Interested Article - Саморуков, Илья Игоревич

Илья́ И́горевич Самору́ков (род. 8 апреля 1981, Самара ) — Самары, куратор , арт-критик , литературовед, музыкант , независимый режиссёр. Кандидат филологических наук (2006).

Биография

Родился в Самаре, в семье Ирины Саморуковой и Игоря Саморукова. Учился в самарской гимназии № 3.

Он родился в больнице Пирогова , где завершил свою земную жизнь самарский купец, меценат и художник Константин Головкин . Учился в здании, которое до 1917-го принадлежало самарскому книготорговцу . А разговаривали мы с ним в особняке, который архитектор Александр Зеленко построил для первой красавицы предреволюционной Самары Александры Курлиной .

Светлана Внукова

В 2003 году окончил филологический факультет Самарского государственного университета (2003). Там же окончил аспирантуру , защитив диссертацию на тему « Массовая литература : проблема художественной рефлексии » (2006) .

Будучи ещё аспирантом, принимал участие в многочисленных круглых столах и научных, художественных дискуссиях . Выступал с докладами на научных конференциях, среди которых международная научная конференция «Граница как механизм смыслопорождения» ( Самара , июнь 2003), вторая международная научная конференция «Литература в контексте современности» ( Челябинск , февраль 2005), всероссийская научно-методическая конференция «Движение художественных форм ХХ-XXI веков» ( Самара , июнь 2005), международная конференция « Морфология страха» ( Самара , апрель 2005), всероссийская конференция « Литература и кино : парадоксы диалога» ( Самара , октябрь 2005).

В 2005 2006 годах — преподаватель «Школы кураторов и культуртрегеров» при Самарском государственном университете .

В 2008 году вошёл в состав авторов и составителей универсального издания «Энциклопедия Самарской Области » .

С 2006 по 2016 год — преподаватель Самарского государственного университета . Читал курсы «История зарубежной литературы» и « Социология литературы ».

С 2008 по 2012 год — доцент Самарского государственного технического университета .

В 2008 году придумал уникальный проект «Принуждение к интерпретации» , который успешно по настоящее время реализовывает .

С 2008 по 2010 год — арт-критик, заместитель редактора в журнале «Город» .

Журнал «Город» для меня когда-то был лучшим бумажным медиа. Мне довелось там работать и с командой «Города» мы выпустили наверное где-то 15 номеров. Этот журнал создавал сообщество. Я там знакомился с людьми, которые становились потом моими близкими друзьями. Опубликовать там можно было, что угодно, если материал был интересный и дышал современностью. Даже удивляюсь, как можно было каждый месяц находить столько тем и интересных людей. Там не боялись ни цинизма, ни интеллектуализма, ни панка, ни гламура. «Город» был школой для меня. До сих пор листаю старые номера .

Илья Саморуков

В 2009 году стал стипендиатом программы (Художественная ассоциация Штутгарта )

В 2010 - 2014 годах — участник арт-группы «Лаборатория» (совместно с Владимиром Логутовым , Андреем Сяйлевым , Константином Зацепиным и Олегом Елагиным , Александром Лашманкиным) , которая вошла в историю самарского искусства перформансом «Сообщение» 2010 , кураторством Галереи одной работы. Группа сформулировала критерии оценки произведения современного искусства . Группа определила культурный ландшафт Самары на последующее десятилетие.

В 2010 выступает активным участником литературного проекта Самары «Внеклассном чтении» , в качестве эксперта .

В 2010 становится заместителем директора по научной части Самарского литературно-мемориального музея имени М. Горького . На этом посту вносит новые форматы работы с аудиторией, трансформирует образ музея в культурном пространстве города .

С 2011 года принимает участие в Молодежном Форуме «ИВолга» / Youth Forum «IVolga», как руководитель направления «Творческие индустрии» , лектор, коуч, куратор.

С 2012 - по настоящее время — научный сотрудник Музея Модерна . За время работы Саморукова Музей Модерна стал одной из важнейших художественных институций Самары. Автор лекционных циклов, посвященных эпохе модерна. Илья Саморуков промоутировал нонконформистское современное искусство и принимал участие в становлении масштабных городских акций « Ночь музеев » и « Ночь искусств ».

В 2013 году выступил одним из организатором Фестиваля идей в Музее Модерна , с дальнейшим развитием проекта в виде Музея Идей.

В 2013 году стал лауреатом премии портала «Большая деревня» — «Арт-менеджер года».

В 2014 году разрабатывал совместно с Константином Зацепиным концепцию Музея рок-н-ролла ZVEZDA ( Самара ) . Музей планировалось открыть в 2015—2016 гг.

В 2014 году вошел в топ 50 журнала Собака.ru «Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» в номинации «искусство» .

В 2016 герой перформанса Маши Крючковой «Новая папка. Поврежденный файл» . Данная художественная акция стала самой обсуждаемой в художественной среде Самары, поразив зрителей автобиографичностью и уровнем рефлексии.

В 2017 году 8 апреля в Самаре открыл совместно с Татьяной Почтенной галерею современного искусства «Дневник»

В 2017 году совместно с Татьяной Почтенной вошел в топ 50 журнала Собака.ru «Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» в номинации «искусство» с проектом — Галерея современного искусства «Дневник» . С этим же проектом номинирован на АРТ ГОДА портала .

В 2017 занял второе место в номинации «Нестандартный музейщик» в конкурсе профессионального мастерства музейных работников в регионах Приволжского федерального округа на Совете музеев Приволжского федерального округа, который состоялся в Казани .

Создатель и лидер музыкальной группы Cold War Party . Также играл в панк-группе DOOZERS .

Мы стали одной из первых серф-групп в Самаре. Сейчас есть ещё одна — The Spoon Box. Её лидер слушал нашу музыку, как кто-то слушает западные группы. Мы намеренно играли инструментальный примитив, потому что наши музыкальные и умственные способности позволяли это. Мы относились к занятию как к хобби , но были те, кто слушал наши записи всерьез, и это приятно осознавать. Музыканты перебрались в другой город, и группа была заморожена. Сейчас снова начали репетировать. Музыка стала ещё более современной: мы оставили легкие интонации серфа, но добавили минималистских и элементов. Мы, конечно, концертная группа. Для меня важно, что ходы, которые мы используем, некоторые самарские группы уже использовали. Хочется, чтобы музыкальный язык был узнаваем, чтобы в нём было место поиску. Но эта вся экспериментальность должна быть слушабельной. Я люблю нойзовые концерты, но танцы перед сценой я люблю больше .

Илья Саморуков

В настоящее время старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «Литературные конструкции в художественных мирах искусства XX и XXI вв.» Самарского государственного университета

Как спикер и куратор участвовал в многочисленных международных и региональных поэтических фестивалях и книжных выставках .

Активный участник культурной жизни столицы региона . Ведёт светский образ жизни , его появление на открытии выставки или мероприятии является индикатором для культурного сообщества города Самары . Иногда выступает в роли диджея и даёт диджей-сеты в Самаре и Москве .

Живёт и работает в Самаре .

Профессиональная деятельность

Организовывал лектории о современной поэзии , вечера концептуальной поэзии , панельные дискуссии на художественных выставках .

Представитель филологической школы ( Константин Зацепин , Андрей Рымарь, Сергей Баландин ) критики современного искусства .

Неоднократно выступал с обзорами самарского искусства в художественных институциях .

Вывел на художественную сцену Самары и оказал большое влияние на следующих художниц :

— Асю Фетисову;

— Анфису Доброходову :

— Машу Крючкову (самые резонансные отношения в арт-тусовке последнего десятилетия) .

Сфера научных интересов:

  • Массовая литература
  • Искусство XX—XXI вв.
  • Российское искусство XXI вв.

Преподаватель в проекте Школа Авангарда галерии Виктория .

В 2016 выступал ведущим в Клубе любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» (ЦРК «Художественный» им. Т. А. Ивановой, ул. Куйбышева , 103/105, Малый зал) проекта: «В искусство через кино». Дискуссионные вечера" .

Проект «Принуждение к интерпретации»

С 2008 идеолог и куратор проекта «Принуждение к интерпретации» .

Идея проекта: Нескольким людям из различных социальных страт предоставляется возможность интерпретировать произведения современного искусства . Работу для интерпретатора выбирает куратор проекта. Интерпретацией может быть какая угодно реакция реципиента на работу: искусствоведческое объяснение, простое описание собственной оценки или же создание «конгениального» произведению текста. Главное условие — публичное представление своей интерпретации. Зрители смотрят на работу художника и слушают закрепленного за этой работой интерпретатора. В финале «Принуждения» зрители голосуют за лучшую по их мнению работу и лучшую интерпретацию . Такая форма организации восприятия произведений искусства противостоит традиционным выставкам, где у зрителя нет никакого «обязательства» смотреть на искусство. Одним из девизов проекта был слоган: « Искусство — не банкет, а работа мысли». Каждая работа и каждая интерпретации становится событием, а не просто фактом бесчисленного умножения образов. Проект направлен на то, чтобы утвердить в сознании зрителя идею, что искусство — публичная практика, а не лаборатория в «башне из слоновой кости».

Я придумал его в 2008 году, когда мне предложили что-то сделать для Самарского литературного музея. Я тогда много ходил по выставкам и не понимал, почему на них почти ничего не говорят о работах. Мне казалось, искусство обязательно должно как-то обсуждаться. Я придумал, как. В чём-то использовал свой скромный преподавательский опыт. Искусство — для всех. Даже если зритель его не понимает, он его воспринимает. И мне хотелось, чтобы вокруг искусства не утихали споры — публичные и желательно офф-лайн. Стало интересно, что скажет о конкретном объекте тот, кто искусством не увлекается. Я искал знакомых, готовых публично интерпретировать произведение, причем созданное самарскими художниками. Получилось нечто среднее между лекцией, шоу и выставкой. Чтобы создать эффект соревновательности, я предлагал зрителям оценивать и произведение искусства, и его трактовку. Важно, что интерпретация в моем понимании — любое высказывание о произведении. Гости могли задать вопрос интерпретатору, а вот автору работы слово не предоставлялось. Он как бы уже высказался своей работой. «Принуждение» оказалось довольно удобной формой, но часто проводить его было нельзя. Нужно, чтобы работы созрели. К тому же я считал важным проводить акцию на разных площадках. Кроме самарских: Литературного музея, «Арт-Пропаганды», «Арт-Центра», Музея модерна, я делал «Принуждение» в Штутгарте, Санкт-Петербурге и Перми. Однако всегда брал работы самарских авторов, дабы популяризировать локальное искусство. Сейчас я провожу такую встречу раз в год.

Илья Саморуков

Хронология проекта :

2017 — «Принуждение к интерпретации», Москва , выставка «Оргия вещей» мастерская Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина в рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства

2014 — «Принуждение к интерпретации», Москва, на выставке «Не Музей. *Лаборатория эстетических подозрений» . Арт-пространство «Новая Индустрия», г. Санкт-Петербург.

2013 — «Принуждение к интерпретации», «Музей Модерна»,Фестиваль идей, Самара .

2011 — «Принуждение к Интерпретации». Пермский вариант

2010 — «Принуждение к интерпретации — 3», «Арт-Центр», Самара .

Принуждение к интерпретации выставленных объектов, которое в Самаре в третий раз представил Илья Саморуков, было самым успешным и одновременно идеологически синкретичным из всех предыдущих принуждений. В числе интерпретаторов выступили: нищий даос критик Андрей Рымарь, поэт и футбольный обозреватель, либерал Сергей Лейбград, профессор филологии из госуниверситета Ирина Саморукова, православный священник отец Амфиан, марксист Роман Черкасов, радикальный поэт Георгий Квантришвили. Все они — интерпретировали представленные художественные работы, демонстрируя публике, как культурная функция, состоящая в наделении бытия смыслом, реализуется ими — опытными жрецами и магами.

Александр Лашманкин

2010 — «Принуждение к интерпретации», Европейский Университет , Санкт-Петербург .

2009 — «Принуждение к интерпретации», Штутгарт .

2009 — «Принуждение к интерпретации-2», КЦ «Арт-Пропаганда», Самара (Художники: Андрей Сяйлев , Евгений Чертоплясов, Татьяна Пудова, Олег Елагин, Светлана Шуваева , Саша Во, Александр Зайцев , Ася Фетисова и др. Интерпретируют: Сергей Баландин, Александр Апполонов, Татьяна Симакова, Габриэль Сайеж, Олег Федоров и др )

2008 — «Принуждение к интерпретации-1», Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького, Самара (Художники: Владимир Логутов , Роман Коржов, Неля Коржова, Сергей Баландин, Олег Елагин, Кузьма Курвич, Фрол Веселый, Евгений Бугаев, Анатолий Гайдук. Интерпретаторы: Виталий Лехциер, Александр Уланов, , Александр Лашманкин и другие).

Первое проходило в декабре 2008 года в литературном музее им. Алексея Толстого. Было представлено восемь работ. Это были произведения самарских художников Владимира Логутова, Фрола Весёлого, Евгений Бугаева, Олега Елагина, Романа и Нели Коржовых, Сергея Баландина и других авторов. Интерпретировали работы поэт и философ Виталий Лехциер, поэт и критик Александр Уланов, журналист Александр Лашманкин, студент химического факультета Антон Тюрин, работник нефтяной промышленности Алексей Зайцев и др.

Илья Саморуков

Кураторская деятельность

Куратор многочисленных проектов в рамках акций « Ночь в музее » , « Ночь искусств » , «Ночь модерна» .

2017

2016

Выставка «Интеракция. Интервенция. Интерьеры» Музей модерна, Самара

2015

выставка «Have a good time» проект «Художественный фонд» Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства, Самара (совместно с Владимиром Логутовым )

2014

выставка «Поиск коровы» Музей модерна, Самара

Художественная деятельность

2009 хеппенинг -шутка "Приход Ильи Саморукова на "Вечер перформансов № 2 " галерее «XI комнат»

2010 — проект «Гомункулус» галерея Oberwelt , Штутгарт

2011 — выступление на презентации журнала «Белый Человек» (8- й номер) 3 марта, Самарский Литературный музей

2014 — участник Ледовое биеннале .

2016 — Мария Крючкова, Илья Саморуков (Россия), проект «Love. Exchange», Ширяевская биеннале .

2016 — работа «Вероятностная модель будущего самарского искусства» в рамках выставки «Самонедостаточность». Галерея «Виктория» . Самара .

2017 — инсталляция «Последние вещи империи» Музей модерна, Самара . В одном из малых залов музея зрителям предстала пространственная композиция из предметов прошлого века. Экспозиция посвящена событиям 1917 года в России.

2017 — совместно с Николай Кислухин, аудиоперформанс «Несколько нот и гармоний», Самара, Музей Модерна ,

2017 — совместно с Олегом Захаркиным, документальный сериал Postrave . В основу документального сериала легли любительские съёмки с арт-тусовок, которые Илья наснимал на свой планшет с 2014 до 2016 года: то есть, около тысячи видео . На документальные кадры попали художница Маша Крючкова, художник Дмитрий Жиляев, поэт Роман Мнацаканов, музыканты Павел Куприянов, Арсений Марушев и Полина Хвостова, философ Олег Горяинов, диджей Витя Цой, философ Боря Клюшников и многие другие.

Персонажи — это, в основном, художники в современном понимании этого слова, artists. А локации — квартиры, галереи, улицы, бары, подвалы. Места, где эти художники собираются вместе. Именно в этих местах я рефлекторно включал камеру с планшета.

Илья Саморуков

Арт-группа «Лаборатория»

В арт-группу входят шестеро художников и арт-критиков — Владимир Логутов , Константин Зацепин , Илья Саморуков, Андрей Сяйлев , Олег Елагин и Александр Лашманкин.

В 2010 - 2014 годах — участник арт-группы «Лаборатория» (совместно с Владимиром Логутовым , Андреем Сяйлевым , Константином Зацепиным и Олегом Елагиным, Александром Лашманкиным), которая вошла в историю самарского искусства в частности перформансом «Сообщение» 2010 . Перформанс получил широкий общественный резонанс.

Объединились в проект «Лаборатория» и собрали самарцев на лекцию об искусстве. Когда гости расселись по местам, к ним вышла девушка и объявила, что прочтет доклад о художественном движении Флюксус середины XX века, изобретавшем антиискусство . Между делом докладчица включала записи музыкальных экспериментов Джона Кейджа и, танцуя, снимала с себя элементы одежды. Раздевшись до трусов и пофлиртовав с публикой под Sonne statt Reagan Йозефа Бойса , героиня покинула зал. Оказалось, что это была специально нанятая «Лабораторией» стриптизерша . А всё действие, пародируя манеру Флюксус , оказалось ироничной инсценировкой «наслаждения» от творчества. Через год эта же стриптизерша отправилась на фестиваль «Белые ночи» в Перми, где под руководством все той же «Лаборатории», раздеваясь, делала доклад о самарском современном искусстве, но теперь её слушателями были представители правительства Пермского края и других регионов, входящих в «Культурный альянс» .

Владимир Стасов

Группа сформулировала критерии оценки произведения современного искусства .

Ноябрь 2010 — Владимир Горохов и проект «Лаборатория» ( Владимир Логутов , Андрей Сяйлев , Илья Саморуков, Константин Зацепин , Александр Лашманкин). «наши с вами стихи». перформанс .

15.06.2010 — Проект «Лаборатория» ( Владимир Логутов , Андрей Сяйлев , Илья Саморуков, Константин Зацепин , Александр Лашманкин) и «Галерея одной работы» представляет «Сообщение».

2014 — групповая выставка «Не Музей. *Лаборатория эстетических подозрений» в рамках параллельной программы европейской биеннале современного искусства Manifesta 10.

Лекции

2010

Лекция "Понятие дрейфа у Ги Дебора"

2012

Цикл лекций о Public-art «Региональный ситуционизм : искусство оставаться в своем городе» . Музей им. П. Алабина. региональный фестиваль граффити «Мир без границ»

2013

Лекторий «Формы и смыслы модерна», Самара, Музей Модерн а

2015

«Смотреть и слушать», фестиваль «Самодеятельность», Самарский литературный музей

Лекция-перформанс «Косноязычие диегезиса» Самарский литературный музей, в рамках проекта «Летний университет реализма» .

2016

« ЛЕФ : факт и труд вместо искусства»; фестиваль «Маяковщина», Самарский литературный музей

Культурный БУМ! | Молодежный форум «iВолга-2017»

ретроспектива Райнера Вернера Фассбиндера Кто такой молодой художник?" СОИКМ им. Алабина, Самара

2017

Авторский лекционный курс «Другие» , Музей Модерна, Самара. Авторский проект Ильи Саморукова, который рассказывал о наиболее интересных личностях к. XIX — н. XX века, чьи идеи повлияли на дальнейшее развитие культуры, искусства, философии .

Цикл «От модерна до современности» .

2018

«Искусство будущего» Фестиваль будущего, Самара , Галерея «Виктория»

Оценка творчества

Исследователями ставится в один ряд со следующими авторитетными исследователями проблем массовой литературы: М. П. Абашевой, М. В. Загидуллиной, Н. А. Кузьминой, О. Ю. Осьмухиной, И. Л. Савкиной, М. А. Черняк

Тебя называют серым кардиналом самарского современного искусства.

Татьяна Симакова

Семья

мать — Ирина Саморукова

Первые пять лет я жил на проспекте Ленина. В козловском доме. Его построили для работников космической промышленности, а у меня с ней оба деда были связаны. Они инженеры. Владимир Михайлович Ромашкин и Петр Павлович Саморуков, который даже с Королевым работал.

Илья Саморуков

сын - Лука (2019)

жена - Софья Саморукова (2019)

Цитаты

  • Я бы хотел, чтобы вообще все были художниками .
  • Нужно делать выставки, которых не было раньше: они должны либо отвечать на современный запрос, либо совершать челлендж. Идея «все вторично» обманчива: всегда можно сделать то, что не делал никто до тебя, по крайней мере, в Самаре .
  • Мажорная тональность песни « » добавляет к её смысловому фону интонации отчаянной радости. Мы поём, когда нам неспокойно. Когда мы приходим на вокзал и слышим знакомые ноты, беспокойство уже начинается. Это самарское беспокойство будет в нас, пока звучит эта песня. И есть ощущение, что в последнее время она напоминает о себе всё чаще .
  • Бегбедер приехал в том числе для того, чтобы напомнить нам об этом без ложного пафоса. Его в некоторых кругах принято ругать. Мол, средний писатель, тусовщик. Но попробуйте написать роман, который будут читать миллионы. У человека есть талант сделать так, чтобы вокруг было весело. И этот человек не музыкант, не фокусник, а писатель .
  • Был как-то сон, что Путин — хороший. О чём говорили — не помню, но он внимательно слушал, отвечал, и я не чувствовал никакого унижения, никакого свойственного русской душе подобострастия перед высоким чиновником
  • Гнойный пугает так, чтобы не страшно было. Символист Бальмонт в начале XX века призывал «быть как солнце», футурист Кручёных готов был вообще его победить ради модернисткой утопии, а рэпер Слава КПСС показывает мир, где главной утопией становится смерть. Другой вопрос: почему русский рэпер не даёт надежды? Вот в таких случаях уместно использовать слово постмодернизм. Рэп после модерна .
  • Живопись — это искусство прошлого. Для консервативного, наивного или не посвященного в работу системы современного искусства зрителя живопись — это и есть искусство. В массовом сознании художник, даже в XXI веке, после Дюшана , Бойса , Абрамович , — это прежде всего живописец. Художник может не быть живописцем, эта возможность уже признана, но живописец — полноправный владелец статуса художника. Чтобы доказать кому-то (или себе), что ты художник, надо начать рисовать картины .
  • Был недавно в Петербурге , зашел в бар, где проходят рэп-баттлы . « 1703 » он называется, это дата основания Петербурга . Зашел и не обнаружил ничего, что бы свидетельствовало о том, что именно здесь проходят те самые баттлы . Когда ты их смотришь в ютьюбе , кажется, что все происходит в огромном зале. А это очень маленький бар. И ты сидишь там и понимаешь, что в данном случае дело не в месте, что баттл существует прежде всего в интернете . Вообще, я никогда не думал, что рэп меня заинтересует как исследователя литературных практик. Но культуру, которая охватывает миллионы, не проигнорируешь. А культура предполагает ощущение города. И я зашел в этот бар. Зашел с друзьями, самарцами, которые живут в Петербурге. Самарцев там, кстати, много. И много их и в Москве. Целая диаспора. И даже есть место, где проходят встречи этой диаспоры. Бар в центре города, на Петровке . «Untitled» называется. «Без названия». И там — столы, на столах — газета, сушёная рыба, пиво, и сидят люди. И даже не обнаружив знакомых, ты точно знаешь, что это самарцы, волжане .

Интересные факты

В 2010 году во время перформанса «Россия» Сергея Баландина Илья упал в обморок . Одновременно с видеопроекцией, показывающей запись перформанса «Россия» в исполнении Баландина, в реальном времени его осуществлял Илья Саморуков. По замыслу авторов, у героя этого перформанса берут кровь из вены . В этот момент от её вида Саморуков потерял сознание , после чего чувств лишился и один из зрителей. В этот момент в галерее находился врач , благодаря которому Илья очнулся, и начатое было завершено .

В 2012 декламировал стихотворение Иосифа Джугашвили на Всемирном Дне поэзии в Струковском парке

Участник курьезных историй с самарским казачеством .

В 2013 году взял интервью у Веры Кичановой , которое вызвало широкий общественный резонанс .

В 2015 составляет афишу на неделю для портала «Другой город» «ЧТО ДЕЛАТЬ? Регги , поэты в образе, урок сценарного мастерства и другие события недели: выбор Ильи Саморукова»

В 2015 году сформулировал 10 тезисов о Сергее Баландине, как о художнике и кураторe .

В 2016 провел анализ самой известной самарской песни «Эх, Самара , городок»

В 2017 Илья Саморуков подарил Славе Гнойному книгу Г.В Плеханова на концерте в Самаре.

Портрет Илья Саморукова кисти художника Фрола Веселого экспонируется в Cloud Cafe в Самаре .

Литература

Бронник Л. В. Природа концепта: «ментализм — дуализм — физикализм» или новый взгляд на проблему? // Вопр. когнитив. лингвистики. — 2009. — № 1. — С. 13-20

Библиография

  1. Саморуков И. И. Язык куниц// Новая газета . 10.04.2009
  2. / Зацепин К. , Саморуков И.. — Самара: Администрация г.о. Самара, 2011. — С. 24. — 40 с .
  3. Volga psychogeography (with К. Zatsepin , V.Logutov, A.Lashmankin) // The Way of Enthusiasts, Italy, 2013;
  4. Зацепин К. А. Логутов В., Саморуков И., Сяйлев А. , Лашманкин А., Елагин О. // Художественный журнал . — 2013. — № 89.
  5. Зацепин К. А., Саморуков И. И. Искусство вопреки изоляции (очерк истории самарского contemporary art)// 29 Ноябрь 2011 | «Цирк „Олимп“+TV» № 1 (34)
  6. Зацепин К. А., Саморуков И. И. Эпистемологический статус концепта, 2009
  7. Саморуков И. Вместо дневника//ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ. Альманах творческой лаборатории «Территория диалога». Выпуск 6. Редактор и составитель Е. Д. Богатырева — Самара: ООО «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО», 2017. — 188 с. ISBN 978-5-9909705-3-3 С.96-106
  8. Саморуков И. И. К проблеме разграничения «массовой» и «высокой» литературы//«Вестник СамГУ», 2006, № 1 (41), 101—109
  9. Саморуков И. И. Спокойные в городке: Веселье Ебинизера//Василиск, № 7 • 28.03.2012
  10. Саморуков И. И. Антихайп и Смерть// «Свежая газета. Культура», № 20 (128), 2017, Декабрь
  11. Саморуков И. И. История живописи продолжается//Культура. Свежая газета" № 2 (131) от 15.02.2018

Список литературы проекта «Принуждение к интерпретации»

1. Андреева Е. Зрителей «принудили» публично обсудить визуальные произведения: [проект «Принуждение к интерпретации» в культур. центре «Арт-Пропаганда»]/ Е. Андреева // Волжская коммуна. — 2009. — 3 июля. — С. 7.

2. Саркисов С. Необъяснимо, но факт: [1 июля 2009 г. в культур. центре "Арт-Пропаганда состоялось второе заседание клуба интерпретаторов соврем. искусства] / С. Саркисов // Самарское обозрение . — 2009. — № 42 (6 июля). — С. 36.

3. Прошёл арт-проект «Принуждение к интерпретации»: [7 дек. 2008 г. в музее-усадьбе А. Толстого состоялся новый арт-проект] // Новости Самары. — Самара, 08.12.08.

4. Болдырева, Н. Принуждение к мысли: [в музее-усадьбе А.Толстого был осуществлен проект «Принуждение к интерпретации»] / Н.Болдырева // Репортёр. — 2008. — № 42 (12 дек.). — С. 8.

5. Иванкина, Н. Принуждение к интерпретации: [новое поколение размышляет о судьбах соврем. искусства] / Н. Иванкина, О. Быстракова // Свежая газ. — 2008. — № 33 (дек.). — С. 4.

6. О критериях оценки произведения современного искусства: первые тезисы // Вестник современного искусства "Цирк «Олимп», № 7 (40). 2013;

7. Каталог выставки «Течения: Самарский авангард 1960—2012», Самара, 2013.

Примечания

  1. Светлана Внукова. . Свежая газета. Культура (1 марта 2018). Дата обращения: 24 апреля 2018. 26 марта 2018 года.
  2. . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 24 апреля 2018. 9 мая 2018 года.
  3. . Магазинчик ужасов. Дата обращения: 24 апреля 2018. 21 декабря 2016 года.
  4. Вадим Карасев. . Волга Ньюс (19 октября 2012). Дата обращения: 24 апреля 2018. 9 мая 2018 года.
  5. Аншаков Ю.П., Бакиев А.Г., Голубков С.А., Горелов Ю.Н., Дубман Э.Л., Кабытов П.С., Платонов А.И., Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Энциклопедияч Самарской области: история создания // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии : журнал. — 2014. — Т. 23 , № 1 . — С. 170—191 .
  6. . Самарская губерния: история и культура. Дата обращения: 24 апреля 2018. 9 мая 2018 года.
  7. Алексей Юртаев. . Большая Деревня (31 августа 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  8. Татьяна Симакова. . Собака.ru . Дата обращения: 24 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
  9. Елена Андреева. . Волжская коммуна (3 июля 2009). Дата обращения: 24 апреля 2018. 9 мая 2018 года.
  10. Влад Лугошин. . Волжская коммуна (4 июня 2010). Дата обращения: 24 апреля 2018. 9 мая 2018 года.
  11. . СамКульт (19 июня 2015). Дата обращения: 24 апреля 2018. 27 декабря 2017 года.
  12. Ксения Аитова. . Волжская коммуна (17 июня 2010). Дата обращения: 24 апреля 2018. 2 марта 2018 года.
  13. Логотип YouTube
  14. Владимир Стасов. . Большая Деревня (24 июня 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018. (недоступная ссылка)
  15. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (17 февраля 2010). Дата обращения: 18 апреля 2018.
  16. Андрей Рымарь. . Волжская коммуна (1 марта 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  17. Георгий Портнов, Вадим Карасев. . Волжская коммуна (7 апреля 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  18. Мария Колесникова. . Волжская коммуна (8 мая 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  19. Логотип YouTube
  20. na_dybe. На дыбе (18 июня 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  21. Логотип YouTube
  22. Логотип YouTube
  23. . ТРК «Губерния» (18 января 2013). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  24. Логотип YouTube
  25. Логотип YouTube
  26. Логотип YouTube
  27. . Другой город (23 июня 2014). Дата обращения: 4 мая 2018. 1 октября 2020 года.
  28. . ТРК «Терра» (23 июня 2014). Дата обращения: 4 мая 2018. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
  29. Армен Арутюнов. . Волжская коммуна (24 июня 2014). Дата обращения: 24 апреля 2018. 26 июня 2014 года.
  30. Татьяна Симакова, Полина Кузнецова. . Большая Деревня (14 декабря 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  31. . Большая Деревня (27 декабря 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  32. Любовь Саранина. . Большая Деревня (11 апреля 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018. 19 января 2019 года.
  33. . Большая Деревня (5 апреля 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  34. Логотип YouTube
  35. Все, кроме живописи // Волжская коммуна : газета. — 2017. — 13 апрель ( т. 29984 , № 89 ). — С. 6 .
  36. . Собака.ru . Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано из 23 апреля 2018 года.
  37. Логотип YouTube
  38. . Большая Деревня (1 декабря 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018. 20 апреля 2020 года.
  39. . Ульяновский областной художественный музей (27 октября 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018. 16 декабря 2017 года.
  40. Никита Лёвкин. . Большая Деревня (30 сентября 2015). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  41. Наталья Быкова. . СамРУ.ру (19 февраля 2009). Дата обращения: 24 апреля 2018. 2 мая 2009 года.
  42. Логотип YouTube
  43. Логотип YouTube
  44. . Самарский университет. Дата обращения: 24 апреля 2018. (недоступная ссылка)
  45. . Дата обращения: 24 апреля 2018. 16 сентября 2011 года.
  46. . Евразийский журнальный портал. Дата обращения: 24 апреля 2018.
  47. Лиза Вурцель. . (2 марта 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018. (недоступная ссылка)
  48. Данила Телегин. . Волжская коммуна (29 сентября 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  49. Мария Цуканова. . Волжская коммуна (25 июля 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  50. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (5 октября 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  51. Вадим Карасев. . Волжская коммуна (27 октября 2011). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  52. Армен Арутюнов. . Волжская коммуна (17 января 2012). Дата обращения: 24 апреля 2018. 19 октября 2018 года.
  53. Армен Арутюнов. . Волжская коммуна (9 февраля 2012). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  54. . Большая Деревня (11 июля 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  55. . Большая Деревня (15 февраля 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  56. Логотип YouTube
  57. . Другой город. Дата обращения: 24 апреля 2018. 6 мая 2018 года.
  58. . StartArt (10 мая 2012). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  59. . СамКульт. Дата обращения: 24 апреля 2018. 16 апреля 2019 года.
  60. Логотип YouTube
  61. Алекс Ушаков, Алексей Ефимов. . Большая Деревня (18 апреля 2017). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  62. Данила Телегин. . Волжская коммуна (30 декабря 2014). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  63. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (12 июня 2015). Дата обращения: 24 апреля 2018. 2 сентября 2017 года.
  64. . СамКульт (7 февраля 2016). Дата обращения: 24 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
  65. . Самарская Газета (24 сентября 2015). Дата обращения: 24 апреля 2018.
  66. . Arriva.ru. Дата обращения: 24 апреля 2018.
  67. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (28 октября 2010). Дата обращения: 4 мая 2018.
  68. Вадим Карасев, Маша Диц. . Волжская коммуна (15 февраля 2011). Дата обращения: 4 мая 2018.
  69. Андрей Рымарь, Данила Телегин, Маша Диц. . Волжская коммуна (28 февраля 2011). Дата обращения: 4 мая 2018.
  70. . Волжская коммуна (2 марта 2011). Дата обращения: 27 января 2018. 11 мая 2018 года.
  71. . Новая газета в Поволжье (29 октября 2010). Дата обращения: 4 мая 2018. 10 марта 2018 года.
  72. . Самарская областная универсальная научная библиотека . Дата обращения: 4 мая 2018. 4 мая 2018 года.
  73. Самара.ру (4 февраля 2011). Дата обращения: 4 мая 2018.
  74. . Дата обращения: 11 февраля 2018. 18 августа 2017 года.
  75. Виктория Сушко. // Performance (Представление). — 2012. — № 42 . 25 июня 2018 года.
  76. Дарья Манакова. . Собака.ru (14 декабря 2014). Дата обращения: 4 мая 2018. 26 сентября 2018 года.
  77. Илья Саморуков. // Василиск. — 2012. — № 7 . 27 сентября 2018 года.
  78. . izumzum.ru. Дата обращения: 4 мая 2018.
  79. Ольга Служаева. . Засекин.РУ (15 мая 2015). Дата обращения: 4 мая 2018. 30 июля 2021 года.
  80. Логотип YouTube
  81. Логотип YouTube
  82. . Большая Деревня (26 сентября 2015). Дата обращения: 4 мая 2018.
  83. . Самарская Газета (26 августа 2014). Дата обращения: 4 мая 2018.
  84. . Агентство социокультурных технологий (26 апреля 2016). Дата обращения: 4 мая 2018.
  85. Актуальное искусство Самары. Каталог. / Д. Лобойко. — Каталог. — Самара, 2011. — С. 38. — 40 с.
  86. . ProGorodSamara.ru (27 апреля 2015). Дата обращения: 4 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  87. Дмитрий Щербаков. . Artuzel.com (2 октября 2017). Дата обращения: 5 февраля 2018. 14 января 2018 года.
  88. Логотип YouTube
  89. Логотип YouTube
  90. Логотип YouTube
  91. . ArtTube.ru. Дата обращения: 3 февраля 2018. (недоступная ссылка)
  92. Сергей Баландин . . Волга Ньюс (3 сентября 2013). Дата обращения: 2018-5-04. 25 июня 2018 года.
  93. Александр Лашманкин. . Барбоша (12 июля 2010). Дата обращения: 4 мая 2018. (недоступная ссылка)
  94. Илья Саморуков. . Самарская областная юношеская библиотека. Дата обращения: 4 мая 2018. 12 февраля 2019 года.
  95. Анар Мовсумов. . Большая Деревня (20 ноября 2014). Дата обращения: 4 мая 2018.
  96. Маша Осина, Роман Черкасов. . Засекин.РУ (20 мая 2014). Дата обращения: 4 мая 2018. 27 января 2021 года.
  97. Татьяна Богомолова, Влад Лугошин, Вадим Карасев, Андрей Рымарь. . Волга Ньюс (6 ноября 2015). Дата обращения: 4 мая 2018.
  98. Андрей Рымарь. . Волжская коммуна (5 ноября 2013). Дата обращения: 4 мая 2018.
  99. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (9 июня 2015). Дата обращения: 4 мая 2018.
  100. . Большая Деревня (20 июня 2017). Дата обращения: 4 мая 2018.
  101. Логотип YouTube
  102. . Волжская коммуна (22 сентября 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 29 ноября 2017 года.
  103. Логотип YouTube
  104. Юрий Юркин. . Aroundart (12 октября 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 1 мая 2018 года.
  105. Степан Нилов. . The Village (19 сентября 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 26 марта 2018 года.
  106. . Большая Деревня (31 мая 2017). Дата обращения: 7 мая 2018.
  107. Данила Телегин. . Другой город (17 сентября 2013). Дата обращения: 7 мая 2018. 26 ноября 2020 года.
  108. . Большая Деревня (31 августа 2017). Дата обращения: 7 мая 2018.
  109. . Большая Деревня (28 июня 2016). Дата обращения: 7 мая 2018.
  110. . Суть времени — Самара (22 августа 2015). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 марта 2017 года.
  111. Катерина Петрова. . Волга Ньюс (15 июня 2015). Дата обращения: 7 мая 2018. 24 сентября 2020 года.
  112. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (4 августа 2015). Дата обращения: 7 мая 2018.
  113. Сергей Баландин. . Засекин.РУ (26 августа 2014). Дата обращения: 7 мая 2018. 2 января 2017 года.
  114. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (3 февраля 2009). Дата обращения: 7 мая 2018.
  115. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (11 августа 2010). Дата обращения: 7 мая 2018.
  116. Андрей Рымарь. . Волжская коммуна (20 января 2011). Дата обращения: 7 мая 2018.
  117. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (17 января 2011). Дата обращения: 7 мая 2018.
  118. . Литературное ПТУ (5 марта 2011). Дата обращения: 9 февраля 2018.
  119. Илья Саморуков. . Большая Деревня (21 марта 2015). Дата обращения: 7 мая 2018. 11 апреля 2020 года.
  120. . Засекин.РУ (20 февраля 2014). Дата обращения: 7 мая 2018. 25 июня 2018 года.
  121. . Засекин.РУ (19 февраля 2014). Дата обращения: 7 мая 2018. 6 мая 2014 года.
  122. Логотип YouTube
  123. Логотип YouTube
  124. . Большая Деревня (18 сентября 2017). Дата обращения: 7 мая 2018.
  125. Логотип YouTube
  126. Логотип YouTube
  127. Логотип YouTube
  128. Логотип YouTube
  129. . Большая Деревня (6 июня 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 5 июля 2017 года.
  130. . Aroundart (7 июня 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 1 мая 2018 года.
  131. Логотип YouTube
  132. Владимир Логутов, Константин Зацепин, Илья Саморуков, Андрей Сяйлев, Олег Елагин, Александр Лашманкин. // Цирк «Олимп». — 2013. — № 7 (40) . 20 апреля 2018 года.
  133. Владимир Логутов. . Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Дата обращения: 7 мая 2018. 25 сентября 2017 года.
  134. . Волжская коммуна (18 октября 2012). Дата обращения: 7 мая 2018. 8 мая 2018 года.
  135. Татьяна Богомолова. . Волга Ньюс (20 февраля 2013). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  136. Татьяна Гриднева. . Самарская газета (15 августа 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано из 19 ноября 2017 года.
  137. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (10 июля 2015). Дата обращения: 7 мая 2018.
  138. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (5 октября 2015). Дата обращения: 7 мая 2018.
  139. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (9 августа 2016). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  140. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (17 февраля 2016). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  141. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (26 ноября 2015). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  142. . Большая Деревня (16 ноября 2017). Дата обращения: 7 мая 2018.
  143. Ксения Гаранина. . Волга Ньюс (16 января 2018). Дата обращения: 7 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  144. Логотип YouTube
  145. Маркова Т.Н. Жанровая природа романов М. Семеновой // Вестник Челябинского государственного педагогического университета : Журнал. — 2017. — № 8 . — С. 152—160 .
  146. Ольга Михайлова. . Самарские судьбы (15 октября 2016). Дата обращения: 28 января 2018.
  147. . Castle. Дата обращения: 7 мая 2018. 27 июля 2017 года.
  148. . Другой город (1 декабря 2016). Дата обращения: 7 мая 2018. 6 мая 2018 года.
  149. Георгий Портнов. . Волжская коммуна (28 мая 2013). Дата обращения: 7 мая 2018.
  150. . Другой город (18 января 2014). Дата обращения: 7 мая 2018. 19 апреля 2018 года.
  151. Илья Саморуков. . СамКульт (14 декабря 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 22 мая 2018 года.
  152. Илья Саморуков. . Засекин.РУ (20 февраля 2018). Дата обращения: 7 мая 2018.
  153. Андрей Рымарь. . Волжская коммуна (20 марта 2012). Дата обращения: 7 мая 2018.
  154. Логотип YouTube
  155. . Другой город (11 марта 2014). Дата обращения: 7 мая 2018. 2 апреля 2015 года.
  156. . Другой город (23 декабря 2013). Дата обращения: 7 мая 2018. 19 июля 2018 года.
  157. . Другой город (25 февраля 2015). Дата обращения: 7 мая 2018. 12 апреля 2018 года.
  158. . Большая Деревня (21 сентября 2015). Дата обращения: 7 мая 2018.
  159. . Большая Деревня (2 июня 2017). Дата обращения: 7 мая 2018. 6 июня 2017 года.
  160. Илья Саморуков. // Новая газета . — 2009. — 10 апреля ( № 37 ).
  161. Андрей Рымарь. Волжская коммуна (11 октября 2011). Дата обращения: 7 мая 2018. 26 сентября 2018 года.
  162. Константин Зацепин, Илья Саморуков. // Цирк «Олимп». — 2011. — 29 ноября ( № 1 (34) ). 29 марта 2020 года.
  163. Саморуков Илья. // ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ. Альманах творческой лаборатории «Территория диалога». : Альманах. — 2017. — № 6 . — С. 96—106 . — ISSN .
  164. И. И. Саморуков. // Вестник СамГУ. — 2006. — № 1 (41) . — С. 101—109 . 24 января 2018 года.
Источник —

Same as Саморуков, Илья Игоревич