandt , 7 марта 1944 года — 1 января 1997 года ) — американский автор-исполнитель кантри и фолка .
Как исполнитель Ван Зандт имел ограниченный успех — он никогда не попадал в чарты Billboard , издавался на маленьких лейблах и выступал в скромных клубах и кофейнях под аккомпанемент собственной гитары . На протяжении карьеры его сопровождали также личные проблемы — артист боролся с депрессией, алкогольной и наркотической зависимостью . Вместе с тем, он был широко признан как один из лучших кантри- и фолк-исполнителей поколения . Продолжая традиции странствующих музыкантов вроде Вуди Гатри и , он вёл кочевой образ жизни, но имел статус культовой фигуры и непререкаемого авторитета среди остальных авторов песен . Его сильное влияние на свое творчество подчеркивали Гай Кларк , Лайл Ловетт , Стив Эрл , Родни Кроуэлл , Нэнси Гриффит и многие другие .
Несмотря на отсутствие у Ван Зандта широкой популярности, некоторые его песни всё же стали знаменитыми благодаря успешным кавер-версиям . Наибольшую известность ему принесли композиции « If I Needed You » и « Pancho & Lefty », перепетые его коллегами в начале 1980-х годов . Первую сделали хитом Эммилу Харрис и Дон Уильямс , а вторую подняли на вершину кантри-чартов Вилли Нельсон и Мерл Хаггард . Всего же композиции Ван Зандта исполняли более полусотни различных артистов, среди которых Боб Дилан , Гай Кларк , Стив Эрл , , Рики Скэггс , Лайл Ловетт , Нора Джонс , Роберт Плант , Элисон Краусс , Гиллиан Уэлч и Джон Прайн . Даже такие стилистически далёкие от самого Ван Зандта группы как Cowboy Junkies и Tindersticks тоже записывали его творчество на своих альбомах .
Артист посвящён в (2016) . Журнал Rolling Stone поставил его на позицию № 83 в своём списке «100 величайших кантри-артистов всех времён» (2017) .
Биография
Ранние годы
Таунс Ван Зандт родился в городе Форт-Уэрт , в знаменитой техасской семье . Так, округ Ван Зандт в этом штате был назван в честь его прапрадеда — законодателя и политика . Прадед по материнской линии, Джон Таунс, являлся одиним из основателей и первым деканом юридического факультета Техасского Университета . Его отец занимался нефтяным бизнесом и поэтому семья часто переезжала с места на место, пожив в Монтане , Колорадо , Иллинойсе , Миннесоте и других регионах. Данная особенность в дальнейшем определила кочевой образ жизни артиста . Детство Ван Зандта было счастливым — он играл в футбол, бейсбол и обожал разыгрывать окружающих . В девять лет Таунс увидел по телевизору выступление Элвиса Пресли в « Шоу Эда Саливана » и попросил у отца гитару на Рождество . Впоследствии он вдохновлялся творчеством Лайтнин Хопкинса , Хэнка Уильямса и Боба Дилана . Два года Ван Зандт учился в военной академии при частной школе Шаттак Сент-Мари , затем в Университете Колорадо и на подготовительных курсах юридического факультета Хьюстонского Университета .
В студенчестве Ван Зандту поставили диагноз «маниакальная депрессия с шизофреническими тенденциями» . В 1964 году он бросил обучение в Университете Колорадо и отправился путешествовать по Оклахоме в тайне от родителей (предоставив декану подложное письмо об их согласии) . Тогда он уже злоупотреблял алкоголем, нюхал клей и страдал депрессией, а врачи подозревали у него склонность к суициду . Узнав о «побеге», родители поместили его в психиатрическую больницу . В период с апреля по июнь 1964 года его лечили там с помощью электрошоковой и инсулинокоматозной терапии . В итоге Ван Зандт начал страдать провалами в памяти и утратил воспоминания о своём детстве . По этим причинам его позднее не взяли в Военно-воздушные силы США , куда он пытался попасть на службу . На протяжении дальнейшей жизни Ван Зандт боролся с депрессией, алкогольной и наркотической зависимостью . В 1971 году он пережил почти смертельную передозировку героина . Такой жизненный опыт находил отражение и в его песнях .
Карьера
После многолетней игры на гитаре для себя и друзей Ван Зандт в середине 1960-х годов стал выступать в клубах Хьюстона . Там он сначала слушал, а затем открывал концерты таких артистов, как Гай Кларк , , Док Уотсон и Лайтнин Хопкинс . Последний оказал сильное влияние на Ван Зандта, особенно на его гитарную технику . В связи со смертью отца в 1966 году он был вынужден бросить обучение на юридическом факультете и начать зарабатывать на жизнь музыкой . Услышав однажды вечером в Хьюстоне выступление Ван Зандта, другой техасский автор-исполнитель, , помог ему получить в 1967 году контракт с независимым рекорд-лейблом Poppy Records в Нэшвилле . Таким образом, в 1968 году вышла дебютная работа Ван Зандта For the Sake of the Song . Пластинка была спродюсирована , который до этого работал над альбомами Джонни Кэша и Джерри Ли Льюиса .
В сотрудничестве с Poppy Records Ван Зандт выпустил следующие пять альбомов . Эти релизы содержали композиции, составившие основу его наследия и репертуара: «Waiting Around To Die», «I’ll Be Here in the Morning», «Don’t Take It Too Bad», «Lungs», «To Live’s to Fly», «Tecumseh Valley», «No Place to Fall», « If I Needed You » и « Pancho & Lefty » . Наряду с Крисом Кристофферсоном Ван Зандт принадлежал к новой волне утончённых авторов песен, возникшей в 1960-х годах . В 1970-е он стал частью техасского движения и тренда к возрождению хонки-тонка наряду с Гаем Кларком и . Как и его земляки, он в равной степени испытывал влияние как хонки-тонковых традиций тоскливых баллад, так и «исповедальной» музыки авторов-исполнителей вроде Боба Дилана . Его творчеству было свойственно также выраженное блюзовое влияние, которое дополнял натужный и эмоциональный вокал . Песни Ван Зандта обычно рассказывали истории с глубоким подтекстом, одновременно отличаясь более зловещим и мрачным настроением, чем у его коллег по цеху .
В 1973 году Ван Зандт начал записывать в Нэшвилле материл для нового альбома под рабочим названием Seven Come Eleven — в частности, такие композиции как «Rex’s Blues», «No Place to Fall» и «White Freightliner Blues» . Однако из-за экономических сложностей тогдашний менеджер артиста, Кевин Эггерс, не смог оплатить студийное время и услуги персонала. Из-за этого владевший студией продюсер Джек Клемент отказался отдавать ему уже готовые плёнки (они в итоге оставались невыкупленными многие годы) . Кроме того, альбомы Ван Зандта продавались неважно и финансовые проблемы ударили по лейблу Poppy Records, что во многом и послужило причиной его банкротства . В конечном счёте записанные в ходе тех сессий песни увидели свет лишь в 1993 году на диске The Nashville Sessions .
С 1967 года Ван Зандт жил в Нэшвилле периодами, перемещаясь между Остином , Хьюстоном , Нью-Йорком и . Однако в 1976 году по настоянию своего нового менеджера он перебрался в «столицу кантри» окончательно . Перейдя на лейбл Tomato Records, Ван Зандт выпустил свой первый концертник — Live At The Old Quarter, Houston, Texas (1977), содержавший обширную подборку его лучших песен (как шуточных, так и более серьёзных), а также блюзовые каверы. В следующем году появилась очередная студийная работа Ван Зандта — Flying Shoes (1978), спродюсированная , работавшим десятилетием ранее в Мемфисе с Элвисом Пресли . После этого Ван Зандт не записывал студийные работы на протяжении девяти лет, но тем не менее продолжал активно гастролировать . На короткое время он переселился в Техас , но в середине 1980-х годов вернулся в Нэшвилл . В этот период его песни начали получать успех благодаря кавер-версиям, которые записывали Мерл Хаггард и Вилли Нельсон , Эммилу Харрис , Нэнси Гриффит и .
В 1987 году на лейбле наконец вышел новый альбом Ван Зандта — At My Window . Его голос к тому моменту стал более низким, но сохранил фирменное потрёпанное, словно отражающее усталость после долгого пути, звучание . Незадолго до релиза почитатель и друг певца, Стив Эрл , сделал известное заявление о том, что Ван Зандт — лучший автор песен на свете, выразив также готовность «забраться в своих ковбойских сапогах на кофейный столик Боба Дилана и повторить сказанное» . Стикеры с данной цитатой появились на обложке альбома, и в итоге она разошлась по СМИ и с тех пор часто приводится в статьях о Ван Зандте . Сам он отреагировал на это с юмором: «Я пересекался с телохранителями Боба Дилана. Если Стив Эрл думает, что сможет забраться на его кофейный столик, то он жестоко заблуждается» . Эрл позже скорректировал свое заявление, сказав что считает Дилана и Ван Зандта авторами одного порядка .
В 1990 году Ван Зандт гастролировал с группой Cowboy Junkies и написал для неё песню «Cowboy Junkies Lament». В ответ команда посвятила ему трек «Townes Blues» . В 1994 году артист выпустил свой последний альбом — No Deeper Blue , записанный в Ирландии с местными музыкантами .
Успех
Ван Зандт получил ограниченный коммерческий успех, в том числе из-за личных проблем, непостоянного менеджмента , недостатка продвижения и дистрибуции его альбомов, выходивших на маленьких независимых лейблах . Кроме того, он не стремился писать популярный материал и опирался на собственные представления о музыке и поэзии .
Артист был широко почитаем и востребован как автор песен своими коллегами, многие из которых сами являлись признанными сочинителями . Среди них Гай Кларк , Вилли Нельсон , Эммилу Харрис , Стив Эрл , Нэнси Гриффит , Боб Дилан , Роберт Плант , Лайл Ловетт , Нора Джонс и . За характерную образность текстов, сравнимую по впечатлениям с работами лучших художников- экспрессионистов , журнал Billboard назвал его « Ван Гогом поэзии» . В Нэшвилле Ван Зандт имел репутацию эталона для других авторов песен, а в Техасе — неформального поэта-лауреата этого штата . Между тем собственные записи артиста никогда не попадали в чарты Billboard . Широкую известность он получил благодаря кавер-версиям его песен « If I Needed You » и « Pancho & Lefty » . Став кантри-хитами в первой половине 1980-х годов в исполнении коллег Ван Зандта, они в итоге оказались наиболее знаменитыми его работами за пределами музыкальных кругов .
В 1968 году выступление Ван Зандта в клубе увидела Эммилу Харрис и была поражена выразительностью его поэзии и манерой пения, напомнившей ей вокал Хэнка Уильямса . В 1976 году она первой среди «больших» артистов записала кавер-версию песни Ван Зандта — это была «Pancho & Lefty» . В 1981 году её интерпретация «If I Needed You» дуэтом с Доном Уильямсом заняла строчку № 3 в Hot Country Songs , обеспечив таким образом творчеству Ван Зандта первый успех в чартах . Позднее «Pancho & Lefty» в исполнении Харрис услышал Вилли Нельсон — пластинку с песней артисту дала его дочь Лана . Вдохновившись этой композицией, Нельсон вместе с Мерлом Хаггардом записал её в качестве заглавного трека для их совместной пластинки . В итоге версия Нельсона и Хаггарда в 1983 году заняла вершину Hot Country Songs . Сам Ван Зандт сыграл в клипе на неё эпизодическую роль капитана мексиканской полиции . Хотя именно эти две композиции стали его самыми известными, другие песни Ван Зандта записывали более 50 различных артистов . В то же время, по причине уникальной подачи самого Ван Зандта, его творчество остается достаточно сложным для интерпретации другими исполнителями .
Смерть
В 1996 году за пять-шесть дней до Рождества Ван Зандт в своём доме в пригороде Нэшвилла сломал бедро, упав на бетонной лестнице . Вопреки советам родных и коллег, он почти две недели не обращался к врачу . Вместо госпиталя Ван Зандт отправился в Мемфис , где работал в студии над новым проектом со из коллектива Sonic Youth и группой Two Dollar Guitar . Однако рекорд-сессии в итоге продлились три дня и были прерваны музыкантами и персоналом под предлогом технических неполадок, а певец под давлением бывшей жены Дженн всё же поехал в больницу . Получив с неё обещание не оставлять его там, а забрать домой, он согласился на операцию . В результате после процедуры, вопреки рекомендациям врачей остаться в стационаре и пройти алкогольную детоксикацию , Ван Зандт был выписан по требованию Дженн . В тот же день, 1 января 1997 года, он умер у себя дома от сердечного приступа в возрасте 52 лет . По совпадению в эту же дату много лет назад скончался Хэнк Уильямс , с которым Ван Зандта иногда сравнивают как в плане творческого, так и жизненного пути .
В декабре 1997 года , Лайл Ловетт , Родни Кроуэлл , Эммилу Харрис , Вилли Нельсон , Гай Кларк , Нэнси Гриффит , Стив Эрл , , а также Джон Ван Зандт (старший сын певца), сыграли в память о нём специальный концерт, показанный в марте 1998 года в эфире телешоу . В 2000-е годы интерес к творчеству и жизни Ван Зандта возобновился и в результате впервые были изданы его редкие студийные работы 1960-х и 1970-х годов, концертные выступления, а также выпущены документальные фильмы и книги о нём . Неугасающий интерес к творчеству Ван Зандта отражали и интерпретации его песен другими артистами, например, дуэт Элисон Краусс и Роберта Планта «Nothin'», равно как и трибью-альбомы, наиболее известным из которых стал диск Townes (2009) Стива Эрла . Последний является одним из самых лояльных последователей артиста, регулярно исполняя и записывая его материал вроде «Tecumseh Valley» и «White Freight Liner Blues» . Помимо известного заявления о превосходстве Ван Зандта над Бобом Диланом , он также отличился тем, что назвал в его честь своего сына .
Личная жизнь
Таунс Ван Зандт был трижды женат и разведён (его супруги: Фрэн Питтерc, Синди Морган, Дженн Манселл) . У него трое детей: Джон от первого брака, а также Кэти и Уильям от третьего брака — все носят его фамилию .
Ван Зандт был лучшим другом и соратником по творчеству Гая Кларка и его жены Сюзанны Кларк , которая регулярно звонила Ван Зандту по утрам, чтобы вдохновить его . Также он был шафером на их свадьбе и после этого восемь месяцев жил у них дома .
Награды и почести
- Премия в номинации President’s Award (2007)
- Посвящение в (2015)
- Позиция № 2 в списке «100 лучших авторов песен, упущенных Rolling Stone» газеты The Telegraph (2016)
- Посвящение в (2016)
- Позиция № 83 в списке «100 величайших кантри-артистов всех времен» журнала Rolling Stone (2017)
Дискография
Студийные альбомы
Перезапись, демо, неизданное
Совместные альбомы Texas Rain (2001, с Вилли Нельсоном , Эммилу Харрис и другими) [запись 1990-х годов] |
Концертные альбомы
Концертное видео
|
Материалы
Литература
- Atkinson, Brian T. . — Texas A&M University Press, 2011. — 274 p. — ISBN 9781603445269 .
- Carlin, Richard. // . — Taylor & Francis, 2003. — P. 413—414. — 497 p. — ISBN 9780415938020 .
- Corcoran, Michael. // . — University of North Texas Press, 2017. — P. 74—80. — 321 p. — ISBN 9781574416688 .
- Country Music Hall of Fame and Museum. Townes Van Zandt // (англ.) . — Oxford University Press, 2012. — P. 1536—1537 (по URL). — ISBN 9780199920839 .
- Flippo, Chet. (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall, 1997. — 18 January ( vol. 109 , no. 3 ). — P. 9, 89 . — ISSN .
- Hardy, Robert Earl. . — University of North Texas Press, 2008. — 322 с. — ISBN 9781574412475 .
- Kruth, John. . — Da Capo, 2007. — 358 с. — ISBN 9780306815539 .
- Larkin, Colin. // . — Omnibus Press, 2011. — P. 1964—1965 (по URL). — 2054 p. — ISBN 9780857125958 .
- Malone, Bill C.; Laird, Tracey. . — University of Texas Press, 2018. — P. 461—462. — 769 p. — ISBN 9781477315354 .
- Wolff, Kurt. // . — Rough Guides, 2000. — P. 379—381. — 612 p. — ISBN 9781858285344 .
Фильмы
- Szalapski, James (1981). Heartworn Highways (DVD).
- Brown, Margaret (2004). Townes Van Zandt: Be Here to Love Me (DVD).
Примечания
- ↑ , p. 1536.
- , p. 1964.
- ↑ , p. 9.
- Strauss, Neil (англ.) . The New York Times (1997). Дата обращения: 12 февраля 2018. 20 июля 2018 года.
- . Washington Post (англ.) . 1997-01-04. из оригинала 28 июля 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- ↑ , p. 76.
- ↑ , p. 379.
- ↑ . Billboard . из оригинала 4 июля 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- ↑ (англ.) . nashvillesongwritersfoundation.com. Дата обращения: 11 февраля 2018. 20 июля 2018 года.
- ↑ . Rolling Stone. Дата обращения: 11 февраля 2018. 20 июля 2018 года.
- , pp. 8—9.
- , pp. 11—12.
- ↑ . Texas Monthly (англ.) . 1998-03-01. из оригинала 20 июля 2018 . Дата обращения: 11 февраля 2018 .
- , pp. 43—44.
- , pp. 43—45.
- , p. 48.
- Sweet, Sam. . Oxford American Magazine (англ.) . из оригинала 21 июля 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- ↑ , p. 74.
- ↑ Himes, Geoffrey. (англ.) . Chicago Tribune (21 сентября 2003). Дата обращения: 12 февраля 2018. 20 июля 2018 года.
- , pp. 379—380.
- , p. 413.
- ↑ , p. 414.
- , pp. 413—414.
- , p. 135.
- , p. 136.
- ↑ , p. 380.
- ↑ . AllMusic. Дата обращения: 12 февраля 2018. 20 июля 2018 года.
- DeCurtis, Anthony (2009-05-07). . The New York Times (англ.) . из оригинала 20 июля 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- . Wide Open Country (англ.) . 2018-05-02. из оригинала 19 ноября 2017 . Дата обращения: 28 июля 2018 .
- ↑ Himes, Geoffrey. (англ.) . Chicago Tribune . Дата обращения: 28 июля 2018. 28 марта 2018 года.
- Gritten, David (2009-06-02). (англ.) . из оригинала 30 июня 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- , Special Features.
- . Wide Open Country (англ.) . 2015-03-09. из оригинала 27 июля 2018 . Дата обращения: 29 июля 2018 .
- Smith, William Michael (2013-10-30). . Houston Press . из оригинала 14 апреля 2017 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- ↑ Paul Wadey. . The Independent (англ.) . из оригинала 17 декабря 2017 . Дата обращения: 29 июля 2018 .
- Gray, Chris (2013-03-20). . Houston Press . из оригинала 27 июля 2018 . Дата обращения: 29 июля 2018 .
- , p. 193.
- , p. 255.
- , pp. 255—256, 260.
- , pp. 256—257.
- , p. 259.
- , pp. 260—261.
- , p. 1537.
- ↑ . www.nndb.com. Дата обращения: 12 февраля 2018. 13 февраля 2018 года.
- , p. 89.
- (англ.) . lonestarmusicmagazine.com. Дата обращения: 12 февраля 2018. 3 января 2018 года.
- ↑ (англ.) . из оригинала 29 августа 2017 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- . American Songwriter (англ.) . 2016-09-27. из оригинала 13 февраля 2018 . Дата обращения: 12 февраля 2018 .
- Shelburne, Craig. (англ.) . CMT (2 ноября 2007). Дата обращения: 14 апреля 2019. 3 мая 2016 года.
- , p. 80.
- Chilton, Martin. (англ.) . The Telegraph (17 мая 2016). Дата обращения: 14 апреля 2019. 16 июня 2018 года.
- Betts, Stephen L. (англ.) . Rolling Stone (9 августа 2016). Дата обращения: 14 апреля 2019. Архивировано 13 апреля 2019 года.
Комментарии
- Источники расходятся относительно места смерти — в одних указывается город , в других — город
- 2020-12-08
- 1