Interested Article - Гаффи, Бёрнетт
- 2021-09-06
- 1
Бёрнетт Гаффи ( англ. Burnett Guffey ; 26 мая 1905 — 30 мая 1983 ) — американский кинооператор , более всего известный киноработами 1940-60-х годов.
Гаффи одинаково хорошо владел как чёрно-белой, так и цветной камерой , давал чёткое изображение и великолепную композицию . Его гений заключался в использовании света, который служил ему на десятках тёмных криминальных фильмов, при этом он умел также показать на экране сильные человеческие чувства .
В начале карьеры Гаффи работал вторым оператором у режиссёра Джона Форда на съёмках фильмов « Железный конь » (1924) и « Осведомитель » (1935), а позднее — у Альфреда Хичкока на фильме « Иностранный корреспондент » (1940) . В качестве главного оператора «Гаффи стал любимцем таких режиссёров, как , Джозеф Х. Льюис , Генри Левин , Фил Карлсон и Дон Сигел (где ссылка на цитату?)». В дальнейшем Гаффи работал с такими признанными режиссёрами, как Фритц Ланг , Фред Циннеман , Роберт Россен , Артур Пенн и Мартин Ритт .
Лучшими фильмами, снятыми Гаффи в 1940-е годы, стали « Меня зовут Джулия Росс » (1945), « До края земли » (1948), « Вся королевская рать » (1949) и « Момент безрассудства » (1949). К числу его лучших работ 1950-х годов относятся « В укромном месте » (1950), « Скандальная хроника » (1952), « Отныне и во веки веков » (1953), « Человеческое желание » (1954), « Тем тяжелее падение » (1956) и « Сумерки » (1957). И наконец лучшими фильмами Гаффи 1960-х годов стали « Любитель птиц из Алькатраса » (1962), « » (1965), « Бонни и Клайд » (1967) и « Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая » (1967) .
Операторская работа Гаффи принесла ему два Оскара за фильмы « Отныне и во веки веков » (1953) и « Бонни и Клайд » (1967). Кроме того, Гаффи был номинирован на Золотой глобус за фильм « Вся королевская рать » (1949), а также на Оскар за фильмы « Тем тяжелее падение » (1956), « Любитель птиц из Алькатраса » (1962) и « » (1965) .
Начало карьеры
Бёрнетт Гаффи родился 26 мая 1905 года в и вырос в , штат Теннесси .
В 18 лет Гаффи уже был в Калифорнии , где нашёл на студии « Фокс » работу ассистента оператора. Его послужной список в этом качестве включает такие немые фильмы « » (1923) и вестерн « Железный конь » (1924). Режиссёром второго фильма был Джон Форд , который доверил Гаффи работу оператора второго состава . «Будучи ещё подростком, Гаффи справился с заданием с мастерством опытного оператора, но вернулся в ряды ассистентов и окончательно стал вторым оператором только в 1928 году» .
К 1928 году на студии « Парамаунт », в то время выступавшей под названием Paramount Famous Lasky Corporation, Гаффи стал вторым оператором, а семь лет спустя работал под началом оператора ещё над ещё одним фильмом Джона Форда « Осведомитель » (1935) о бывшем бойце ирландской республиканской армии в 1920-е годы, который из-за нищеты становится на путь предательства .
В 1937 году Гаффи работал ассистентом оператора Леона Шамроя на съёмках фильма нуар Фритца Ланга « Живём один раз » (1937) . А в качестве второго оператора Гаффи снимал также такие крупные фильмы, как шпионский триллер Альфреда Хичкока « Иностранный корреспондент » (1940), историческую мелодраму Александра Корды « Леди Гамильтон » (1941) и мюзикл Чарльза Видора « Девушка с обложки » (1944) .
Работа в качестве второго оператора позволила Гаффи «изучить организацию работы в Голливуде, а также овладеть американской вариацией экспрессионистской постановки света, которая господствовала в гангстерском цикле студии „ Уорнер бразерс “ начала 1930-х годов, и которая достигла ещё больших высот в эпоху фильма нуар 1940-х годов» .
Работа на студии «Коламбиа» в 1944—1959 годы
В 1944 году Гаффи заключил контракт со студией « Коламбиа » как главный оператор, где впоследствии работал над всеми видами картин — от мюзиклов категории А до вестернов категории В , проведя на этой студии большую часть своей карьеры .
В начале пребывания на «Коламбиа» Гаффи часто ставили в качестве оператора на съёмки фильмов таких режиссёров, как (с которым он сделал три фильма), Генри Левин (девять совместных фильмов) и Джозеф Х. Льюис (три фильма), где он уверенно работал во всех жанрах, включая приключенческие истории и мюзиклы. «По сотрудничеству с Левиным особенно заметно, что в качестве главного оператора Гаффи обладал интуитивным чувством света, используя его для раскрытия психологических образов героев, что является ключевой целью экспрессионизма» .
В 1944 году на студии «Коламбиа» Гаффи снял свою первую картину в качестве главного оператора — фильм ужасов режиссёра « » (1944). Как и многие другие фильмы студии «Коламбиа» того времени, это была низкобюджетная картина, но работа над ней дала Гаффи возможность начать развивать собственный стиль, при котором визуальные элементы могли бы говорить о происходящем на сцене даже больше, чем текст .
Лучшими работами Гаффи для режиссёра Генри Левина стали детектив « » (1945) с Ниной Фох и Джорджем Макреди и газетный нуар « Ночной редактор » (1946), а несколько позднее — фильмы нуар « Осуждённый » (1950) с Гленном Фордом и Бродериком Кроуфордом и « Родственные души » (1951) с Эдмондом О’Брайеном и Лизабет Скотт . Вместе с Джозефом Х. Льюисом Гаффи снял три атмосферических фильма нуар — готический нуар « Меня зовут Джулия Росс » (1945), вновь с Фох и Макреди , «французский» нуар « Ночь так темна » (1946) со Стивеном Гереем и сделанный в полудокумнетальном стиле нуар о борьбе с мафией « Сыщик » (1949) с Фордом и Фох .
В 1947-48 годах Гаффи снял ещё три доброкачественных фильма нуар — « Подставленный » (1947) Ричарда Уоллеса с Фордом и Дженис Картер , « Джонни О’Клок » (1947) Роберта Россена с Диком Пауэллом и Эвелин Кейс , а также « До края Земли » (1948) Роберта Стивенсона с Пауэллом и Сигне Хассо .
Своё мастерство работы со светом Гаффи продемонстрировал в политической драме режиссёра Роберта Россена « Вся королевская рать » (1949), где он использовал свет для показа эволюции характера главного героя, провинциального политика Вилли Старка ( Бродерик Кроуфорд ). Изображение героя становится всё более тёмным по мере того, как герой становится всё более коррумпированным. Первоначально Старк предстаёт в сером, почти пасторальном свете на своей ферме, но к концу фильма темнота практически поглощает его .
На рубеже 1940-50-х годов Гаффи работал над тремя значимыми фильмами нуар — « Момент безрассудства » (1949) Макса Офюльса с Джеймсом Мейсоном и Джоан Беннетт , и двумя картинами режиссёра Николаса Рэя с Хамфри Богартом в главной роли — социальным нуаром « Стучись в любую дверь » (1949) и психологическим нуаром « В укромном месте » (1950), который стал одним из лучших в фильмографии Гаффи.
После семейной комедии « Папа-холостяк » (1950) с Уильямом Холденом и Колин Грэй Гаффи снял ещё два значимых фильма нуар — газетный нуар Фила Карлсона « Скандальная хроника » (1952) с Кроуфордом , Джоном Дереком и Донной Рид , а также нуар Эдварда Дмитрика о серийном убийце « Снайпер » (1952) с Артуром Францем в главной роли.
В 1953 году вышла военная драма режиссёра Фреда Циннемана « Отныне и во веки веков » (1953) с участием звёздного состава, включавшего Берта Ланкастера, Монтгомери Клифта, Деборы Керр и Донны Рид. Фильм, действие которого происходит на Гавайских островах в преддверии и в самом начале боевых действий между США и Японией в 1941 году, был полностью снят Гаффи на натуре. Эта картина принесла ему первый Оскар за операторскую работу.
В 1954 году последовали новые фильмы нуар, снятые Гаффи в сотрудничестве с ведущими режиссёрами этого жанра. Режиссёр Фритц Ланг поставил железнодорожный нуар « Человеческое желание » (1954) (это была вторая совместная работа Гаффи с Лангом) с Гленном Фордом , Кроуфордом и Глорией Грэм в главных ролях. В основу фильма положен роман Эмиля Золя , однако его действие перенесено в США в период сразу после окончания Корейской войны . После фильма Дона Сигела « Личный ад 36 » (1954) с Айдой Лупино , Стивом Кокраном и Говардом Даффом , Гаффи сделал свой второй фильм (из шести) с режиссёром Филом Карлсоном — « Узкое место » (1955), главные роли в котором сыграли Джинджер Роджерс и Эдвард Робинсон .
Одним из редких и наиболее удачных опытов работы Гаффи в жанре вестерн стал фильм режиссёра Рудольфа Мате « » (1955) с участием Гленна Форда , Барбары Стэнвик и Эдварда Робинсона .
В 1956 году Гаффи снял ещё одну из своих памятных картин — боксёрский фильм нуар « Тем тяжелее падение » (1956) (вторая совместная работа с режиссёром Марком Робсоном ). Как написал историк кино Эрик Шефер, «используя минимальную контрастность, Гаффи делает в этой картине акцент на сером. Чёрное перетекает в серое, которое перетекает в белое, придавая фильму по-настоящему монотонное воздействие. Операторская работа Гаффи ничего не скрывает, обнажая уродство спорта и пороки тех, кто пытается нажиться вокруг ринга. Значительная часть фильма происходит в постоянном сумраке спортивных залов и слабо освещённых гостиничных номеров, а очарование и блеск профессионального спорта вытеснены образами, которые жестоки, неприятны, а часто и уродливы. Хотя он способен и на глубину, построение композиции у Гаффи стремиться подчеркнуть плоскостное размещение людей на фоне стен или однообразных плоских поверхностей» . За работу над этим фильмом Гаффи получил номинацию на Оскар .
После съёмок фильма « » (1956) , одной из первых политических драм, критикующих развязанную сенатором Джозефом Маккарти антикоммунистическую охоту на ведьм (главные роли в картине исполнили Бетт Дейвис и Брайан Кит ), и ещё одного вестерна « » (1957) режиссёра Бадда Беттикера с Рэндольфом Скоттом в главной роли Гаффи вновь вернулся к жанру фильм нуар, сняв ещё три значимые картины. В 1957 году вышли фильмы « Сумерки » (1957) режиссёра Жака Турнье с и Энн Бэнкрофт , « » (1957) с Беном Газзарой и « Братья Рико » (1957) Фила Карлсона (их четвёртая совместная работа) с Ричардом Конте в главной роли.
«В конце 1950-х годов в связи с распадом традиционной студийной системы операторы были вынуждены работать как фрилансеры , а распределение между ними фильмов по жанрам практически исчезло. В этих условиях Гаффи проявил достаточную гибкость, сняв сначала военную комедию „ “ (1958) с участием Дэнни Кея и Курда Юргенса , затем игривую подростковую комедию о сёрфинге и любви „ Гиджет “ (1959), и после этого умную биографическую психологическую драму „ Любитель птиц из Алькатраса “ (1962)» .
Работы 1960-х годов
В 1960 году Гаффи снимал сиквел драмы « Стучись в любую дверь » (1960) под названием « » (1960) с участием Бёрла Айвза , Шелли Уинтерс и Джин Сиберг и военную драму Фила Карлсона « » (1960). Год спустя Гаффи был оператором двух нетрадиционных фильмов ужасов режиссёра Уильяма Касла — « » (1961) с элементами криминального триллера и готический « Мистер Сардоникус » (1961).
В 1962 году Гаффи снял одну из самых известных своих картин десятилетия — биографическую драму Джона Франкенхаймера « Любитель птиц из Алькатраса » (1962), рассказывающую об убийце, который за время заключения в тюрьме становится крупнейшим специалистом по птичьим болезням. Главные роли в картине исполнили Берт Ланкастер , Карл Молден и Тельма Риттер .
После комедии « » (1964) с участием Джека Леммона и Роми Шнайдер Гаффи был оператором у режиссёра Брайана Форбса на успешной военной драме по роману Джеймса Клавелла « » (1965) с Джорджем Сигалом в главной роли. Действие картины происходит в 1942 году в расположенной в Сингапуре японской тюрьме для военнопленных.
Свой второй Оскар Гаффи завоевал за съёмки на студии « Уорнер бразерс » криминальной драмы Артура Пенна « Бонни и Клайд » (1967) с Уорреном Битти и Фэй Данауэй в главных ролях криминальной пары, грабившей провинциальные банки в начале 1930-х годов. «В этой работе Гаффи удалось разрушить традиционный студийный подход к съёмке, создав стиль свободной операторской работы в лучших традициях французской новой волны » . Для передачи ощущения безотрадности происходящего Гаффи добился использования мягких цветов с акцентом на выцветшие тона , а «свет в картине нёс не только ощущение времени, но и тонкую иронию» .
Среди заметных работ Гаффи второй половины 1960-х годов — киноверсия бродвейского мюзикла « Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая » (1967), социальная драма « » (1969), которая рассказывает о негритянском подростке в сельском Канзасе в 1920-х годов, который пытается игнорировать сложившиеся расовые предрассудки. Это был первый фильм афро-американского режиссёра, снятый на крупной голливудской студии. «Фильм отличался великолепной постановкой кадра, за что Паркса высоко ценили ещё в то время, когда он работал фотографом в журнале „ Лайф “, и всеохватывающим говорящим светом, который стал визитной карточкой Гаффи как главного оператора» .
В 1970 году Гаффи снял ещё одну историю на тему расовых отношений — биографическую драму режиссёра Мартина Ритта « Большая белая надежда » (1970) о взлёте и падении знаменитого чернокожего боксёра 1910-х годов с участием Джеймса Эрла Джонса и Джейн Александер . Последней операторской работой Гаффи стала комедия о похождениях профессора в период карибского кризиса « » (1971) с Ричардом Бенджамином в главной роли.
Операторский стиль
Как отметил историк кино Эрик Шефер, «репутация Бёрнетта Гаффи и его вклад в кинематограф базируются не столько на том, что он делал с камерой и со светом, сколько на том, что он решил не делать. Большую часть своей карьеры Гаффи преодолевал гламурный характер голливудского кино, что было задачей гигантских масштабов, учитывая, что он работал в 1940-50-е годы. В эпоху, когда CinemaScope , масштабное зрелище и пылающие цвета были правилом, Гаффи продолжал работать в чёрно-белом варианте, лишая романтизма самое романтическое искусство. Хотя он умел добиваться шаблонно-развлекательного коммерческого облика типичного голливудского кино, личный стиль Гаффи вёл его к работе главным образом над суровыми картинами экшна и детективами» .
Для этих фильмов он разработал, что, что характеризовалось как «плоская съёмка», которая вступала в противоречие с тщательно проработанной глубоко-фокусной операторской работой Грегга Толанда . Используя простой свет, часто от одного источника, с малой или вообще без периферийной подсветки, и минимальное движение камеры, Гаффи обеспечивал режиссёров натуральной, неприукрашенной картинкой, которая становилась естественной составной частью крутых историй о преступниках, заключённых и военных. В сочетании с правильной историей и сильной режиссурой плоская операторская работа Гаффи обеспечивала альтернативную эстетику стандартному студийному продукту. Серый, монотонный стиль Гаффи идеально подходил к историям с морально неоднозначными персонажами, такими как контрабандист оружием на Ближнем Востоке в исполнении Богарта в криминальном экшне Кёртиса Бернхардта « Сирокко » (1951), стремящийся в порядочности мафиози в « Братьях Рико » (1957) и аферист Джорджа Сигала в лагере для военнопленных в фильме « » (1965) .
Общественная деятельность
Гаффи был многолетним членом, а в 1957—1958 годах — президентом Американского общества кинооператоров .
Смерть
Бёрнетт Гаффи умер 30 мая 1983 года в , Калифорния , США.
Фильмография
- 1944 — Праздник моряка / Sailor’s Holiday
- 1944 — Узник подводной лодки / U-Boat Prisoner
- 1944 — Душа монстра / The Soul of a Monster
- 1944 — Котёнок из Канзас-сити / Kansas City Kitty
- 1944 — Неписаный код / The Unwritten Code
- 1944 — Ночи Таити / Tahiti Nights
- 1945 — Иди была леди / Eadie Was a Lady
- 1945 — / I Love a Mystery
- 1945 — Ив знала свои яблоки / Eve Knew Her Apples
- 1945 — Блондинка из Бруклина / The Blonde from Brooklyn
- 1945 — Веселая сеньорита / The Gay Senorita
- 1945 — Девушка из Лимберлоста / The Girl of the Limberlost
- 1945 — Меня зовут Джулия Росс / My Name Is Julia Ross
- 1946 — Боевой гвардеец / The Fighting Guardsman
- 1946 — Бостонский Блэки чуть не попался / A Close Call for Boston Blackie
- 1946 — Встретимся на Бродвее / Meet Me on Broadway
- 1946 — Знаменитый Одинокий волк / The Notorious Lone Wolf
- 1946 — Птица в голове / A Bird in the Head (короткометражка)
- 1946 — Ночной редактор / Night Editor
- 1946 — Галантное путешествие / Gallant Journey
- 1946 — Ночь так темна / So Dark the Night
- 1947 — Джонни О'Клок / Johnny O’Clock
- 1947 — Подставленный / Framed
- 1948 — До края земли / To the Ends of the Earth
- 1948 — Знак Овна / The Sign of the Ram
- 1948 — Галантный клинок / The Gallant Blade
- 1949 — Стучись в любую дверь / Knock on Any Door
- 1949 — Сыщик / The Undercover Man
- 1949 — Момент безрассудства / The Reckless Moment
- 1949 — Вся королевская рать / All the King’s Men
- 1949 — И с ребёнком будет трое / And Baby Makes Three
- 1950 — / Father Is a Bachelor
- 1950 — В укромном месте / In a Lonely Place
- 1950 — Срочная свадьба / Emergency Wedding
- 1950 — Осуждённый / Convicted
- 1951 — Сирокко / Sirocco
- 1951 — Родственные души / Two of a Kind
- 1951 — Семейная тайна / The Family Secret
- 1952 — Скандальная хроника / Scandal Sheet
- 1952 — Снайпер / The Sniper
- 1952 — / Assignment: Paris
- 1953 — / The Last Posse
- 1953 — Отныне и во веки веков / From Here to Eternity
- 1954 — Человеческое желание / Human Desire
- 1954 — Личный ад 36 / Private Hell 36
- 1954 — / The Bamboo Prison
- 1954—1957 — Телевизионный театр Форда / The Ford Television Theatre (телесериал, 13 эпизодов)
- 1955 — / The Violent Men
- 1955 — Узкое место / Tight Spot
- 1955 — Три полосы на солнце / Three Stripes in the Sun
- 1955 — Досчитай до трёх и молись / Count Three and Pray
- 1956 — Тем тяжелее падение / The Harder They Fall
- 1956 — / Storm Center
- 1956 — Место в бою / Battle Stations
- 1957 — Сумерки / Nightfall
- 1957 — Странный / The Strange One
- 1957 — Братья Рико / The Brothers Rico
- 1957 — / Decision at Sundown
- 1957 — Паутина / The Web (телесериал, 3 эпизода)
- 1958 — / The True Story of Lynn Stuart
- 1958 — Кричащая женщина / Screaming Mimi
- 1958 — / Me and the Colonel
- 1958 — Шоу Донны Рид / The Donna Reed Show (телесериал, 1 эпизод)
- 1958 — Театр «Алкоа» / Alcoa Theatre (телесериал, 2 эпизода)
- 1959 — Гиджет / Gidget
- 1959 — / They Came to Cordura
- 1959 — / Edge of Eternity
- 1960 — Горная дорога / The Mountain Road
- 1960 — Из ада в вечность / Hell to Eternity
- 1960 — / Let No Man Write My Epitaph
- 1960 — Театр «Гудйир» / Goodyear Theatre (телесериал, 1 эпизод)
- 1961 — Этюд в тонах страха / Cry for Happy
- 1961 — / Homicidal
- 1961 — Мистер Сардоникус / Mr. Sardonicus
- 1962 — Любитель птиц из Алькатраса / Birdman of Alcatraz
- 1962 — Кид Галахад / Kid Galahad
- 1964 — Полет из Ашийи / Flight from Ashiya
- 1964 — / Good Neighbor Sam
- 1965 — / King Rat
- 1966 — Глушители / The Silencers
- 1966 — Гиджет / Gidget (телесериал, 2 эпизода)
- 1967 — Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая / How to Succeed in Business Without Really Trying
- 1967 — Бонни и Клайд / Bonnie and Clyde
- 1967 — Сидящие в засаде / The Ambushers
- 1968 — Дележ / The Split
- 1969 — То, что надо / Where It’s At
- 1969 — / The Learning Tree
- 1969 — Чудик какой-то? / Some Kind of a Nut
- 1969 — Безумная из Шайо / The Madwoman of Chaillot
- 1970 — Залы гнева / Halls of Anger
- 1970 — Допустим, они объявят войну и никто не придет / Suppose They Gave a War and Nobody Came?
- 1970 — Большая белая надежда / The Great White Hope
- 1971 — / The Steagle
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France Burnett Guffey // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ TCM. от 6 февраля 2021 на Wayback Machine
- ↑ IMDB.
- ↑ Hal Erickson. от 26 июля 2013 на Wayback Machine
- IMDB. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- IMDB. от 20 марта 2017 на Wayback Machine
- IMDB. от 14 мая 2022 на Wayback Machine
- IMDB.
- IMDB.
- IMDB. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Eric Schaefer. от 2 мая 2021 на Wayback Machine
Ссылки
- (англ.)
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-09-06
- 1