По музееведческой классификации музей относился к музеям исторического профиля, «собрания которых документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена»
. Его создание было обусловлено необходимостью не только организовать экспозицию, но и обеспечить приём на сохранение ценностей, находившихся в закрываемых церквях, так как согласно декретов всё это имущество представляло собой народное достояние.
На первых порах, в 1918—1922 годах, многие храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. «Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом»
. Однако по мере восстановления экономики с переходом к
НЭПу
, а также в связи с созданием новых учебных заведений и организаций был поставлен вопрос о передаче помещений закрытых церковных зданий для использования на общественные нужды и по хозяйственному назначению. Поэтому со второй половины 1920-х годов часть музеев церковного быта закрывается или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с «церковной контрреволюцией». Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности
.
Инициатором создания музея выступило общество «Старый Петербург», образованное в 1921 году рядом известных архитекторов и учёных Петрограда. Председателем Совета общества стал директор Музея Петрограда архитектор
Л. А. Ильин
. В общество входили также
А. Н. Бенуа
, П. П. Вейнер, директор Института истории искусств В. П. Зубов, В. Я. Курбатов, П. Н. Столпянский, директор
Эрмитажа
С. Н. Тройницкий
. Помимо Музея отживающего культа, по инициативе этого же общества в Ленинграде был создан Музей купеческого быта 1840—1860-х гг.
.
Директором музея был В. А. Таубер. Музейная экспозиция была развернута в анфиладных залах второго этажа обоих домов (№ 1 и 3)
.
Среди церквей, чьё имущество было передано в Музей отживающего культа, Энциклопедия Санкт-Петербурга называет
:
Собор свт. Спиридона Тримифунтского (Адмиралтейский)
Церкви ап. Павла и вмч. Георгия Победоносца при Мариинской больнице для бедных
Церковь апп. Петра и Павла при Императорском университете
Церковь апп. Петра и Павла при Императорском училище глухонемых
Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (крестовая) в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре
В 1928 г. здания были переданы
Академии наук СССР
, которая в 1932 году создала в Ленинграде
Музей истории религии
(с 1955 года — Музей истории религии и атеизма)
. Размещённый в Казанском соборе, новый музей принял коллекции Музея отживающего культа и ряда других религиоведческих музеев. Общество «Старый Петербург» было закрыто в 1938 году
.
Литература
Музей истории религии и атеизма. Путеводитель. — Л., 1981.
Павлова И. А.
Коллекция Казанского сбора. Проблема формирования и изучения музейных коллекций ГМИР. — Л., 1990.
Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. К 70-летию Государственного музея истории религии. — СПб., 2002.
Общество Старый Петербург, 1921—1923 г. Пг., 1923.
Конечный А. М. Общество «Старый Петербург — Новый Ленинград», 1921—1938 // Музей. [Сб.] 7. М., 1987. С. 249—252.
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 29 июля 2010.
30 сентября 2008 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 июля 2010. Архивировано из
15 октября 2006 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 24 октября 2012.
3 февраля 2014 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 29 июля 2010.
5 марта 2016 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 30 июля 2010.
11 июня 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 октября 2012.
17 января 2019 года.