Ушастый ёж
- 1 year ago
- 0
- 0
Гази Алдамов ( чечен. Алдаман ГӀеза ) — чеченский народный герой. Юго-восточной Чечни в регионе Чебарлой сохранился замок Алдам-Гези .
По сведениям чеченского историка в чеченских героических песнях воспевается личность Алдам-Гези, продемонстрировавшего пример мужества, благородства и чести ещё в юные годы. Согласно содержанию этих песен-илли, Алдам, отец Гази, был предательски убит, когда Гази было всего десять лет. Мальчика, который, очевидно, был старшим в семье, растила одинокая мать, воспитывавшая в нём все самые доблестные качества, присущие рыцарскому этикету Къонахалла .
Растущая популярность и признание Гази сделали его членом чеченского Народного Собрания в качестве одного из представителей Чеберлоя. По сведениям нашхоевского старейшины С. Д. Гаева, Алдам-Гези, пригласили в Моцарой и был назначен главой , получил удостоверительную грамоту с печатью «Кьоман мухӀар» (в подтверждение наделенных полномочий) на горе , а также был проинструктирован относительно мероприятий, которые необходимо было выполнить Гази. С этого момента началась его активная политическая и административная деятельность. В первую очередь, как отмечал чеченский этнограф, кандидат исторических наук И. М. Саидов , им были организованы мероприятия по укреплению чеченских рубежей .
В Чеберлое под руководством Алдам-Гези начали организовывать «военные поселения нашхойцев и ичкеринцев возле Макажоя…», а также в других местах. Более того, через Макажойскую котловину (по руслу речки ) пролегал один из участков стратегического торгового маршрута, который считается древним отрогом "Шелкового пути\ Восточное крыло маршрута сворачивало на Харачой , а западное — в Шатой . Возведение укрепительных сооружений в этом районе, а также усиление крепости-города Хо позволяло Гази сконцентрировать в своих руках экономический и политический инструмент влияния .
У Гази было несколько братьев, кузены. В числе друзей Гази особое место (если не первое) занимал Дур (Дурач) — выходец из ДжӀайа ( Хунзах ). Дружба Дура и Гази имеет свою предысторию. Дурач по причине кровной мести покинул Хунзахское плато и явился к Алдам-Гези, оказавшему ему покровительство. Обычай кровомщения подразумевал вероятность непредвиденных и опасных ситуаций для принимающей стороны, но закон гостеприимства, как мы уже выяснили ранее, свято соблюдался главой Чеберлоя. Некоторые личности из окружения Гази, однако, выражали негодование по этому поводу .
Как сообщает фамильное предание, Алдам-Гези пригласили на празднество соседние феодалы. Когда же Гази уже оказался за пределами Чеберлоя, вооруженный отряд разбойников, воспользовавшись отсутствием Алдам-Гези и его дружины, прибыл к чеберлоевским пастбищам, чтобы угнать скот Гази. Местные немедленно явились в дом Гази и, обнаружив там Дурача, сообщили ему о происходящем. Дурач, вооружившись и спешно оседлав коня, немедля отправился в погоню за разбойниками, добыча которых, разумеется, значительно замедлила их скорость движения .
Настигнув обидчиков у горы под названием Цан на повороте в селение Ригаха , Дурач вступил с ними в перестрелку. Противнику принадлежало численное превосходство, но Дурач, очевидно, был отличным стрелком. Убив двух разбойников, а также нанеся ранение некоторым другим, он обратил в бегство нападавших, которые бросили скот и помчались прочь из Чеберлоя. Таким образом, Дурач, который спас имущество Гази от разбойников и изгнав нарушителей порядка, вернулся обратно в Макажой .
Возвратившийся с поездки Алдам-Гези сразу же был осведомлен о случившемся нападении, а также во всех красках выслушал рассказ о доблестном поступке своего гостя со слов свидетелей происшедшего. С этого момента Дурач из статуса гостя превратился в друга Алдам-Гези и его сподвижника. Гази построил башню Дурачу, который отныне стал членом макажойской общины. Обе башни — Алдаман ГӀезан Ков и Дури-гӀала — возвышались на склоне ущелья речки Ахкеты, вытекающей с горы Каухи, на краю села .
В этот период на территории Чеберлоя ещё оставались чеченские феодальные владетели, одним из которых был кезенойский князь. Последний устроил большое празднество и объявил конкурс по скачкам, а наградой победителю была определена дочь князя — княжна Полла. Дурач, прослышав о наметившихся мероприятиях, решил принять участие в конкурсе .
В Кезеной прибыли Гази, Дур и другие гости и смельчаки. Дурач, обладавший разносторонними талантами, частично проявленными им при упомянутом ранее инциденте, обогнав своих соперников, первым явился на финиш, одержав победу в конкурсе. В качестве приза удальцу полагалось отдать в жены дочь кезенойского князя. Однако недоброжелатели, нашептавшие князю о прибытии Дурача из ДжӀайа (Хунзах), заставили феодала отойти от взятых на себя конкурсных обязательств перед победителем. Но Дурач и здесь проявил свое благородство, сказав кезенойскому владетелю, что не останется без спутницы в этой жизни, не женившись на княжне. «В условиях конкурса не было оговорено место исхода конкурсанта, — добавил Дурач, — а значит, ты нарушил свое слово. Если же ты сомневаешься в моей победе, то определи мне другое испытание». На это, сообщают передатчики предания, князь ответил :
«Если ты победил, забери её, поднявшись верхом на коне. Она у себя — в башне».