Interested Article - Поэзия (клуб)
- 2020-02-07
- 2
Клуб «Поэзия» — литературно-художественное объединение, возникшее в Москве в 1985 году и объединившее широкий круг московских неподцензурных поэтов поколения 30-летних. Первым руководителем Клуба был литератор Леонид Жуков , сумевший зарегистрировать его и добиться возможности проводить платные выступления участников. В дальнейшем руководство Клубом перешло к Игорю Иртеньеву (президент клуба) и Геннадию Кацову (директор клуба). В 1988 году клуб «Поэзия» утратил юридический статус, однако продолжал проводить различные акции до середины 1990-х годов, прекратив своё существование со смертью ставшей его неформальным лидером Нины Искренко : по выражению Евгения Бунимовича , «Нина ушла — и праздника не стало» .
Участники
Первоначальное ядро Клуба составили участники поэтической студии Кирилла Ковальджи , действовавшей с 1980 года при журнале «Юность» , в том числе Юрий Арабов , Владимир Аристов , Вилли Брайнин-Пассек , Евгений Бунимович , Владимир Друк , Александр Ерёменко , Игорь Иртеньев , Нина Искренко , Геннадий Кацов , Виктор Коркия , Александр Лаврин , Александр Левин , Света Литвак , , , Алексей Парщиков , Владимир Строчков , Владимир Тучков , Марк Шатуновский . Членами Клуба были Лев Рубинштейн , Сергей Гандлевский , Александр Сопровский , редакторы альманаха «Эпсилон-Салон» Николай Байтов , Александр Бараш , а также Андрей Туркин и Юлий Гуголев . Из авторов более старшего поколения заметным участником Клуба стал Дмитрий Александрович Пригов .
По воспоминаниям Д. А. Пригова:
<…> здесь сошлись, действительно, весьма различные поэтические «тусовки» тогдашней Москвы, изобиловавшей кружками, студиями и прочими местами сборищ пишущих и слушавших. Сошлись, в большинстве своем, не анахореты и одиночки, но различные группы пишущих, тесно спаянных достаточно долгим сроком совместного существования в подполье и полу-подполье .
По воспоминаниям Ю. Арабова:
Были ли мы, еще молодые художники, единым организмом во второй половине 80-х? Не знаю, не уверен. Но общее тело у нас существовало. Оно звалось клубом «Поэзия» и являлось одним из самых значительных феноменов того времени хотя бы потому, что летучий клуб собрал под свою невидимую крышу весь московский андеграунд: от Дм. Пригова и концептуалистов с одной стороны и метареалистов в лице И. Жданова и А. Еременко — с другой. Собственно говоря, большинство московских поэтов, кому сейчас за 50, вышло именно из этого неформального клуба. Помню, как в него вступал, представив свои рукописи худсовету (а был у нас и такой советский атавизм) парень по фамилии Запоев. Стихи были про детство Ульянова-Ленина. Пригов был в восторге, и Запоев был принят в члены клуба без лишнего шума. Через месяц он решил сменить свою фамилию на более благозвучную, и среди нас появился вдруг Тимур Кибиров … И когда сегодня я встречаюсь с членом московской Думы депутатом от «Яблока» Е. Бунимовичем, то вспоминаю, что он тоже — поэт и тоже вышел из упомянутого клуба… И Вилли Брайнин-Пассек оттуда же. Пусть он ничего об этом и не пишет в своём предисловии к книге стихов, но от человека, который никогда не запирал дверь своей квартиры, можно ждать чего угодно.
К Клубу примыкали, на основаниях личной дружбы, поэты Иван Жданов и Ольга Седакова , прозаик Александр Кабаков , драматург Мария Арбатова , культуролог Михаил Эпштейн , музыканты Сергей Летов и Аркадий Фримэн , художник Георгий Кизевальтер и другие деятели неофициальной культуры. В работе Клуба принимали участие некоторые иногородние авторы; отделения и филиалы Клуба создавались в Ленинграде (где под руководством художника работа протекала преимущественно в области визуального искусства), Свердловске ( Виталий Кальпиди ), Калуге ( ).
Акции
Шумным эффектом ознаменовалось первое публичное мероприятие, проведённое Клубом летом 1987 года , — вечер поэзии в клубе фабрики «Дукат», к участию в котором были привлечены также рок-музыканты и художники из групп «Мухоморы» и « ». По свидетельству Владислава Кулакова ,
деликатные любители поэзии штурмовали черный ход и окна клуба, как рок-фанаты на концерте заезжего кумира .
По воспоминаниям открывавшего вечер Кирилла Ковальджи,
работало телевидение, аудитория упивалась поэтической, художнической и музыкальной фрондой около четырех часов. Мне выпало удовольствие открыть тот вечер. Казалось, это триумф «новой волны» русской поэзии. Буквально на второй день начались неприятности. Меня вызывали в «инстанции» для объяснений, а материал, отснятый для телевидения, так и не попал в эфир (не знаю — сохранился ли он вообще) .
В дальнейшем наиболее заметной формой публичной деятельности Клуба стали литературные и окололитературные перформансы , движущей силой которых была Нина Искренко . Как полагает Евгений Бунимович,
из последних акций наиболее запала в души москвичей и гостей столицы «заключительная акция по подведению итогов коллективного бездействия» в очереди перед московским «Макдональдсом» (1991, автор — Нина Искренко). Акция закончилась во дворе Литинститута принятием в члены клуба А. И. Герцена с одновременным вручением ему переходящего знамени клуба, которое ему удалось удержать до рассвета. Существенный резонанс имели Первые Ерофеевские чтения в вагоне электрички «Москва — Петушки» (авторы — Павел Митюшёв и Владимир Тучков), а также Альтернативные Ерофеевские чтения «В поисках Московского Кремля» (авторы — Павел Митюшёв и Нина Искренко) .
Примечания
- от 1 октября 2007 на Wayback Machine // Нина Искренко. Я просто буду рядом. — «Арион» , 1995, № 2.
- от 11 марта 2010 на Wayback Machine // Liter.net — Геопоэтический сервер Крымского клуба.
- Юрий Арабов. Предисловие к книге: В. Брайнин-Пассек. К нежной варварской речи. Стихотворения. Составитель Михаил Безродный . — СПб.: Алетейя, 2009. — 94 c. — (Серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы»). ISBN 978-5-91419-277-5
- от 22 января 2008 на Wayback Machine // В. Кулаков. Поэзия как факт. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.
- от 11 августа 2014 на Wayback Machine // Интернет-журнал «Пролог».
- от 19 августа 2014 на Wayback Machine // « Новое литературное обозрение », № 97, 2009.
- от 4 ноября 2009 на Wayback Machine // « »: Антология. — М.-Мн.: Полифакт, 2001.
Ссылки
- от 25 февраля 2019 на Wayback Machine
- от 29 октября 2009 на Wayback Machine
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- от 28 мая 2018 на Wayback Machine
- . Полит.ру (22 февраля 2011). Дата обращения: 3 декабря 2020. 3 декабря 2020 года.
- . Полит.ру (27 февраля 2011). Дата обращения: 3 декабря 2020. 28 ноября 2020 года.
- . Полит.ру (8 марта 2011). Дата обращения: 3 декабря 2020. 6 марта 2021 года.
- 2020-02-07
- 2