Кристиа́н Марка́н
(
фр.
Christian Marquand
; полное имя — Кристиан Анри Маркан,
фр.
Christian Henri Marquand
;
15 марта
1927
,
Марсель
,
Буш-дю-Рон
,
Франция
—
22 ноября
2000
,
Иври-сюр-Сен
,
Валь-де-Марн
,
Франция
) — французский актёр и режиссёр. Родной брат актёра Сержа Маркана (
фр.
Serge Marquand
) и режиссёра
Надин Трентиньян
.
Биография
Кристиан Маркан родился в Марселе 15 марта 1927 года. Его родители по профессии были актёрами, а по национальности мать, Люсьена Фернанда Корнийа (
фр.
Lucienne Fernande Cornilliat
, 1906—2006)
, была испанкой, а отец, Жан Жорж Маркан (
фр.
Jean Georges Marquand
, 1904—1992)
, имел арабское происхождение. В семье из шести детей трое потом изберут творческую стезю: Люсьена (теперь Надин Трентиньян), Серж и Кристиан. После войны семья покинула юг Франции и переехала в Париж. Плохой ученик, Кристиан довольно часто менял школы, а в семнадцать лет решил начать артистическую карьеру. После шести месяцев занятий актёрским мастерством у
Тани Балашовой
, вместе с
Роже Вадимом
, он появился на сцене в
Горации
, а затем еще в нескольких спектаклях
.
Его знания, помимо французского, также испанского, арабского, английского и итальянского языков — их все он учил в детстве — помогли ему в его ранней международной карьере
.
В период оккупации Кристиан Маркан уехал в
Лондон
, где играл в постановке
Always afternoon
на английском языке
. По возвращении во Францию в 1945 году он получил свою первую эпизодическую роль в кино у
Жана Кокто
в
Красавице и чудовище
. А вскоре последовали несколько ролей побольше, пока молодой премьер не обратил на себя внимание в исторической драме
Лукреция Борджиа
(
фр.
Lucrèce Borgia
), снятой
Кристианом-Жаком
в 1953 году. После чего начался итальянский период, когда его заметил
Лукино Висконти
и предложил ему роль богемского офицера и друга главного героя в пышной мелодраме
Чувство
(1953) рядом с
Алидой Валли
и
Фарли Грейнджером
. После
Людей-торпед
(
итал.
Siluri umani
, 1954) с
Рафом Валлоне
он возвратился во Францию, чтобы играть молодого стажёра в психологической драме
Люди в белых халатах
(
фр.
Les Hommes en blanc
, 1955) Ральфа Хабиба (
фр.
Ralph Habib
) и второстепенную роль в
Любовнике леди Чаттерлей
(
фр.
L'Amant de lady Chatterley
, 1955)
Марка Аллегре
. В 1956 году Роже Вадим, который станет его другом и назовёт в его честь сына, пригласил Кристиана Маркана в свой дебютный фильм
И Бог создал женщину
.
Банальная, но чувственная история, представляющая 22-летнюю
Брижит Бардо
в различных видах одежды и без неё, также дала импульс карьере Маркана. Он исполнил одну из своих лучших ролей в картине
Жизнь
(
фр.
Une vie
, 1958)
Александра Астрюка
по рассказу
Ги де Мопассана
, где актёру удаётся найти много нюансов в его несимпатичном персонаже, распутном муже молодой невинной аристократки в исполнении обольстительной
Марии Шелл
. В 1959 году он воплощает измученного молодого героя в интерпретации Мишелем Гастом (
фр.
Michel Gast
) детективного романа
Бориса Виана
Я приду плюнуть на ваши могилы
.
В струе набирающей силу во Франции
Новой Волны
Кристиан Маркван решил попробовать себя в качестве режиссёра в экранизации одноимённого романа Жана Жьоно (
фр.
Jean Giono
)
Большие дороги
(
фр.
Les Grands Chemins
, 1962) с
Анук Эме
,
Робером Оссейном
и
Ренато Сальватори
в главных ролях. А после исполнения роли морского офицера, в легендарном военном фильме
Самый длинный день
(1962) американского производства у него появилась возможность сотрудничества с ведущими голливудскими режиссёрами. Он уехал в
США
, где снимался у
Ричарда Брукса
,
Фреда Ци́ннемана
и
Роберта Олдрича
. Завёл крепкую дружбу с
Марлоном Брандо
(который также назовёт своего сына Кристианом)
.
В 1968 году Кристиан Маркан выпустил свой второй полнометражный фильм «
Сладкоежка
» по роману
Терри Саузерна
, фантастическую комедию с сатирой на американское общество о завоеваниях
нимфетки
, которую сыграла
Ева Аулин
. Престижный международный состав включал Марлона Брандо,
Ричарда Бёртона
,
Джеймса Коберна
,
Джона Хьюстона
,
Шарля Азнавура
,
Эльзу Мартинелли
,
Ринго Старра
и даже боксёра
Шугар Рэя Робинсона
. В издание
Британского института кино
Monthly Film Bulletin
о фильме было сказано, что «
психоделики
хиппи
накладываются на самоубийственный эффект передозировки чеснока»
.
Разочарованный этим по преимуществу отрицательным приёмом, он сделал паузу в кино, уходя в живопись — его хобби — и возвратился к актёрской профессии только через три года. В 1960-е годы он легко перемещался между фильмами, сделанными во Франции, и теми, что выходили из Голливуда. В 1976 году он снялся в телефильме Марвина Дж. Чомски (
англ.
Marvin J. Chomsky
) Победа в Энтеббе (
фр.
Victoire à Entebbé
), который демонстрировался на больших экранах в Европе, и в драме
Апокалипсис сегодня
(1977) режиссёра
Фрэнсиса Форда Копполы
; сцены с ним в роли французского плантатора были вырезаны при монтаже, но заново введены в фильм в расширенной версии 2000 года. Во Франции он, в частности, изображал сотрудника службы безопасности
НАТО
у
Клода Шаброля
в
Дороге в Коринф
(1967), играл у своего деверя,
Жан-Луи Трентиньяна
, в комедии
Инструктор по плаванию
(
фр.
Le Maître-nageur
, 1978), в комедийной мелодраме у
Клода Берри
Я вас люблю
(1980) и в криминальной драме у
Алена Корно
Выбор оружия
(1981). Окончательно перебравшись во Францию, он в 1984 году работал под руководством его сестры Надин Трентиньян в драме
Будущее лето
(
фр.
L'Été prochain
), а в следующем году появился в последнем для него кинофильме
Прощай Барсук
(
фр.
Adieu blaireau
) с
Анни Жирардо
. После обнаружения у него в 1985 году
болезни Альцгеймера
, он ещё снялся в двух мини-сериалах на телевидении, но в 1987 году, в связи с ухудшением здоровья, Кристиан Маркан решил отказаться от актёрской профессии. О нём не было никаких известей до 1991 года, когда его сестра обратилась на радио по причине его исчезновения: после двух дней поисков, его в конце концов нашли блуждающим по парижскому метро
. В последние свои годы он много времени проводил в больнице, не узнавая тех, кто его посещал
.
Скончался 22 ноября 2000 года. Был кремирован в крематории кладбища
Пер-Лашез
в Париже, а его пепел передан членам семьи. Его сестра посвятила ему книгу «
Ton chapeau au vestiaire
», в которой рассказала о его болезни
.
Личная жизнь
Кристиан Маркан, который был большим
ловеласом
, женился 4 октября 1963 года
на актрисе
Тине Омон
(
фр.
Tina Aumont
), дочери актёров
Жан-Пьера Омона
и
Марии Монтес
, и состоял с ней в браке до своей смерти в 2000 году
.
Он знакомился с Тиной благодаря Роже Вадиму и, с одобрением её отца, обеспокоенного новым образом жизни его дочери, стал её мужем в 36 лет, в то время как ей было 17. Их парижская квартира пользовалась известностью богемных
пати
, также как и занимаемая ими квартира в Лондоне, куда Кристиана в 1966 году привела работа над
Сладкоежкой
. Примерно в это же время в их отношениях проявились трещины. У неё случился выкидыш, в котором он, видимо, обвинил её, и через несколько недель их трёхлетний брак фактически развалился
.
В 1971 году
он встретил актрису
Доминик Санда
(
фр.
Dominique Sanda
). 20 апреля 1972 года у неё родился от Кристиана Маркана его единственный ребёнок, сын Йан Маркан (
фр.
Yann Marquand
)
; он также работает в киноиндустрии
.
Творчество
Актёр
Кинофильмы
-
1946
:
Красавица и чудовище
(
La Belle et la Bête
), реж.
Жан Кокто
—
лакей
(в титрах отсутствует)
-
1947
:
Набережная Орфевр
(
Quai des Orfèvres
), реж.
Анри-Жорж Клузо
— эпизодическая роль (в титрах отсутствует)
-
1951
:
Девушка и привидение
(
La Demoiselle et son revenant
), реж.
Марк Аллегре
—
зуав
-
1951
:
Грязными руками
(
Les Mains sales
), реж. Фернан Ривер (
фр.
Fernand Rivers
) и Симона Берьо (
фр.
Simone Berriau
) —
Димитри
-
1953
:
Лукреция Борджиа
(
Lucrèce Borgia
), реж.
Кристиан-Жак
— Паоло
-
1954
:
Чувство
(
Senso
), реж.
Лукино Висконти
—
богемский офицер
-
1954
:
Аттила
/
Аттила, бич Божий
(
Attila, fléau de Dieu
/
Attila
), реж. Пьетро Франчищи (
итал.
Pietro Francisci
) —
предводитель Хан
-
1954
:
Люди-торпеды
(
Siluri umani
/
Torpilles humaines
), реж. Антонио Леонвьола (
итал.
Antonio Leonviola
) и Марк-Антонио Брагадин (
итал.
Marc-Antonio Bragadin
)
-
1955
:
Больше виски для Каллагана!
(
Plus de whisky pour Callaghan!
), реж. Вилли Розье (
фр.
Willy Rozier
) — в титрах не указан
-
1955
:
Люди в белых халатах
(
Les Hommes en blanc
), реж. Ральф Хабиб (
фр.
Ralph Habib
) —
Филиппон
-
1955
:
Любовник леди Чаттерлей
(
L’Amant de lady Chatterley
), реж.
Марк Аллегре
—
любовник Берты
-
1956
:
Impasse des vertus
, реж. Пьер Мере (
фр.
Pierre Méré
)
Эжен Легран
-
1956
:
И Бог создал женщину
(
Et Dieu… créa la femme)
, реж.
Роже Вадим
—
Антуан Тардьё, деверь Джульетты и её любовник
-
1957
:
Кто знает…
/
Никогда не знаешь
(
Sait-on jamais…,
), реж.
Роже Вадим
—
Мишель Лафори
-
1958
:
Желание ведёт мужчин
(
Le Désir mène les hommes
), реж. Мик Руссель (
фр.
Mick Roussel
) —
инженер Филипп Венсан
-
1958
:
Жизнь
(
Une vie
), реж.
Александр Астрюк
Жюльен де Ламар
-
1959
:
Остров на краю мира
(
L'Île du bout du monde
), реж.
Эдмон Т. Гревиль
—
Патрик
-
1959
:
Мужчины приехали
(
Llegaron dos hombres
/
Deux hommes sont arrivés
), реж. Eusebio Fernández Ardavín и Arne Mattsson —
Пабло Моралес
-
1959
:
И приду плюнуть на ваши могилы
/
Я плюну на ваши могилы
(
J’irai cracher sur vos tombes
), реж. Мишель Гаст (
фр.
Michel Gast
) —
Джо Грант
-
1960
:
Нежная и жестокая Элизабет
(T
endre et violente Elisabeth
), реж.
Анри Декуэн
—
Клод Вальтер
-
1960
:
La Récréation
, реж. Фабьен Колен (
фр.
Fabien Collin
) и Франсуа Морей (
фр.
François Moreuil
) —
Филипп
-
1960
:
Сладкий обман
(I
Dolci inganni
/
Les adolescentes
), реж.
Альберто Латтуада
—
Энрико
-
1960
:
Сержант Икс
(
Sergent X
), реж.
Бернар Бордери
—
Мишель Руссо
-
1960
:
Cibles vivantes
/
Altas variedades
, реж. Francisco Rovira Beleta —
Вальтер
-
1960
:
Schlußakkord
, реж. Вольфганг Либенайнер (
нем.
Wolfgang Liebeneiner
) —
Франк Леру
-
1961
:
Убийца выходит из тени
(
Pleins feux sur l’assassin
), реж.
Жорж Франжю
—
Иван
-
1961
:
Добыча для тени
/
В погоне за призрачной мечтой
(
La Proie pour l’ombre
), реж.
Александр Астрюк
—
Бруно, любовник Анны
-
1962
:
Парижанки
(
Les Parisiennes
), эпизод
Антония
(
Antonia
), реж.
Мишель Буарон
—
Кристиан Ленье
-
1962
:
Преступление не выгодно
(
Le crime ne paie pas
), эпизод
Дело Фенеру
(
L’affaire Fenayrou
), реж.
Жерар Ури
—
Луи Обер
-
1962
:
Как снег на голову
/
Собака на игре в кегли
(
Un chien dans un jeu de quilles
), реж. Фабьен Колен (
Fabien Collin
) —
Родольф
-
1962
:
Самый длинный день
(
Le Jour le plus long
/
The Longest Day
), реж. Эндрю Мартон (
англ.
Andrew Marton
),
Кен Эннакин
и
Бернхард Викки
—
фрегат-капитан Филипп Кьеффе
-
1963
:
Большие дороги
(
Les Grands Chemins
), реж. Кристиан Маркан —
автомеханик в Белькуре
-
1963
:
Недотроги
(
Les Saintes Nitouches
), реж. Пьер Монтазель (
фр.
Pierre Montazel
) —
Стив
-
1964
:
Суп
(
La Bonne Soupe
), реж.
Робер Тома
— Люсьен Волар
-
1964
:
Узри коня бледного
(
Et vint le jour de la vengeance
/
Behold a Pale Horse
), реж.
Фред Циннеман
—
Заганар
-
1965
:
Лорд Джим
(
Lord Jim
), реж.
Ричард Брукс
—
французский офицер
-
1965
:
Полёт Феникса
(
Le Vol du Phénix
/
The Flight of the Phoenix
), реж.
Роберт Олдрич
—
доктор Рено
-
1967
:
Ад в Макао
(
Les Corrompus
/
Die Hölle von Macao
), реж. Джеймс Хилл (
англ.
James Hill
) и Frank Winterstein —
Джей Брендон
-
1967
:
Дорога в Коринф
(
La Route de Corinthe
), реж.
Клод Шаброль
—
Роберт Форд
-
1972
:
Чао, Манхеттен!
(
Ciao! Manhattan
), реж. Джон Пальмер (
англ.
John Palmer
) и David Weisman —
предприниматель
-
1972
:
Горячий и холодный
(
Heiß und kalt
), реж. Густав Эмк (
нем.
Gustav Ehmck
)
-
1977
:
Обратная сторона полуночи
(
De l’autre côté de minuit
/
The Other Side of Midnight
), реж.
Чарльз Джерротт
—
Арман Готье
-
1977
:
Ученики чародеев
(
Les Apprentis sorciers
), реж.
Эдгардо Козарински
—
Аш
/
Беззеридес
-
1979
:
Инструктор по плаванию
(
Le Maître-nageur
), реж.
Жан-Луи Трентиньян
—
Поль Журьяс
-
1979
:
Говорите, мне интересно
(
Cause toujours… tu m’intéresses !
), реж.
Эдуар Молинаро
—
Жорж Жюльен
-
1979
:
Апокалипсис сегодня
(
Apocalypse Now
), реж.
Фрэнсис Форд Коппола
(реж. версия) —
Юбер де Маре, владелец французской плантации
-
1979
:
Полиции нравов: Секта Марракеш
(
Brigade des mœurs: La secte de Marrakech
), реж. Эдди Маталон (
фр.
Eddy Matalon
) —
Отец Петер
-
1980
:
Я вас люблю
(
Je vous aime
), реж.
Клод Берри
—
Виктор
-
1981
:
Выбор оружия
(
Le Choix des armes
), реж.
Ален Корно
—
Жан
-
1982
:
Любовная лихорадка
/
Чехарда
(
Chassé-croisé
), реж.
Ариэль Домбаль
-
1984
:
Эммануэль 4
(
Emmanuelle 4
), реж. Франсис Леруа (
фр.
Francis Leroi
) и Ирис Летан (
фр.
Iris Letans
) —
доктор Сантано
-
1985
:
Будущее лето
(
L'Été prochain
), реж.
Надин Трентиньян
-
1985
:
Прощай, барсук
(
Adieu blaireau
), реж. Боб Деку (
фр.
Bob Decout
) —
Виктор
Телефильмы
-
:
Двойная ошибка
(
La double méprise
), реж. Ж Беранже (
фр.
J. Béranger
) (к/м)
-
1976
:
Победа в Энтеббе
(
Victoire à Entebbé
/
Victory at Entebbe
), реж. Марвин Дж. Чомски (
англ.
Marvin J. Chomsky
) —
капитан Дюкас
-
1978
:
Вечер в Византии
(
Evening in Byzantium
), реж. Джерри Лондон (
англ.
Jerry London
) —
инспектор Дюбуа
-
1979
:
Нищий, вор
(
Beggarman, Thief
), реж. Лоуренс Дохени (
англ.
Lawrence Doheny
) —
инспектор Шарбоно
-
1980
:
Le Grand Poucet,
реж. Шарль-Анри Ламбер (
фр.
Charles-Henri Lambert
) —
людоед
-
1981
:
Прекрасный мир
(
Le Beau Monde
), реж. Мишель Поляк (
фр.
Michel Polac
) —
Бертран I
-
1983
:
Пабло мёртв
(
Pablo est mort
), реж. Филипп Лефевр (
фр.
Philippe Lefebvre
) —
Ребуль
Сериалы
-
1957
:
The Gay Cavalier
, реж. Лэнс Комфорт (
англ.
Lance Comfort
), и
Теренс Фишер
—
капитан Клод Дюваль
-
1983
:
Спасибо, Сильвестр
(
Merci Sylvestre
), реж. Серж Корбе (
фр.
Serge Korber
)
-
1983
: эпизод
Merveilleuse Daphné
—
режиссёр
-
1986
—
1987
:
Иллюзии любви
(
Le Tiroir secret
), реж. Мишель Буарон (
Michel Boisrond
), Роже Жильо (
фр.
Roger Gillioz
), Надин Трентиньян и Эдуар Молинаро —
Станислас
-
1987
:
Кто этот мальчик?
(
Qui c’est ce garçon ?
), реж. Надин Трентиньян —
Андре
Режиссёр
Сценарист
-
1963
:
Большие дороги
(
Les Grands Chemins
), в сотрудничестве с Пьером Ла Саль (
фр.
Pierre La Salle
) по роману «Les Grands Chemins» (1951) Жана Жьоно (
Jean Giono
)
Документальные фильмы
-
1960
:
Улица Вьей-дю-Тампль, 47
(
47 rue Vieille-du-Temple
) (к/м фильм)
-
1956
—
1966
:
Кинопанорама
(
Cinépanorama
) (телепередача)
-
1982
:
Портрет Жан-Луи Трентиньяна
(
Portrait de Jean-Louis Trintignant
) (док. фильм)
Архивные кадры
-
1964
:
Dictionary of Sex
, реж. Radley Metzger
-
2008
:
Hollywood contra Franco
(док. фильм) —
Заганар
-
2016
:
Vadim Mister Cool
(телефильм) —
он сам
Театр
-
1948
:
Грязными руками
(
Les Mains sales
), авт.
Жан-Поль Сартр
, пост. Пьер Вальд (
фр.
Pierre Valde
), Théâtre Antoine
-
1949
:
Король-рыбак
(
Le Roi pêcheur
), авт.
Жюльен Грак
, пост.
Марсель Эрран
, Théâtre Montparnasse
-
1950
:
У нас красные руки
(
Nous avons les mains rouges
), авт. Жан Мекер (
фр.
Jean Meckert
), пост. Марсель Кювелье (
фр.
Marcel Cuvelier
), Théâtre Verlaine
-
1951
:
Анна Каренина
(
Anna Karenine
), авт.
Л. Толстой
, адапт. и пост. Раймон Руло (
фр.
Raymond Rouleau
), Théâtre de la Renaissance
-
1951
:
Рука Цезаря
(
La Main de César
), авт. и пост. Андре Руссен (
фр.
André Roussin
), Théâtre des Célestins, Théâtre de Paris
Примечания
-
Комментарии
-
По другим источникам, они развелись в 1967 году.
-
Использованная литература и источники
-
Christian Marquand //
— 2005.
-
↑
Christian Marquand //
-
(англ.)
— 1990.
-
↑
(фр.)
. lesgensducinema.com (18 июня 2011). Дата обращения: 29 апреля 2017.
24 февраля 2021 года.
-
↑
(англ.)
. gw.geneanet.org. Дата обращения: 30 апреля 2017.
-
↑
Anna F.
(фр.)
. cineartistes.com (13 сентября 2009). Дата обращения: 29 апреля 2017.
9 апреля 2014 года.
-
↑
Ronald Bergan.
(англ.)
. theguardian.com (2 декабря 2000). Дата обращения: 29 апреля 2017.
28 августа 2017 года.
-
(фр.)
. cine-pedia.com (10 августа 2013). Дата обращения: 29 апреля 2017.
-
(англ.)
. mudkiss.com. Дата обращения: 29 апреля 2017.
21 января 2018 года.
-
(англ.)
. imdb.com. Дата обращения: 30 апреля 2017.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|