Interested Article - Хоти (племя)

Албанские байраки по состоянию на 1918 год. Хоти и Груда изображены на дальнем левом плане.

Хоти ( алб. Hoti , серб. Хоти ) — историческое албанское племя (фис) и субрегион , разделенная область, расположенная в Северной Албании и Южной Черногории . Его география в основном гористая, но некоторые из его деревень находятся на равнинной местности недалеко от берегов Скадарского озера .

Хоти были впервые упомянуты в 1330 году и полностью сформировались как община в середине-конце XV века . На протяжении своей долгой истории хоти играли важную роль в региональной политике как ведущая община в североалбанском племенном устройстве и как полуавтономная область в пограничных землях между Османской и Австрийской империями , а позже и Черногорией . В 1879 году неповиновение племен хоти и груда Берлинскому договору, который передавал их территорию Черногории, поставило эти две общины в центр внимания международной политики. В 1911 году , в против турок-османов, Деде Джо Лули, лидер хоти, поднял албанский флаг впервые с момента захвата страны османами в XV веке . Сначала, во время Второй Балканской войны , а затем после Первой мировой войны , более половины территории Хоти было передано Черногории. Сегодня племя хоти разделено между муниципалитетами Малесия-э-Мади и .

Хоти почти полностью католики , а несколько семей — мусульмане . Волны беженцев из хоти на протяжении веков формировали общины в землях за пределами племенной территории хоти. В настоящее время многие эмигранты из Хоти обосновались в США .

География

Лаго Хотти (Озеро Хоти), Трабоини и Ррапша в 1688 году на карте венецианского картографа Винченцо Коронелли

Регион хоти расположен вдоль границы Албании и Черногории (Хан-и-Хотит) в северо-восточной части Скадарского озера , называемого Ликени и Хотит (Озеро Хоти). С точки зрения исторической территории хоти граничит с племенами кельменди на востоке, триепши на северо-востоке и груда на севере. Два традиционных центра Хоти — это и . Таким образом, ядро района хоти сегодня охватывает части бывшего муниципалитета Кастрат в Албании и муниципалитета Тузи в Черногории.

Члены племени Хоти также селились в соседних племенных районах и создавали там новые братства, такие как Хотовичи из Пипери . Семьи хоти также жили в Никшиче , Подгорице и Колашине . Далее на восток, недалеко от Плава, находится поселение племени Хоти-и-Вендит или Хоти-и-Куджит . Братство Джокай из Хоти и Вендита основало Досудже (Dosugja) к западу от Плава в Гусинье в XVIII веке . С тех пор многие люди, происходящие из племени хоти, живут в Санджаке (главным образом в районе Тутина, но также и в Шенице) и Косово , особенно в Юнике и Раховаце . Позднее некоторые братства также встречаются в Боснии и Герцеговине, как Плавчичи из Коница .

Кампания черногорской армии в Хоти и её аннексия в 1913 году вызвали волны беженцев. В 1932 году несколько семей из Трабоина поселились близ Шкодера в том месте, которое сейчас известно как Рретинат, и основали Хот-и-Ри (Новый Хоти) .

Происхождение

В 1330 году горы в районе городов Плав и Гусинье впервые упоминаются в историографии как Горы Хоти.

Устные предания и отрывочные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, путешествовавшими по региону в XIX веке , о ранней истории племени хоти. С тех пор анализ записанного исторического материала, лингвистика и сравнительная антропология дают более исторически обоснованные объяснения.

Австрийский дипломат Иоганн Георг фон Хан записал одну из первых таких устных традиций от католического священника по имени Габриэль в Шкодре в 1850 году. Согласно этому сообщению, первым прямым предком Хоти был Гег Лазри , сын Лазера Кеги , сына албанца- католика по имени Кег , который, бежав от османского завоевания, поселился в славяноязычном районе, который впоследствии стал историческим регионом племен Пипери на территории современной Черногории . Его сыновья, братья Лазер Кеги, Бан Кеги (предок племени Триепши), Меркота Кеги, Кастер Кеги и Вас Кеги (предок Васоевичей ), были вынуждены покинуть деревню после убийства местных жителей, но Кег и его младший сын Пайпер Кеги остались там, а Пайпер Кеги стала прямым предком племени пипери. Прожив на территории племени Триепши, Гег Лазри двинулся на юг, туда, где находится регион Хоти. Его сын Петер Гега основал , а другие его сыновья ( Gjon, Laj, Gjun ) — Ррапшу . В различных зарегистрированных источниках отчество, данное Кегу, — Прека, Понти или Панта.

Эти имена, за исключением Gjon , традиционно встречаются в сокращенных формах также как Pjeç, Lajç, Junç . В той же традиции другие северные албанские и черногорские племена представлены как связанные родовыми узами. Похожая история была собрана в районе Васоевичей, где их прямой предок был записан как брат Пипо ( Пипери ), Озро (Озриничи), Красно (Красничи) и Отто (Хоти), которые все бежали из Герцеговины. Имя первого предка, Кег, что на албанском означает « плохой », дается в Малесии только детям или детям из семей с очень небольшим количеством детей (из-за младенческой смертности). В этих семьях « уродливое » имя (i çudun) давалось как устный талисман, чтобы защитить ребенка от « сглаза » .

Британская путешественница Эдит Дарем в своем собственном путешествии в 1908 году в Верхнюю Албанию записала историю о Геге Лазаре, который прибыл тринадцатью поколениями назад, спасаясь от османского завоевания из неизвестного региона Боснии . Люди, которые уже проживали на территории, куда переселился Гег Лазар, где сейчас земли хоти, были описаны как Анас, с которым Хоти могли вступить в брак, поскольку они не были родственными связями по отцовской линии. Поскольку Хоти был фисом (племенем) одной отцовской линии, они не вступали в брак внутри племени. Двумя племенами, с которыми Хоти регулярно вступал в брак, были Кастрати и братства Бекадж в Триепше, у которых не было Бана Кеки в качестве предка. В той же истории племя Груда было оседлым сообществом раньше Хоти . Старик (Мараш Учи), который рассказал эту историю, не знал даты поселения Хоти, но описал ее как после постройки церкви племени груда, которую Дарем датировала 1528 годом . Этот Гег Лазар был братом Пайпера, Васо и Красни, предков племен Пипери , Васоевичей и Красничей.

Английская путешественница Эдит Дарем связала этот рассказ о миграции на юг, обнаруженный в устных преданиях многих албанских и черногорских племен, с османским завоеванием Боснии в 1463 году . По ее гипотезе, 1463 год был годом начала миграции хоти, а 1528 год — годом окончательного заселения . Через несколько лет после отчета Эдит Дарем исследование Константина Йозефа Иречека в государственных архивах Венеции показало, что гора Оттанорум (горы Хоти) появилась в этом районе намного раньше, в 1474 году , чем дата прибытия Гега Лазри в устных рассказах . Более поздние исследования позволят установить точную дату самых ранних сведений об Хоти в их нынешнем местонахождении в 1414 году и более подробную информацию в кадастре венецианской Шкодры в 1416—1417 годах. Этот факт, Дарем признает в своей книге 1928 года « Некоторые племенные корни, законы и обычаи Балкан » и отмечает, что Анас, должно быть, было много .

Сербский историк , который помогал Константину Иречеку в исследованиях, в своей основополагающей работе « Срби и арбанаси » (сербы и албанцы) в 1925 году продвинул исследования еще дальше от устных рассказов и их интерпретаций к сравнительному подходу с историческими данными. Топоним Хотина Гора (Горы Хоти) в районах Плав и Гусинье в бассейне реки Лим в 1330 году является первым упоминанием имени Хоти в исторических записях о Хризобуллах Дечани . Милан Шаффлай считает этот регион местом первоначального поселения Хоти, из которого они двинулись на юг . В то же время другие албанологи , такие как Эрнесто Коцци и Зеф Валентини, изучавшие структуру албанских племен, пришли к такому же общему выводу . Архивные записи также объясняют приходящие с севера детали историй и связи с такими территориями . Действительно, албанские пастушеские общины из района Плава раньше перемещали свои стада в Боснию в зимние месяцы, а затем возвращались весной и летом на свои естественные пастбища .

Более поздние полные переводы османских дефтерев также показали, что, несмотря на хронологические расхождения и другие ошибки, устная народная традиция действительно была основана на реальных исторических персонажах. Например, в 1974 году Селами Пуаха, который перевел с османского турецкого языка и опубликовал окончание Санджака Скутари 1485 года , обнаружил, что в нахии (общине) Кучи (в которую входило племя Триепши) находится поселение Банек, а в нахии Хоти, поселение Гег, во главе которого стоит Станаш Кеги . Эти топонимы отражают традицию Бан Кеки, который был основателем племени триепши, и Гег Лазри, прямого предка племени хоти.

Дальнейший анализ данных о населении и исторических записей показал, что хотя Хоти жили к началу XV века на своей нынешней территории, Хоти как территориально-племенная единица той же территории поселения, что и сегодня, консолидировалась в середине или конце XV века . Например, в 1455 году поселения, которые позднее были частью племени Хоти, фигурируют в венецианских записях отдельно от них, и этот факт отражен в устной традиции об Анас. Поскольку в этой области пастушеские горные общины (катунды), такие как Хоти, сохраняли территориальную сплоченность в течение всего периода непрерывных войн, они пришли к поглощению прилегающей территории соседних общин, не занимавших скотоводством. Венецианские документы о pronoia (пожаловании), когда племени Хоти было даровано несколько деревень в районе Шкодры, дают некоторую дополнительную информацию о ранних этапах этого процесса . В начале XX века около 12 семей Анас остались патрилинейными по отцовской линии.

История

Средневековье

Озеро Хоти в Скадарском озере

В 1353 1363 годах Хоти переселились из своего родного района в Плаве. Группа из хоти, по-видимому, переселилась в другое место в Плаве, а некоторые — в район Лимая, недалеко от Печа в Косово . В 1414 году хоти уже, по-видимому, поселился в горных пастушеских общинах на северо-востоке Скадарского озера и в 1415 году находится в союзе с племенами Тузи и Битидосси . Начиная с этого периода исторические документы и детали дают гораздо более четкое представление о племени хоти, его социально-экономическом положении и отношениях с соседями. Венецианский кадастр Шкодры 1416—1417 годов и дефтер санджака Скутари 1485 года содержат особые сведения об организации и динамике поселений.

В кадастре 1416 1417 годов деревня Pesiugla возглавляется Николлой Хоти и Андреа Хоти, его сыновья Андреас и Радаш, Мазррек Хоти и его братья стали проноярами в деревне Подгора, недалеко от современного Коплика. Под Подгорой в качестве главной деревни в этом районе они также контролировали поселения Майора, Эгреши, Ваджуши, Карокьета (Фералини), Сордани и Люшта. Это последнее поселение возглавляли братья Джунк и Влатик Хоти, которым были даны полные наследственные права на Люшту и ее имущество и которые должны были платить Венеции ежегодную ренту за эти права . Другой Хоти с тем же именем появляется в венецианских архивах в 1434 году как Junch Hoth iam dominus in partibus Albaniae and capitaneus montanee Ottorum (капитан Гор Хоти) .

Андреа Хоти и все племя хоти зарегистрированы как граждане Венецианский колони в кадастре 1416 года . Согласно акту их верности Венеции, им были даны земельные владения в Братоше и Бодише в дополнение к pronoia в Подгоре, которая обеспечивала пастушеским горцам доступ к зерну и вину . Эти земли были отобраны у бывших венецианских союзников, которых заклеймили как предателей в кадастре. Документ также предусматривает исполнение наказаний против племени хоти, которые были применимы в соответствии с венецианским законодательством. Эти наказания были связаны с ущербом, причиненным набегами хоти в прошлые времена, когда они были подданными господаря Зеты Балши III (1403—1421). Хоти в свою очередь должны были предоставить венецианцам 300 солдат, 80 из которых — легкая конница .

Вражда между Хоти и господарем Зеты Балшей III существовала по меньшей мере с 1414 года , когда документы показывают, что он просил у Венеции выдачи двух вождей хоти, которые нанесли ущерб его землям, хотя номинально они были его вассалами . Венецианская администрация Скутари , рассматривая возможный набег хоти на их земли и перспективу союза с ними, не приняла его просьбу. Балша в качестве акта возмездия венецианцам приказал сжечь виноградную деревню Каллдрун в декабре 1415 года . Последняя фаза вражды между хоти и Балшей началась после того, как он вынес приговор против хоти в споре с племенем матагузи над пастбищами. Несмотря на поддержку Балшей матагузи, хоти захватил спорные земли, и матагузи отомстили, убив четырех соплеменников хоти . Поскольку Балша III снова встал на сторону матагузи и не требовал наказания за убийства, хоти перешел на сторону Венеции в обмен на поддержку республики. Поскольку хоти номинально находился под властью господаря Зеты Балши III в пограничном регионе между ним и Венецией, это повлияло на баланс сил и стало одним из событий, предшествовавших Второй Скутарской войне (1419—1426) . С этих событий и до 1479 года , когда в этом регионе началась османская эра, хоти были союзниками Венецианской республики.

Ранний османский период

Хоти сыграли решающую роль а обороне крепости Улциня от венецианцев

После установления османской гегемонии последовала территориальная реорганизация региона в санджак Скутари. Хоти был превращен в нахию гор хоти, которая имела 10 поселений (Гег, Тихомир, Михалина, Ибтош, Видаги, Ишбиша, Любица, Побрежан, Божан, Облана) с 195 домами в общей сложности в дефтере 1485 года . Фактическое число домашних хозяйств может быть выше, так как люди из двух деревень (Ибтош, Облана) спрятались в горной местности, чтобы избежать регистрации, а одна деревня (Ишбиша) оказалась полностью заброшенной. Сто лет спустя, в дефтере 1582 года, некоторые деревни были заброшены и вновь появились под другими названиями, такими как Облана, которая больше не существовала в 1582 году . Вместо нее появился Трабоин .

1485 года санджака Скутари также дает важную информацию об отношениях с центральными османскими властями. Племенная структура таких общин, как хоти, означала неразвитость феодальных отношений собственности, а также существование замкнутого натурального хозяйства. В этих условиях сопротивление этих общин уплате налогов в соответствии с новой тимарной системой вынудило османов признать их поселения общинными образованиями вне регистров тимара. Хоти были освобождены от тимарной системы распределения земли в ранней Османской империи и не имели владельцев тимаров (тимарли сипахи ) в нахии Хоти, так как организация коммунальной собственности осталась незатронутой . Хоти также были освобождены от всех чрезвычайных налогов для новых центральных властей. Вместо этого они были в положении флоричей и платили один дукат (50 акче ) за домашнее хозяйство, как и в доосманскую эпоху. Права на самоуправление северных албанских племен, таких как хоти и кельменди, возросли, когда их статус изменился с florici на derbenci, что требовало лишь номинального признания центральной власти . Положение derbenci обязывало горные общины поддерживать и защищать сухопутные маршруты по всей сельской местности, которые соединяли региональные городские центры. Взамен они были освобождены от чрезвычайных налогов . Племя хоти имело статус derbenci на пути из Шкодры к крепостям Медун и Депедукен в северной части Зетской равнины .

Начиная с конца XVI века такие племена, как хоти, находились в состоянии полуавтономии, но также периодически конфликтовали с Османским государством, поскольку это был католический и пограничный регион, что могло стать потенциальным источником напряженности в войнах Османов против их католических противников, Венеции, а затем Австрийской империи. Как католики, несмотря на налоговые льготы, хоти также по-прежнему подлежал джизье и это было еще одной причиной негодования. Это послужило фоном для папских миссий в регионе, призванных укрепить католическую церковную организацию против давления исламизации. Его военно-политическим аналогом были встречи племен в северной Албании и Черногории для обсуждения сотрудничества против турок-османов под знаменем одной из католических держав. Одна из таких встреч состоялась 15 июля 1614 года в Куче, где присутствовали хоти, кельменди и другие племена, которые решили просить папскую помощь против османов, о чем сообщил патриций Котора Франческо Болизза . Несколькими месяцами ранее его брат Мариано Болизза путешествовал по санджаку Скутари и составил отчет, согласно которому у хоти (хотти) было 212 дворов и 600 вооруженных людей под командованием Мараша Паппы (Maras Pappa) и Ррапши, 80 дворов и 212 вооруженных людей под командованием Пренка Кастрати (Prenc Castrat) .

Другие собрания, подобные этому, появлялись с 1620-х по 1650-е годы, в кульминационный момент Критской войны. О таком собрании сообщается также в 1658 году , когда семь племен: Кучи, Васоевичи, Братоножичи, Пипери, Кельменди, Хоти и Груда заявили о своей поддержке Венецианской республики, учредив так называемый «семикратный баряк» или «Алай-баряк», направленный против османов . Подобные мятежные события продолжались вплоть до окончания военных действий между Венецией и Османской империей. После войны, в 1671 году, Штефан Гаспари в качестве апостольского посетителя Католической Церкви проезжал через деревню Хот и сообщил, что в ней было 130 домов и 700 душ . Несмотря на увеличение налогов джизьи и войны, опустошавшие пограничные земли, хоти оставались католиками и были организованы к концу XVII века в два прихода, один в Ррапше, а другой в Трабоине, разделение, которое отражало территориальное разделение поселений хоти.

В 1696 году Хоти стали байраком, как и другие племена в Малесии, Северной Албании и Черногории . До тех пор капитан хоти был признан османами воеводой, что номинально стало вторым по рангу титулом хоти. Статус байрака означал, что вождь племени был назначен байрактаром (знаменосец) Османского государства и отвечал за сплочение и руководство вооруженными людьми из племени в походах османской армии. Байрактар хоти, который был признан первым байрактаром Малесии, возглавлял силы племен (кельменди, шкрели, кастрати, груда и три более мелких племени) во время военных мобилизаций . Событием, сделавшим хоти байраком, стала решающая роль 300 бойцов племени в успешной обороне Ульциня. Люку Гьони Джунсаю, до того времени воеводе, была предложена должность байрактара при условии, что он примет ислам . Собрание всего хоти решило, что его сын Ника Лука Гьони (также называемый Уйк Лука) примет ислам при условии, что все мужчины хоти, которые были задержаны в Анатолии, будут освобождены, специальные налоги будут сняты и все мужчины из Малесии не будут призываться на войну за пределами албанской территории . Таким образом, Ника Лука стал Мехметом Лукой Гьони, а его брат Вуй Лука остался католиком. Новое братство, которое было сформировано как ответвление Джунсай, стало единственным частично мусульманским братством хоти, Лукджунай. Чун Мула, байрактар хоти в 19 веке, был прямым потомком Мехмета Луки .

Поскольку обращение носило политический характер, мусульманские байрактары хоти сохранили традиционные религиозные обязательства глав хоти и приняли участие в католической мессе в честь святого Иоанна Крестителя 29 августа и финансировали праздник, который следовал за религиозными обрядами . В 1738 году хоти также получили в качестве наследственной должности титул болук-баши хоти в санджаке Скутари . Это означало, что представитель османской армии в районе хоти будет из самого племени. В эпоху пашалыка Шкодера он стал главой этих военачальников всей Малесии и назывался bylykbash i pesë maleve (болук-баши пяти гор).

С точки зрения османов, институт байрака имел множество преимуществ. Хотя он признавал полуавтономный статус таких общин, как хоти, он также мог быть использован для стабилизации пограничных земель, поскольку эти общины в своем новом качестве будут защищать границы империи, поскольку они видели в них границы своей собственной территории. Кроме того, османы рассматривали должность главы байрактара как средство, которое во времена восстания можно было использовать для разделения и завоевания племен, раздавая привилегии немногим избранным . С другой стороны, автономия пограничных земель также была источником конфликтов, поскольку племена пытались увеличить свою автономию и свести к минимуму участие Османского государства. Благодаря циклической череде событий конфликта и переговоров было найдено равновесие между Османской централизацией и племенной автономией. Таким образом, османская эпоха характеризуется как непрерывным конфликтом, так и формализацией социально-экономического статуса внутри османской администрации .

В XVIII веке также сформировались общины, которые проследили свое происхождение до хоти в Санджакском регионе . Хоти из Санджака пришли в этот край либо из Плава-Гусиня, либо из Колашина . После 1730 года они образовали первые компактные общины хотинских братств (vllazni) в Тутине в деревнях Буйковичи, Шпильяны, Црниш, Палево, Ковачи, Радоховцы, в Шенице, в деревнях Аливеровичи и Раждагина.

Поздний османский период

Малесия в Албанском восстании 1911 года

Распад Османской империи в течение долгого XIX века привел к возникновению балканских государств. Создание княжества Черногория и его цель экспансии на юг угрожали пограничной автономии хоти, которую Черногория стремилась поставить под свой контроль. Интересы великих держав (в основном России, Австро-Венгрии, Италии) в регионе еще больше осложнили ситуацию. Эти события, в совокупности названные «великим восточным кризисом», привели к Берлинскому конгрессу , который был завершен в Берлинском договоре. В то время как Османская империя и Черногория готовились подписать соглашение о признании независимости Черногории и расширении её границ, обсуждались различные сценарии, при которых высокогорная территория будет передана Черногории. В апреле 1880 года Италия предложила Османской империи передать Черногории Туз с его католическим населением груда и хоти, что привело бы к расколу племен между обеими странами . Призренская лига была создана для защиты албанской территории от аннексии. Хоти был представлен в Лиге своим байрактаром, Чун Мулой и видным военачальником Деде Гьоном Лули. В то время, в последние десятилетия XIX века в отчетах эпохи население хоти составляло около 4000 — 4500 человек с 400—500 домохозяйствами.

Османское государство, чтобы избежать внутреннего восстания в регионе при перспективе аннексии, стерло все долги в регионе и перераспределило часть урожая, которые были уплачены в качестве налогов. Первым районом, который был назначен для передачи, были Плав и Гусинье , но после битвы при Новшиче в декабре 1879 года , где Черногория потерпела поражение, этот район был исключен. Следующей областью, которая обсуждалась уже в сентябре 1879 года , была долина верхнего Джема (районы Триеш и Коджа-э-Кучит), вся груда (включая Тузи), часть Хоти и часть Вермоша . По отношению к хоти это оставило бы дополнительную проблему напряженности и нестабильности из-за того, что племя имеет преимущество по традиции над другими четырьмя племенами во время мира и войны. В январе 1880 года было решено, что эта территория будет аннексирована Черногорией, и соглашение было ратифицировано 18 апреля 1880 года . Племена горцев уже начали готовиться к этому событию. В марте хоти, груда, кельменди и кастрати объявили, что они выступают против аннексии их земель Черногорией и начали собирать силы у границы. Племена объединились в бесу (клятву) сопротивляться любой оккупации своих земель и посылать телеграммы в близлежащие регионы с просьбой о военной помощи .

22 апреля в Тузи были сформированы оборонительные рубежи против черногорской аннексии, которая должна была произойти на следующий день. Из 400 первых защитников Тузи многие были из хоти. В ближайшие дни эта цифра выросла до 12 000 добровольцев из Призренской лиги . Из 6 800 человек, находившихся на оборонительной позиции Хелма, 500 были из хоти. Эти события остановили аннексию хоти, хотя Триеш был передан Черногории. В последующие годы пограничная зона оставалась неопределенной и зоной конфликта. В мае было подписано новое соглашение, и главной целью черногорской аннексии стал Улцинь , поскольку план по аннексии земель хоти и груды провалился. Чтобы помочь защитникам Улциня, хоти и груда решили атаковать черногорские позиции и захватили 12 июля , но потеряли контроль над ним одиннадцать дней спустя . Османская армия окончательно захватила Улцинь и 22 ноября передала его Черногории.

В 1881 1882 годах племена хоти и груда планировали нападение на Черногорию и совершали набеги вместе с племенем Кучи. Ситуация в этом районе была очень нестабильной, поскольку турки-османы пытались восстановить свою администрацию. В мае 1883 года 3 000 горцев подняли восстание против Османского государства. Хоти, груда, кастрати и шкрели договорились о новой бесе (клятве) прекратить делимитацию османско-черногорской границы . На османском фронте вмешалась Австро-Венгрия , чтобы подписать перемирие. Затем 10 июня турки-османы под командованием Хафиза-паши провели карательную экспедицию в области хоти, груда и кастрати. После победы 25 июня османы опустошили земли племени хоти . Деде Гьон Лули из хоти, Смайл Мартини из груды и Дод Пречи из кастрати не сдались и спрятались в горах. В меньшем масштабе стычки и столкновения продолжались и в 1890-е годы.

Младотурецкая революция 1908 года и последующее восстановление Османской конституции дали меньшинствам новые надежды на защиту своих национальных прав. Как и многие другие племена, хоти дали бесу (обещание) поддержать Конституцию и прекратить кровную месть до 6 ноября 1908 года . Несмотря на первоначальные обещания, конституционные права меньшинств на территории Османской империи так и не были реализованы, как надеялись, и репрессии в отношении меньшинств вскоре стали центральной политикой младотурок. В Косово надежды вновь возросли с началом восстания в 1910 году , но оно потерпело поражение. За этим последовал запрет на албанское образование, аресты и изгнание албанских националистов, а также кампания по разоружению горцев Малесии. Тем временем горские племена поддерживали связь с черногорским князем Николой I Петровичем , который был готов позволить им войти в Черногорию и оказать некоторую поддержку против турок-османов, чтобы использовать ситуацию в своих собственных целях .

Таким образом, к концу 1910 года около 2 500 человек нашли убежище в окрестностях Подгорицы . Великие державы выбрали примирительную политику и были против нового Албанского восстания . Поскольку Никола I Петрович делал все более и более открытые заявления об аннексии Черногории, а также призывал великие державы сохранять нейтралитет и не рисковать всеобщей войной, повстанцы решили двинуться вперед и начать наступление 24 марта 1911 года . Деде Гьон Лули во главе 15-20 человек хоти и 200—300 кельменди захватил османский аванпост в Грабоме. Так началось восстание горцев . До 30 марта десять аванпостов в хоти, груде и кельменди пали, и в этот день повстанцы, насчитывавшие в общей сложности 2 200 человек, захватили Тузи. Людей хоти было около 400 человек от общего числа, и они находились под началом Деде Гьона Лули, который вышел на передний план в качестве главного лидера восстания. В этот день был составлен меморандум, который направили в посольства великих держав в Цетине повстанческие лидеры Деде Гьон Лули, Сокол Бачи, Иса Болетини и другие. В меморандуме выдвигалось требование об автономии и самоуправлении албанских вилайетов .

Бои бушевали на линии от Диноша до Децика, где сражение, произошедшее 6 апреля , является наиболее заметной боевой активностью восстания. Семь мятежников из Коджи и тридцать османов погибли в битве, но это стало известно, потому что после того, как победа была обеспечена, Деде Гьон Лули поднял албанское знамя на вершине Братилы. Флаг не поднимался с XV века , когда Скандербег защищался от османов. The phrase Tash o vllazën do t’ju takojë të shihni atë që për 450 vjet se ka pa kush (Теперь, братья, вы заслужили право видеть то, что было невидимо в течение 450 лет) было приписано Деде Гьону Лули более поздними воспоминаниями тех, кто присутствовал, когда он поднял флаг . Османский ответ последовал в течение всего апреля, и Тузи был отбит, и многие деревни были сожжены Шевкет Тургут-пашой, и было объявлено военное положение. 14 мая османы начали новую атаку с 10 000 человек на линии Диша-Тузи-Децик, которую защищали 2 000 горцев. Защитники были окружена и снова отступили к Подгорице . Османы призывали к покорности и предлагали амнистию и крупную денежную компенсацию любому сдавшемуся лидеру, но в этом им было отказано. Тем временем восстание получило международное освещение, и были организованы группы добровольцев, прибывших в регион для борьбы.

Когда вспыхнули новые бои, 23 июня 1911 года лидеры восстания и другие албанские революционеры собрались возле Селче в Кельменде и составили , требующий от албанцев социально-политических и языковых прав . В число представителей хоти входили Деде Гьон Лули и Джето Марку, а также три приходских священника: Карл Пренуши (Вуксанлекай), Себастьян Хила (Ррапша) и Луидж Бушати (Трабоин). Меморандум был отклонен, но начался переговорный процесс, который привел к окончательному соглашению, включавшему всеобщую амнистию, признание права албанцев на образование и право на ношение оружия. В нахии хоти это означало, что Османское правительство впервые обязалось открыть и финансировать начальную школу на албанском языке . Обучение на албанском языке до тех пор предлагалось либо священниками и монахами католической церкви, либо в одной из албанских школ, финансируемых Австро-Венгрией под культурным протекторатом католиков Османской империи. Начало Балканских войн оставило большую часть соглашения невыполненными.

Современность

По Лондонскому договору территория племени хоти была включена в состав Албании, а по Бухарестскому договору, заключенному несколькими месяцами позже, земли хоти были разделены между Албанией и Черногорией.

Во время Балканских войн северные албанские территории подверглись совместному сербско-черногорскому нападению. Пятимесячная осада Скутари была главной целью кампании. Город был сдан после соглашения между Эссад-пашой Топтани и королем Николой I , но черногорская армия понесла 15 000 потерь. Длительное сопротивление также означало, что притязания Черногории в регионе были затруднены. Окончательный статус города должен был остаться в новом Албанском государстве в последующем Лондонском договоре в мае 1913 года . По условиям договора хоти должны были остаться полностью в составе Албании. В июне разразилась Вторая Балканская война . С поражением Болгарии победители, включая Черногорию, расширили свои границы и более половины хоти было передано Черногории, как и вся территории племени Груда по условиям Бухарестского договора в августе 1913 года . Тем не менее, регион оставался в смятении, и фактический контроль Черногории не был установлен, поскольку в пограничных районах вспыхнули столкновения. Затем сербская армия вмешалась и заняла этот район. После дальнейшего вмешательства Австро-Венгерской империи сербская армия отступила. В ходе этого процесса были убиты сотни людей . В январе 1916 года , с в Первой мировой войне, хоти перешли под австро-венгерскую военную и гражданскую администрацию до 1918 года .

На Парижской мирной конференции 1919 года албанская делегация сначала во главе с Турханом-пашой , а затем с Луиджи Бумчи представила свои аргументы в пользу возвращения хоти и других территорий Албании, но границы остались неизменными . Согласно новым договорам, сербская армия вошла на земли Хоти, Груды и северное нагорье, которые были переданы Черногории по Бухарестскому договору, теперь как часть Королевства Сербов, Хорватов и словенцев . 25 декабря 1919 года сербская армия провела операцию, в ходе которой арестовала и казнила на территории племени хоти по меньшей мере 72 человека. Это событие было отмечено 100 лет спустя, и памятник в деревне хоти был установлен потомками жертв в ходе мероприятия, в котором совместно приняли участие представители муниципалитетов Малесия-э-Мади в Албании и Тузи в Черногории . Один из потомков убитых — Гжон Джунчай, албанско-американский прокурор и посол США в Албании .

Межвоенный период ознаменовался большим количеством беженцев, пересекающих границу и оседающих в Албании. Им дали пахотные земли и поселили в деревнях, носивших название их родины. Таким образом, Хоти-и-Ри (Новый Хоти) был заселен в 1932 году семьями беженцев, прибывших из . В Югославской части хоти политическая обстановка была напряженной и нестабильной. Сама Албания подпадала под сферу влияния Италии, и Италия представляла себя борцом за национальные права Албании. В этом политическом контексте документы британского Министерства иностранных дел описывают ситуацию, что племена хоти и груда в бывшей Черногории, вдоль югославской границы вплоть до Дибры и Охриды , ждут наступления со стороны албанских или итальянских освободителей .

Капитуляция Югославии перед Германией во Второй мировой войне привела к изменению границ, и район хоти стал частью Итальянской Албании , а затем оказался под немецкой оккупацией в 1941—1944 годах. В 1945 году югославские партизаны снова взяли под свой контроль районы племен хоти и груда. 15 декабря — официальная дата государственного празднования «Дня освобождения» Тузи . После 1948 года граница между Албанией и Югославией закрылась и стала сильно милитаризованной. Пограничные регионы, такие как хоти, особенно страдали, когда члены семьи оказывались изолированными друг от друга. В 1990-х годах крах экономики привел к массовой миграции населения хоти, груды и северное нагорье, как это происходило на Балканах.

Традиции

Традиционное женское платье хоти, 1908 год

Хоти почти полностью католики. Их самая старая церковь находится в руинах и датируется примерно 1500 годом . Церковный округ Хоти был разделен на два прихода: один в Ррапше, а другой в . Церковь Ррапше находится в местечке Бригье (kisha e Brigjes). Франческо Болизза записал это в 1616 году , когда писал отчет об этом регионе. Петер Богдани в 1672 году отмечает, что в Бригье, кроме церкви, действовала еще и школа. Ррапше впервые стал приходом в 1699 году , когда Францисканский орден обосновался в племени Хоти. Одним из многих францисканцев, служивших в церкви Бригье, был Гергь Фишта в 1902 году .

Приход и церковь Трабоина впервые датируются 1648 годом , но позже церковь была разрушена и восстановлена. В 1696 году хоти получил статус байрака и другие права при условии, что один из его лидеров примет ислам. С этого момента байрактар хоти является мусульманским, и те семьи, которые сегодня являются мусульманскими, происходят от этого первоначального обращения. Таким образом, в конце османского периода племя хоти состояло из 500 католических семей и 23 мусульманских, которые включали семью байрактара . Это обращение не повлияло на отношения внутри общины, поскольку, хотя байрактар и был мусульманином, он следовал традициям своего племени. Он ежегодно финансировал праздник Святого Иоанна Крестителя, покровителя хоти, и в этот день служил мессу.

Погребальные обычаи хоти, как и обычаи Малесии в целом, включают в себя оплакивание ( гема ) умершего коллективным образом группой мужчин (gjamatarë) .

Известные люди

Примечания

  1. Kenneth Bourne. / Kenneth Bourne, David Stevenson, Donald Cameron Watt … [ и др. ] . — University Publications of America, 1989.
  2. Ahmetaj, Mehmet (2007). . Studime Albanologjike . 37 : 170 . Дата обращения: 27 января 2020 .
  3. . Fondacija "Lijepa riječ". Дата обращения: 13 августа 2020. Архивировано из 21 февраля 2020 года.
  4. . University of Tirana. Дата обращения: 15 января 2020. Архивировано из 22 января 2021 года.
  5. (PDF) . Social Anthropology . 7 (1): 42. 1999. (PDF) из оригинала 19 февраля 2020 . Дата обращения: 13 августа 2020 . {{ cite journal }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  6. . — I. B. Tauris, 2015. — P. 125. — ISBN 1784532924 . от 12 марта 2023 на Wayback Machine
  7. ]. — Morava, 2009. — P. 390. — ISBN 978-99956-26-28-0 .
  8. . London: Edward Arnold. Дата обращения: 13 августа 2020. 27 декабря 2005 года.
  9. . — 1928. — P. 20–21. от 6 марта 2020 на Wayback Machine
  10. . — Izdanje seminara za arbanasku filologiju, 1925. — P. 60–61.
  11. . Roman Catholic Archdiocese of Shkodër-Pult . Дата обращения: 28 января 2020. 28 января 2020 года.
  12. ]. — Academy of Sciences of Kosovo, 2017. — P. 61. от 10 января 2020 на Wayback Machine
  13. . — Academy of Sciences of Albania, 1974. — P. 124. от 9 августа 2020 на Wayback Machine
  14. Pulaha, Selami (1975). . Studime Historike . 12 : 101. из оригинала 4 июля 2023 . Дата обращения: 30 января 2020 .
  15. . Proceedings of the symposium "Hoti throughout the centuries" : 69. 2015. из оригинала 23 марта 2020 . Дата обращения: 23 марта 2020 .
  16. . — Academy of Sciences of Albania, 1977. — P. 60–64, 200–203. от 14 января 2021 на Wayback Machine
  17. , University of Michigan Press, 1994, p. 515, ISBN 978-0-472-08260-5
  18. (PDF) . Acta Histriae . 25 : 361—362. 2017. doi : . (PDF) из оригинала 1 февраля 2020 . Дата обращения: 1 февраля 2020 .
  19. . — The Cotsen Institute of Archaeology Press, 2013. — P. 12, 49. — ISBN 1931745714 .
  20. Rizaj, Skënder. . — Rilindja, 1982. — P. 490.
  21. Islam in the Albanian lands (XVth-XVIIth Century) // Religion und Kultur im albanischsprachigen Südosteuropa [Religion and culture in Albanian-speaking southeastern Europe]. — Frankfurt am Main : Peter Lang, 2010. — P. 47. — ISBN 9783631602959 .
  22. . Дата обращения: 28 января 2020. 5 августа 2020 года.
  23. . — Centar za mitološki studije Srbije, 2004. — P. 24, 41–45.
  24. . Robert Elsie. Дата обращения: 3 февраля 2020. 7 февраля 2020 года.
  25. . Kallnori . Kallnori. Дата обращения: 3 февраля 2020. 1 февраля 2020 года.
  26. , p. 31.
  27. , p. 62.
  28. Verli, Marenglen (2014). . Studime Historike (1—2): 54—55, 63—64, 71 . Дата обращения: 5 февраля 2020 .
  29. Miller. . — Routledge, 1966. — P. 406. — ISBN 0714619744 .
  30. , p. 159.
  31. . — Purdue University Press, 1983. — P. 70–80, 160–2. — ISBN 1557531463 .
  32. Gawrych. . — London : IB Tauris, 2006. — P. 186–187.. — ISBN 9781845112875 .
  33. . — US- Department of State, 1919. — P. 111.
  34. . Fjala . Дата обращения: 10 февраля 2020. 14 февраля 2020 года.
  35. . Ocnal . Ocnal. Дата обращения: 10 февраля 2020. 11 февраля 2022 года.
  36. : [ англ. ] . — Great Britain. Foreign Office, 1971. — P. 253.
  37. . Malesia.org . Дата обращения: 10 февраля 2020. 25 октября 2020 года.
  38. (недоступная ссылка — ) . Buzuku . Buzuku Magazine. Дата обращения: 10 февраля 2020.
Источник —

Same as Хоти (племя)