Interested Article - Кельменди (племя)
- 2021-05-20
- 1
Кельменди ( алб. Kelmendi , тур. Kelmendi , серб. Клименти ) — историческое (фис) в регионе Малесия (муниципалитет ) и Восточной Черногории (часть муниципалитета ). Он расположен в верхней долине реки Джем и её притоков в горном массиве Проклетие в Динарских Альпах . Река Вермош даёт начало в одноимённой деревне, которая является самой северной деревней Албании. Вермош вливается в Плавское озеро .
Кельменди упоминается ещё в XIV веке , а как территориальное племя оно развивается в XV веке . На Балканах они широко известны своим давним сопротивлением Османской империи . Кельменди вели систематические бои и совершали набеги против турок-османов, их набеги на османские владения простирались на север до Боснии и на восток до Болгарии . К XVII веку их численность и сила настолько возросли, что их именем иногда называли все племена Северной Албании и Черногории . Турки-османы несколько раз пытались полностью изгнать их со своей родной территории и насильно расселить в других местах, но община снова и снова возвращалась на свои исконные земли.
Наследие Кельменди можно найти по всему региону. Кельменди находится за долиной реки Джем ( , , и другие), Гусинье /Гуция (в частности, деревни , Доли, Мартинай и Гусинье/Гуция) и Плав (Хакай) на востоке в Рожае и на . В Косово потомки Кельменди живут, в основном, в Руговском ущелье и Западном Косово. В Черногории половина племени Чеклин и часть Кучи , которые поселились там в XVI веке , происходят из Кельменди. Самое северное поселение Кельменди находится в селах Хртковци и в Среме , когда в 1737 году здесь поселились 1600 албанских католиков-беженцев.
Название
Название Кельменди происходит от латинского Клеменс. Народная этимология объясняет его как Кол Менди (Николас Умный). Историческое происхождение топонима прослеживается до римского форта Клементиана, который Прокопий Кесарийский упоминает в середине VI века на дороге, соединявшей Шкодер и Призрен . В качестве фамилии он впервые появляется в 1353 году в латинском документе, в котором упоминается dominus Georgius filius Georgii Clementi de Spasso (Лорд Георгий, сын Георгия Клементия Спасского) в Северной Албании .
География
Регион Кельменди расположен в районе Малесия-э-Мади на севере Албании, в самой северной и изолированной части страны. Он граничит с албанскими племенными районами Груда на западе, Хоти на юго-западе, на юге, Шала на востоке и черногорскими племенными районами Кучи и Васоевичи на севере.
История
Происхождение
Существует множество теорий о месте происхождения племени кельменди. До XX века несколько путешественников, историков и священнослужителей записали различные устные традиции и представили свои собственные интерпретации. В наше время архивные исследования обеспечили более исторически обоснованный подход. Хорватский историк в 1920-х годах в венецианских архивах нашел первое упоминание о Кельменди. Публикация османского санджака Скутари в 1974 году знаменует собой публикацию первой исторической записи о народе Кельменди, его антропонимии, топонимии и социальной организации.
В первые века существования Кельменди, в XV и XVI веках единственная информация, которая упоминается о них, — это их язык, этническая группа и религия. Так католический епископ Франг Барди пишет в своей переписке с римской курией, что они принадлежат к албанской нации, говорят по-албански, придерживаются наших святых римско-католических верований . Первое сообщение о районе происхождения Кельменди принадлежит францисканскому миссионеру Бернардо да Вероне, который в 1663 году писал, что нелегко комментировать происхождение Кельменди, но уже вошло в обычай говорить, что они произошли от племени Кучи или одного из соседних племен . Второй комментарий о месте происхождения Кельменди появляется в 1685 году в письме католического архиепископа Петера Богдани , который сообщал, что согласно устным преданиям прародитель Кельменди происходил из Верхней Морачи .
Французский консул Гиацинт Геквар (1814—1866) отмечал, что все Кельменди (Клементи) происходят от одного предка, Клеменс или Клемент (по-албански — Кельмент или Кельменд ). Францисканский священник в Шкодре, Габриэль рассказал историю о венецианце Клеменсе, который был священником в Венецианской Далмации и Герцеговине , перед тем как укрыться в Албании . Далее рассказывалось, что он происходил из одной из этих двух провинций, и что его встретил в одной из этих провинций пастор из .
Австрийский дипломат Иоганн Георг фон Хан , известный специалист по албанской культуре, записал в 1850 году наиболее широко распространенную устную традицию о происхождении Кельменди. Согласно ей богатый пастух в районе Триепши (который административно в прошлом входил в состав Кучи ) нанял пастухом молодого человека, приехавшего в Триепши из неизвестного региона. У молодого человека был роман с Бумче, дочерью богатого пастуха. Когда она забеременела, они поженились, но поскольку их связь была наказуема, они покинули этот район и поселились на юге, в теперешнем районе Кельменд . Их семь сыновей являются историческими предками поселений Кельменди в Албании и Санджаке . Кола, самый старший из сыновей, основал селение Сельце. Иоганн Георг фон Хан поместил поселение прародителя Кельменди в Бестане, на юге Кельменда.
Югославский антрополог записал несколько подобных историй об их происхождении. Одна история гласит, что родоначальник племени переселился из Лайкита и Хотита в племя Хоти. Затем из Хоти он переселился в Фундане, деревни Лопаре в Кучи . Вскоре он, растроенный враждой племен хоти и кучи, покинул эти племена. Когда он жил в Лопаре, он женился на девушке из Триепши, которая последовала за ним. Его звали Амати, а жену — Бумче. По другим сведениям, его звали Клемент, откуда племя и получило свое название. Другая история, которую Йовичевич слышал в Сельце, заключалась в том, что основатель племени Кельменди происходил из племени Пипери, бедняк, который работал слугой у богатого члена племени Кучи, там он согрешил с девушкой из знатной семьи и уехал за реку Джем .
В устной традиции Бумче, жена Кельменди, происходила из братства Бекадж в Триепши .
Первая историческая запись о Кельменди — это османский дефтер о санджаке Скутари 1497 года , который был дополнительным реестром к реестру 1485 года . Подсчёт дворов и собственности было первоначально осуществлено в 1485 году , но Кельменди не фигурируют в реестре, так как они сопротивлялись проникновению османов на их земли . Кельменди он имел 152 домашних хозяйств в двух деревнях, разделенных на пять пастушеских общин (катунд). Катунд из Личени жил в деревне Сельце, в то время как остальные четверо (Лешовик, Мурик, Йоновик, Колемади) жили в деревне Ишпаджа . Главами пяти катундов были: Рабджан сын Коле (Личени), Мараш сын Лазаря (Йоновик), Степан сын Улгаша (Мурик), Луле сын Йергдж (Колемади). Общины Кельменди были освобождены почти от всех налогов, которые поступали в распоряжение новых центральных властей. Из пяти катундов Келменди, в четырёх имя Кеьлменд появляется как отчество (Liçeni, Gjonoviq, Leshoviq, Muriq), указание на родственные связи между ними. Лидер Личени в Сельце Рабджан из Колы вспоминается устная традиция о сыне Кельменда, Коле, который основал Сельце, и у которого было три сына: Vui, Mai и Рабин Кола.
Османское владычество
Права на самоуправление северных албанских племен, таких как Кельменди и Хоти увеличивался, когда их статус менялся с florici до derbendci, что требовало от горных общин поддерживать и защищать сухопутные маршруты по всей сельской местности, которые соединяли региональные городские центры. Взамен они были освобождены от налогов. Кельменди должны были гарантировать путникам безопасный проезд по маршрутам Шкодра — Западное Косово (Алтун-или) и Медун-Плав .
Уже в 1538 году кельменди снова восстали против турок-османов и, по-видимому, сделали это также в 1565 году , когда племена Кучи и Пипери также подняли восстание . Катунды прошлого столетия либо осели навсегда, либо переселились в другие районы, такие как Лешовик, который двинулся на север и поселился в племени Кучи. Таким образом, население Кельменди в 1582 году было меньше половины по сравнению с 1497 годом . Антропонимия осталась примерно такой же, как и в 1497 году , поскольку большинство имен были албанскими, а некоторые имели славянское влияние . В середине 1580-х годов Кельменди, по-видимому, перестали платить налоги туркам-османам . К этому времени они постепенно стали господствовать над всей Северной Албанией. Они были мобильны и совершали набеги на близлежащие османские владения в Косово, Сербии, Боснии и доходили даже до Пловдива в Болгарии .
Венецианские документы 1609 года упоминают Кельменди, как племена высокогорья Дукаджии и другие, как находящиеся в конфликте с турками-османами в течение четырёх лет подряд . Местные османы не смогли им противостоять и были вынуждены обратиться за помощью к боснийскому паше .
Кельменди был очень хорошо известен в Европе в XVII и XVIII веках из-за его постоянных восстаний против османских властей. Это привело к тому, что имя Кельменди стало синонимом для всех албанских и черногорских племен османских пограничных земель, поскольку они были самой известной общиной этого региона для европейцев. Так, Марино Биззи (1570—1624), архиепископ Бара, пишет в 1610 году , что Кельмендские народы, почти сплошь латинские, говорят по-албански и по-далматински и делятся на десять катунов: Кельменди, Груда, Хоти, Кастрати, Шкрели, Тузи — все католики и Белопавличи, Пипери, Братоносичи, это Далматы и Кучи, из которых одна часть раскольники, а другая часть — католики .
Марин Биззи сообщил об инциденте, произошедшем в 1613 году , когда османский военачальник Арслан-паша совершил набег на деревни Кельменди и начал брать пленных, пока не было достигнуто соглашение с кланами Кельменди. Согласно договору, Кельменди должны были сдать пятнадцать своих членов в рабство и выплатить османам дань в размере 1 000 дукатов . Однако пока Арслан-паша ждал уплаты дани, Кельменди устроили засаду на часть его войск и убили около тридцати кавалеристов. После этого инцидента османские войска отступили в Херцег-Нови ( Кастельнуово ) . Мариано Болизза записал о «Клименти» в своем отчете 1614 года как о деревне римского обряда, описав их как «неутомимый, доблестный и чрезвычайно хищный народ», с 178 домами и 650 вооруженными людьми под командованием Смаила Пренташева и Педы Сука . В 1614 году они вместе с племенами Кучи, Пипери и Белопавличами направили королям Испании и Франции письмо, в котором утверждали, что они независимы от османского владычества и не платят дани Порте . Столкновения с османами продолжались в течение 1630 года и достигли кульминации в 1637 - 1638 годах , когда племя отразило нападение османской армии из 12 000 человек (по некоторым источникам 30 000) под командованием Вуци-паши из Боснийского эялета. Потери османов варьировались от 4000 до 6000 человек, основываясь на различных источниках . Когда османский паша из Герцеговины напал на город Котор в 1657 году, албанские племена Кельменди и Белопавличей также участвовали в этой битве .
В Критской войне Кельменди играли тактическую роль между османами и венецианцами . В 1664 году Эвлия Челеби упомянул Кельмендских албанцев среди «неверных воинов», которых он видел на венецианских кораблях в гавани Сплита. Кельменди обещали поддержку той стороне, которая выполнит их просьбу. Например, в 1666 году некоторые Кельменди поддержали турок-османов при условии, что они будут освобождены от уплаты дани в течение пяти лет. Некоторые из них также приняли ислам .
В 1651 году они помогли османской армии под командованием Али-паши Ченгича, которая напала на Котор . Османская армия совершила набеги и разрушила многие монастыри в регионе . В 1658 году семь племен Кучи , Васоевичи , Братоножичи, Пипери, Клименти, Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой для совместной борьбы с Османской империи .
В 1685 году Сулейман-паша , санджак-бей Скутари , уничтожил отряды гайдуков под командованием Байо Пивлянина , которые поддерживали Венецию в битве на Вртиельки . Говорили, что Сулейману помогали Брдяне (включая Клименти ), враждовавшие с черногорскими племенами . Клименти жили за счет грабежа. Больше всего от нападений Клименти пострадали Плав, Гусинье и православное население этих областей . Клименти также совершили набег на район Печа , и они были там настолько сильны, что некоторые деревни и небольшие города платили им дань . В марте 1688 года Сулейман-паша напал на племя Кучи . Племя Кучи с помощью Клименти и Пипери дважды уничтожили армию Сулеймана, захватили город Медун и получили в свои руки большое количество оружия и снаряжения . В 1692 году Сулейман-паша разбил черногорцев при Цетинье , снова с помощью брдянов .
В 1689 году Кельменди добровольно вступили в императорскую армию Священной Римской Империи во время Косовской кампании. Первоначально они служили Сулейману, но после переговоров с венецианским чиновником покинули ряды османской империи . В октябре 1689 года Арсений III Черноевич вступил в союз с Габсбургами, получив титул герцога. В ноябре он встретился с Сильвио Пикколомини и взял под свое начало большое войско из сербов, включая некоторых Клименти .
В 1700 году паша Печа Худаверди Махмут Беголли решил принять меры против продолжающихся нападений кельменди на Западное Косово. С помощью других горных племен он сумел блокировать Кельменди на их родине, в ущелье верхней реки Джем, с трех сторон и двинулся на них со своей армией из Гусинье, в 1702 году , истощив их голодом, он вынудил большинство из них перебраться на . Только жителям Сельце разрешалось оставаться в своих домах. Их вождь принял ислам и обещал обратить в него своих соплеменников. Тогда в районе Пештера было переселено 251 семейство Кельменди (1987 человек). Другие были переселены в Гнилане в Косово. Однако пять лет спустя изгнанные кельменди сумели пробиться обратно на родину, и в 1711 году они послали большой рейдовый отряд, чтобы вернуть ещё несколько человек из Пештера .
В XVIII веке племена Хоти и Кельменди помогали Кучи и в военных действиях против турок-османов. После этой неудачной войны часть Клименти бежала из своих земель . После поражения в 1737 году , при архиепископе Арсении IV Йовановиче Шакабенте , значительное число сербов и кельменди отступило на север, на территорию Габсбургов . Около 1600 из них поселились в деревнях Никинчи и Хртковцы, где впоследствии приняли хорватскую идентичность .
Современность
Во время Албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и составили меморандум в Грече, требующий албанских социально-политических и языковых прав, причем три из подписавших его были из кельменди. В ходе последующих переговоров с османами албанцам была дарована амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахии Кельменди и выплачивать им жалованье учителей .
26 мая 1913 года 130 лидеров племен Груда, Хоти, Кельменди, Кастрати и Шкрели направили Сесилу Берни в Шкодер петицию против включения их территорий в состав Черногории . Барон Франц Нопча в 1920 году называет Клименти первым из албанских кланов, наиболее часто упоминаемым из всех .
К концу Второй Мировой войны албанские коммунисты направили свою армию в Северную Албанию, чтобы уничтожить своих соперников, националистические силы. Коммунистические силы встретили открытое сопротивление в Никай-Мертуре, Дукаджине и Кельменде, которые были настроены антикоммунистически. В районе Кельменд националистов возглавлял Прек Цали. 15 января 1945 года на Тамарском мосту произошло сражение между албанской 1-й бригадой и националистическими силами. Коммунистические силы потеряли 52 солдата, в то время как в ответ на их действия около 150 человек в Кельменде были зверски убиты . Их лидер Прек Цали был казнен.
Это событие стало отправной точкой для других драм, происходивших во времена диктатуры Энвера Ходжи. Классовая борьба была строго применена, человеческая свобода и права человека были отрицаемы, Кельменд был изолирован как границей, так и отсутствием дорог в течение других 20 лет, сельскохозяйственный кооператив привел к экономической отсталости, жизнь стала физическим взрывом и т. д. Многие Кельменди бежали, некоторые погибли от пуль и заверзли от холода, пытаясь пересечь границу .
Известные люди Кельменди
- Кельмендский вождь Прек Цали (1872—1945).
- ( XVII век ), легендарная женщина-воин.
- Али Кельменди (1900—1939), албанский коммунист
- Ибрагим Ругова (1944—2006), бывший президент Косово.
- Майлинда Кельменди (род. 1991), косовская дзюдоистка.
- Етон Кельменди (род. 1978), косовский писатель.
- Садри Джонбалай (род. 1966), американский футболист черногорского происхождения.
- Байрам Кельменди (1937—1999), Косовский юрист и правозащитник.
- Азиз Кельменди (род. 1967), югославский солдат и массовый убийца.
- Фатон Бислими (род. 1983), албанский активист.
Примечания
- . — Matica hrvatska, 2000. — С. 136.
- Zamputi, Injac. ] (алб.) . — University of Tirana, 1963. — С. 161. 19 марта 2022 года.
- . Phoenix Journal (1999). Дата обращения: 22 марта 2020. 22 марта 2020 года.
- .
- ↑ , p. 178.
- von Hahn, Johan Georg; Elsie, Robert. (англ.) . — I. B. Tauris , 2015. — P. 120—122. — ISBN 978-1784532925 .
- Santayana, Manuel Pardo de; Pieroni, Andrea; Puri, Rajindra K. (англ.) . — ISBN 978-1-84545-456-2 . , 2010. — P. 21. —
- , pp. 60–61.
- . Zani i Malësisë [Voice of Malësia] . Дата обращения: 19 марта 2020. 13 января 2020 года.
- Pulaha, Selami. . — Academy of Sciences of Albania, 1974. — С. 431—434. 9 августа 2020 года.
- ↑ Pulaha, Selami. ] (алб.) // V. 12 . — F. 102 . 4 июля 2023 года. . — 1975. —
- Kola, Azeta. (англ.) // Acta Histriae : journal. — 2017. — Vol. 25 , no. 25—2 . — P. 361—362 . — doi : . 1 февраля 2020 года.
- ↑ , p. 28.
- , p. 97.
- Pulaha, Selami. ] (алб.) // F. 92 . . — 1972. —
-
(1991),
,
Stanovništvo slovenskog porijekla u Albaniji : zbornik radova sa međunarodnog naučnog skupa održanog u Cetinju 21, 22. i 23. juna 1990
(неопр.)
,
OCLC
{{ citation }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка ) . Дата обращения: 7 августа 2020. Архивировано 19 июля 2017 года. - ↑ , p. 98.
- , p. 23.
- Elsie, Robert. (англ.) . — ISBN 978-3-447-04783-8 . , 2003. — P. 159. —
- Bolizza . Дата обращения: 7 августа 2020. 11 октября 2020 года.
- Kulišić, Špiro. (неопр.) . — Pobjeda, 1980. — С. 41.
- Lambertz, Maximilian. (нем.) . — S. Hirzel, 1959. — S. 408. — (Südost-Forschungen).
- François Lenormant. (фр.) . — Paris, 1866. — С. 124—128.
- Tea Perinčić Mayhew, 2008 Dalmatia Between Ottoman and Venetian Rule: Contado Di Zara, 1645—1718 от 5 ноября 2019 на Wayback Machine #page=45
- Galaty, Michael; Lafe, Ols; Lee, Wayne; Tafilica, Zamir. (англ.) . — The Cotsen Institute of Archaeology Press, 2013. — P. 50. — ISBN 978-1931745710 .
- , p. 32.
- ↑ Bartl, Peter. (нем.) . — ISBN 978-3-447-05506-2 . , 2007. — S. 139. —
- ↑ . — Centar za mitološki studije Srbije, 2004. — С. 24, 41—45.
- (хорв.) . — 1930. — С. 109.
- ↑ . — Štamparija Mate Jovanovnića Beograd, 1900. — Т. 2—4. — С. 74. . — "Дрногорци су пристали уз Турке против Клемената и њихових савезника Врћана20), а седамдесет и две године касније, 1685. год., СулеЈман паша Бушатлија успео је да продре на Цетиње само уз припо- моћ Брђана, који су били у завади с Црногорцима.*7! То исто догодило се 1692. год., кад је Сулејман-пагаа поново изишао на Цетиње, те одатле одагнао Млечиће и умирио Црну Гору, коЈ"а је била пристала под заштиту млетачке републике.*8) 0 вери Бр- ђани су мало водили рачуна, да не нападају на своје саплеме- нике, јер им је плен био главна сврха. Од клементашких пак напада нарочито највише су патили Плаво, Гусиње и православнн живаљ у тим крајевима. Горе сам напоменуо да су се ови спуштали и у пећки крај,и тамо су били толико силни, да су им поједина села и паланке морали плаћати данак.".
- . — Cetinjsko istorijsko društvo, 1940. — Т. 13. — С. 15. . — «Марта мјесеца 1688 напао је Сулејман-паша на Куче».
- Malcolm, Noel. . — ISBN 978-0-333-66612-8 . , 1998. — С. 155. —
- , p. 146
- Elsie, Robert. . — 2015. — С. 32. — ISBN 9781784534011 .
- Mita Kostić, «Ustanak Srba i Arbanasa u staroj Srbiji protivu Turaka 1737—1739. i seoba u Ugarsku», Glasnik Skopskog naučnog društva 7-8, Skoplje 1929, pp. 225, 230, 234
- Albanische Geschichte: Stand und Perspektiven der Forschung , от 11 октября 2020 на Wayback Machine
- Borislav Jankulov. Pregled kolonizacije Vojvodine u XVIII i XIX veku (хорв.) . — Novi Sad - Pančevo, 2003. — С. 61.
- , pp. 186—187.
- , p. 43.
- Südost Forschungen, Vol 59-60 , p. 149, от 13 ноября 2020 на Wayback Machine
-
Ndue Bacaj (Gazeta "Malësia") (March 2001),
(неопр.)
, Shkoder.net, Архивировано из
24 декабря 2013
, Дата обращения:
25 декабря 2013
{{ citation }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка ) . Дата обращения: 7 августа 2020. Архивировано 24 декабря 2013 года. - Luigj Martini. (алб.) . — Camaj-Pipaj, 2005. — С. 66. — ISBN 9789994334070 .
Источники
- Shkurtaj, Gjovalin. ]. — Artjon Shkurtaj, 2013. — С. 23.
- Hecquard, Hyacinthe. Tribu des Clementi // (фр.) . — Paris, 1859. — С. 175—197.
- Elsie, Robert. (англ.) . — I.B.Tauris , 2015. — ISBN 978-1-78453-401-1 .
- Elsie, Robert. (англ.) . — ISBN 978-3-447-04783-8 . , 2003. —
- Elsie, Robert. (англ.) . — C. Hurst, 2001. — ISBN 978-1-85065-570-1 .
- Jovićević, Andrija. . — Rodoljub, 1923.
- Pearson, Owen. (англ.) . — I.B.Tauris , 2004. — ISBN 978-1-84511-013-0 .
- Stanojević, Gligor; Vasić, Milan. Istorija Crne Gore (3): od početka XVI do kraja XVIII vijeka (хорв.) . — Titograd: Redakcija za istoriju Crne Gore, 1975.
- Gawrych, George. . — London : IB Tauris, 2006. — P. 31. — ISBN 9781845112875 .
- Grothusen, Klaus Detlev. : [ нем. ] . — Vandenhoeck & Ruprecht, 1984. — ISBN 978-3-525-27315-9 .
Ссылки
- 2021-05-20
- 1