Interested Article - Заглавие
- 2021-04-24
- 1
Заглавие — название какого-либо произведения (обычно литературного ) или его части (к примеру — главы ), служащее его идентификации и определяющее его тему, идею , предмет или центральный образ . Заглавие может также относится к нескольким связанным между собой произведениям, например книжной серии . Как категория поэтики , заглавие представляет собой некий заданный автором ключ к пониманию произведения, его интерпретации .
История и классификация
До изобретения книгопечатания значимость названия для композиции произведения было не велико, оно носило чисто функциональный характер . Следует отметить целый ряд сакральных текстов , содержащих в заглавии слово «Книга». Это и Книга Бытия , Книга Исхода , Книга Чисел и другие входящие в состав Ветхий Завет , и китайские И цзин (книга перемен) или Дао дэ цзин (книга пути и достоинства), и, к примеру, тибетская книга мертвых Бардо-Тодол .
Заглавия ранних печатных изданий отличались многословием, выполняя, по сути, роль рекламирующей книгу аннотации . Такие заглавия, как правило, описательны. Примером такого заголовка-аннотации может служить « Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо , моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим » .
Помимо заголовков, построенных по описательной модели и раскрывающих общие контуры сюжета, впрочем, уже не столь подробно (к примеру « » и « Путешествие из Петербурга в Москву ») для литературной классики характерны следующие модели :
- формульная — название книги представляет собой формулу — образ, отражающий её основную проблематику либо некий важный символ (« Горе от ума », « Мёртвые души », « Война и мир », « Человек в футляре », « Гранатовый браслет »);
- афористическая — название афоризм , пословица , сентенция (« Много шума из ничего », « На всякого мудреца довольно простоты »);
- концептуальная — название- ассоциация или аллюзия , которая становится понятной только при чтении и выражает внутреннее содержание текста (« Обрыв », « Луна и грош »);
- отымённая — название- антропоним (имя персонажа ) или топоним (место действия) (« Дубровский », « Ионыч », « Невский проспект », « Чевенгур », « Москва — Петушки »).
Жерар Женетт , подробно проанализировавший историю и типологию заглавий как разновидности паратекста , в качестве основы для их классификации предлагает разделение на тематические и рематические : все вышеуказанные разновидности названий относятся к тематическим и так или иначе характеризуют то, о чём идёт речь в произведении, тогда как рематические названия (прежде всего, привязанные к жанровым определениям) указывают на то, чем является произведение. Парадоксальной разновидностью рематического названия является название романа Фредерика Бегбедера « 99 франков », представляющее собой цену, за которую эта книга должна была продаваться; вышедшие переводы назывались, соответственно, «39,90» (в немецких марках), «13,99 евро» (в Испании) и т. д., в русском переводе эта особенность названия не отражена.
Изучение
Первым серьёзным исследователем поэтики заглавия художественного произведения стал Сигизмунд Кржижановский . Тему, начатую им в 1925 году в одноимённой статье для он продолжил в книге «Поэтика заглавий», изданной в 1931 году в Москве . Кржижановский развил данную тему в таких своих трудах, как «Искусство эпиграфа: Пушкин» (1936), «Воображаемый Шекспир» (1937), «Пьеса и её заглавие» (1939) .
В западной традиции всестороннему изучению подверг названия Жерар Женетт в книге «Пороги» ( фр. Seuils ; 1987); заслугой Женетта является включение названия в широкий контекст различных пограничных элементов текста, по-разному задающих рамку его восприятия и интерпретации. В российском литературоведении аналогичную, но не столь масштабную попытку контекстуализации названия предпринял Ю. Б. Орлицкий , предложивший для авторских элементов перитекста термин «заголовочно-финальный комплекс» (включающий, помимо названия, посвящение , эпиграф , дату и т. д.) .
В апреле 2005 года Российский государственный гуманитарный университет и журнал «Вестник гуманитарной науки» провели научную конференцию «Феномен заглавия. Заголовочно-финальный комплекс как часть текста» .
Интересным экспериментом, обыгрывающим роль названия в литературном произведении вообще, и в современной российской массовой литературе в частности, стал « Идеальный роман » Макса Фрая — произведение, представляющее собой подборку заглавий и последних произведений целого ряда не существующих в реальности книг .
Точка в заглавии
В современном русском языке (как в печати , так и при письме от руки ) в конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, употребление точки не принято .
См. также
Примечания
- Иными словами, по определению Кржижановского — то, что автор выдаёт за главное
Источники
- ↑ .
- Мильчин А.Э. Заглавие // Издательский словарь-справочник. — М. : ОЛМА-Пресс, 2003.
- Заглавие // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак . СПбГУ ., 2002.
- Ушаков Д.Н. // Толковый словарь русского языка: В 4 т.. — М.; Гос. ин-т Советская энциклопедия : ОГИЗ , 1935. — Т. 1. — С. 911.
- , с. 51.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. — М., 2002. — С. 564—566.
- .
- , с. 53.
- . Грамота.ру . Дата обращения: 17 сентября 2023.
Литература
- А. Г. // Литературная энциклопедия 1929—1939 : В 11 т.. — М. : Изд-во Ком. Акад. , 1930. — Т. 4. — С. 270-276.
- , Орлицкий Ю. Б. // Арион . — 1998. — № 9 . 20 декабря 2016 года.
- Делекторская И. // НЛО . — 2005. — № 76 . 20 декабря 2016 года.
- Зырянова С. А. // Известия Тульского государственного университета . Гуманитарные науки. — 2014. — № 1 . — С. 291-295 . 20 декабря 2016 года.
- Клех И. Ю. // Знамя . — 1999. — № 9 . 20 декабря 2016 года.
- Ковсан М. Заглавие // Литературный словарь / Безрукова А. В.. — Литературная учёба , 2007. — С. 61-65. — 320 с. — ISBN 978-588915-022-0 .
- Кржижановский С. Д. // : В 2-х т.. — М.; Л.: Изд-во , 1925. — Т. 1. — С. 245-249.
- Кржижановский С. Г. Поэтика заглавий // Собрание сочинений в пяти томах. Том четвертый. Статьи, заметки, размышления о литературе и театре. — СПб. : Symposium, 2006. — С. 7-42. — 848 с. — ISBN 5-89091-135-X .
- // Новый филологический вестник. — 2011. — Т. 17 , № 2 . — С. 101-111 . 20 декабря 2016 года.
-
Раевская М.
(2005-05-25).
.
Независимая газета
.
из оригинала
20 декабря 2016
. Дата обращения:
11 декабря 2016
.
{{ cite news }}
: templatestyles stripmarker в|author=
на позиции 1 ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка ) - // Иностранная литература . — 1998. — № 4 . 19 декабря 2016 года.
- Черняк В. Д. , Черняк М. А. Заглавие // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2-е издание, стереотипное. — М. : Флинта, 2015. — С. 51-56. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5 .
- // Звезда . — 2015. — № 6 . 20 декабря 2016 года.
- 2021-04-24
- 1