Нитроцеллюлоза
- 1 year ago
- 0
- 0
Тю сёги ( яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги» ) — средневековый вариант сёги , играемый на доске 12x12, с 21 видом фигур.
Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.
Типичная партия в тю сёги длится 100—500 ходов.
Тю сёги известны с начала XIV века, когда они являлись средним из трёх основных вариантов сёги, наряду с (15x15) и сё сёги (9x9); отсюда и произошло их название. Считается , что их предшественником являются дай сёги ( яп. 大将棋 «большие сёги» ) , и что именно от них произошли сё сёги ( яп. 小将棋 «малые сёги» ) (а от тех, в свою очередь, — современные сёги ). Игра с таким названием упоминается и в дневниках XII века, но невозможно сказать, идёт ли в этом случае речь о той же самой игре .
До сих пор тю сёги являются самым известным и широко играемым из вариантов сёги на больших досках. Вплоть до начала XX века тю сёги были широко распространены в Киото , однако в последнее время их популярность сильно упала. В последнее время в тю сёги играют в Великобритании и Германии; главным изданием по тю сёги на английском языке считается «Middle Shogi Manual» Джорджа Ходжеса .
Большим любителем тю сёги был 15-й пожизненный мэйдзин сёги, Ясухару Ояма .
Тю сёги — игра для двух игроков. В отличие от классических сёги, в тю сёги нет сбросов , и съеденные фигуры в игру не возвращаются. Однако, как и в классических сёги, большинство фигур может переворачиваться.
Как и во всех других традиционных вариантах сёги, доска в тю сёги одноцветная, а армии противников не имеют отличий, и только короли различаются одной чёрточкой.
Цель игры — съесть вражеского короля; однако если противнику удалось создать кронпринца , то для победы надо съесть и кронпринца.
Кроме того, победить можно, съев все фигуры противника кроме его короля (или кронпринца, если таковой имеется), если на доске у съевшего есть неперевёрнутое золото (на практике, до применения этого правила дело доходит крайне редко).
12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
12 |
|
12 | |||||||||||
11 | 11 | ||||||||||||
10 | 10 | ||||||||||||
9 | 9 | ||||||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
7 | 7 | ||||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
3 | 3 | ||||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||
12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
В начале игры у каждого из игроков имеется по 46 фигур 21 типа:
Эти русские названия не всегда являются прямым переводом с японского: для фигур, у которых есть полные шахматные аналоги, они взяты из шахматной терминологии, а названия всех фигур, которые есть и в классических сёги, совпадают с их названиями в классических сёги.
Фигуры в тю сёги могут переворачиваться при любом ходе в зону переворота (лагерь противника, то есть 4 дальние горизонтали), внутри этой зоны или из зоны. При перевороте фигура теряет свои старые свойства и приобретает новые, согласно названию на её обратной стороне, которая с этого момента становится лицевой. Однажды перевернувшись, фигура уже не может перевернуться вторично до конца игры. Переворот не обязателен, но имеются следующие ограничения:
Перевёрнутые фигуры рисуются красным цветом. В отличие от классических сёги , цвет для различения перевёрнутых фигур в тю сёги (и всех более крупных вариантов сёги) существенен, ведь 9 типов фигур (слон, ладья, лошадь, дракон, вертикальный и горизонтальный ходоки, ферзь, лев и пьяный слон) есть как в начальной позиции, так и в множестве фигур, которые могут получиться в результате переворота. И хотя, например, чёрный и красный дракон ходят одинаково, первый имеет возможность перевернуться, а второй — нет, поэтому их различение необходимо.
Сиреневым фоном отмечены фигуры, появляющиеся лишь в результате переворота. Указаны: русское название фигуры, её полное (и сокращённое) японское название, транскрипция , английская нотация и результат переворота.
Обозначения | |
○ | Ход на соседнее поле |
☆ | Прыжок; можно перепрыгивать через любые другие фигуры |
─,\,/,│ | Движение по прямой через любое число пустых полей |
! | игуи (взятие без движения) |
Посредник
仲人 (仲)
тю:нин
, GB
(переворачивается в пьяного слона) |
|
Пешка
歩兵 (歩)
фухё:
, P
(переворачивается в токина ) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пьяный слон
酔象 (象)
суйдзо:
, DE
(переворачивается в кронпринца) |
|
Золотой генерал
金将 (金)
кинсё:
, G
(переворачивается в ладью) Перевёрнутая пешка と金 (と) токин , +P |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слон
角行 (角)
какугё:
, B
(переворачивается в лошадь) |
|
Ладья
飛車 (飛)
хися
, R
(переворачивается в дракона) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лошадь
龍馬 (馬)
рю:ма
, DH
(переворачивается в рогатого сокола) |
|
Дракон
龍王 (龍)
рю:о:
, DK
(переворачивается в парящего орла) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стрелка
香車 (香)
кё:ся
, L
(переворачивается в белого коня) |
|
Контрстрелка
反車 (反)
хэнся
, RC
(переворачивается в кита) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белый конь 白駒 (駒) хакку , +L |
|
Кит 鯨鯢 (鯨) кэйгэй , +RC |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слепой тигр
盲虎 (虎)
мо:ко
, BT
(переворачивается в летающего оленя) |
|
Яростный леопард
猛豹 (豹)
мо:хё:
, FL
(переворачивается в слона) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медный генерал
銅将 (銅)
до:сё:
, C
(переворачивается в горизонтального ходока) |
|
Серебряный генерал
銀将 (銀)
гинсё:
, S
(переворачивается в вертикального ходока) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Горизонтальный ходок
横行 (横)
о:гё:
, SM
(переворачивается в бегающего вепря) |
|
Вертикальный ходок
竪行 (竪)
сюгё:
, VM
(переворачивается в летающего быка) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бегающий вепрь 奔猪 (猪) хонтё , +SM |
|
Летающий бык 飛牛 (牛) хигю: , +VM |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единорог
麒麟 (麒)
кирин
, Kr
(переворачивается во льва) |
|
Феникс
鳳凰 (鳳)
хо:о:
, Ph
(переворачивается в ферзя) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ферзь
奔王 (奔)
хонно:
, FK
(не переворачивается) |
|
Летающий олень
飛鹿 (鹿)
хироку
, +BT
(перевёрнутый слепой тигр) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Король
玉将 (玉)
гёкусё:,
王将
о:сё:
, K
(не переворачивается) |
|
Кронпринц
太子 (太)
тайси
, +DE
(перевёрнутый пьяный слон) |
|
Три следующие фигуры имеют особые правила хода («ход льва»), позволяющие делать два взятия за один ход или одно взятие без движения (на поле «!»). В частности, лев ходит, как король, который может сделать 2 хода подряд.
Рогатый сокол
角鷹 (鷹)
какуо:
, +DH
(перевёрнутая лошадь) |
|
Парящий орёл
飛鷲 (鷲)
хидзю:
, +DK
(перевёрнутый дракон) |
|
Лев
獅子 (獅)
сиси
, Ln
(не переворачивается) |
|
|
В тю сёги запрещён ход, создающий позицию, которая ранее уже возникала в данной партии. При этом совпадением позиций считается полное совпадение положения фигур на доске и очерёдности хода. В частности, из этого правила следует запрет на «вечный шах».
12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
FL | G | DE | K | G | FL | a | ||||||
B | BT | BT | B | b | ||||||||
R | DH | DK | Q | Ln | DK | DH | R | c | ||||
P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | d |
GB | GB | e | ||||||||||
f | ||||||||||||
g | ||||||||||||
GB | GB | h | ||||||||||
P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | P | i |
R | DH | DK | Ln | Q | DK | DH | R | j | ||||
B | BT | BT | B | k | ||||||||
FL | G | K | DE | G | FL | l |
Играется на более свободной от фигур доске. 40% фигур помещены в резерв, и один раз за игру вместо хода одна из резервных фигур может быть сброшена на поле рядом с дружественной фигурой. Фигуры противника захватываются как в обычных тю сёги, то есть в резерв не берутся.
Фигуры, помещённые в резерв — это стрелки, медные и серебряные генералы, вертикальные и горизонтальные ходоки, контрстрелки, единорог и феникс. Как и в обычных сёги, фигура не может быть сброшена туда, где для неё нет ходов (стрелку можно сбросить в самый дальний ряд только сразу же перевернув её). При сбросе в зону переворота фигура может быть перевернута немедленно либо в любом из последующих ходов в соответствии с правилами тю сёги. [ источник не указан 1571 день ]
На некоторых серверах имеется возможность сыграть в тю сёги со сбросом фигур. Возможно, правила сброса позаимствованы из обычных сёги . Сброс фигур сильно затягивает и без того долгую игру.
12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
12 |
|
12 | |||||||||||
11 | 11 | ||||||||||||
10 | 10 | ||||||||||||
9 | 9 | ||||||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
7 | 7 | ||||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
3 | 3 | ||||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||
12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Задачи цумэ тю сёги аналогичны цумэ-сёги , только участвующие в них фигуры — это фигуры из набора тю сёги, с правилами хода и переворота из тю сёги, без сбросов.
Одна из длиннейших известных цумэ тю сёги имеет решение в 3257 ходов, и называется «Небоскрёб» ( яп. 摩天楼 матэнро: ) (см. справа) . Название её обусловлено тем, что матуемый король в течение всего решения движется лишь по вертикали (крайней правой).